Найти тему

#Честное_мнение. «Без очереди. Сцены советской жизни в рассказах современных писателей»

Оглавление

Сборник «Без очереди», с которым ознакомились сотрудники отдела городского абонемента, составлен из рассказов и эссе о советской эпохе. Авторы этой книги известные отечественные писатели: Марина Степнова, Ольга Вельчинская, Александр Генис, Людмила Улицкая, Евгений Водолазкин и многие другие. У каждого из них время, пришедшее на молодые годы, особенное. Читатели сборника имеют возможность увидеть известных авторов с неожиданных сторон.

Библиотекари делятся своими впечатлениями о книге. А вы читали этот сборник? Хотели бы прочесть? Поделитесь своими размышлениями в комментариях.

Марина Резник

Сборник «Без очереди» включает в себя сцены советской жизни в рассказах современных писателей. Множество популярных авторов рассказывают как свои личные, так и реальные истории близких им людей. Кто-то лишь ностальгирует по советскому детству или молодости, а для других писателей большая часть их жизни прошла в СССР.

Михаил Шишкин рассказом «Райцентр» открывает книгу. Небольшие и емкие поэтические зарисовки из советской жизни похожи на цитаты: о трамваях, о ресторанах и жалобных книгах.

«С утра, как обещали, снегопад пристал к глазам, как прирастает вата к порезам. Точит об асфальт лопаты, сгребая снег в сугробы, взвод солдат. На постаменте замер адвокат, под ласку вьюг подставив лоб Сократа. Кругом, набросив белые халаты, прохожие с авоськами спешат. Свистком и жезлом правит всей зимой в заснеженной ушанке постовой. И кажется, фигурному портрету стоять века с протянутой рукой. Но в рыхлый наст упавшую монету так иль иначе прикарманит лето».

В рассказе «Я начинаю путь» Евгений Бабушкин приводит впечатления ребенка, только вступающего в большую жизнь. Мальчик Пёпа рано потерял отца, а вскоре и страна распалась. Все это связалось воедино в его сознании:

«Все красивые родили моментально и стали некрасивыми. Двор опустел и заполнился новым поколением людей. Женские песни звучали глухо и по-мужски. Будто мертвый папа гудел оттуда. Магнитофон состарился. Пёпа понес его в дождь в ремонт, но там уже были пустые окна. Рядом закрылся часовой магазин, а до него — книжный. Все советское было не нужно. На обратном пути Пёпа встретил Хоху с парнями и Вову. Хоха продал, что мог, дела не шли».

Большинство авторов книги – выпускники Литературного института им. А.М. Горького. Благодаря своеобразию их стиля сборник наполнился широким спектром ярких эмоций и впечатлений. Каждый читатель наверняка выберет себе множество рассказов для души.

Татьяна Фирсова

Сборник «Без очереди» продолжает серию сборников прозы современных авторов. По сути это продолжение сборника «Москва: место встречи». Большинство рассказов здесь – это воспоминания, и каждый писатель выбрал свою тему: военные сборы, детская дружба, выезд заграницу, перелицовка одежды, студенчество, ГУМ и многое другое. Остальные – это художественный вымысел тоже на разные темы, с привязкой к эпохе СССР.

Удивляет в этом сборнике рутинная повседневность жизни. В быте автор ищет драгоценные, милые, и мелкие подробности. Вот и в рассказе В. Драгунского «Бойцовка и бутылка» отражена будничная реальность – жизнь студентов в ХХ веке. Они молоды, перспективны, веселы. Отдыхать любят, собираясь компанией. А там, где компания обязательно встает вопрос о спиртных напитках. На следующий день – проблема сдачи бутылок. Но не это главное в рассказе, а то, что купить алкоголь после 20 часов вечера, представлялось большой сложностью. В Москве только два магазина работали в это время. Герой рассказа находит неожиданный вариант в разрешении этой проблемы.

«Математика» в описании В. Драгунского удивляет. Стоимость бутылки была соизмерима со стоимостью ее содержимого. Все должно быть качественным: и напиток, и упаковка. В этом чувствуется забота о здоровье населения. На мой взгляд, бытовую сторону жизни отражать в литературе благое дело, но задача писателей показать и радости жизни, а их было не мало.

Никита Лейченко

Сборник «Без очереди» мне понравился. Для меня он оказался каким-то очень тёплым и… знакомым, что ли – хотя в СССР я никогда не жил. Все эти рассказы я будто бы уже слышал – из уст отца, который внезапно решил рассказать весёлую байку об армейской жизни советского солдата; из хмельных рассказов дедушки, который с друзьями решил вспомнить, как они, по уши в контрабандных заморских вещичках, проходили советскую таможню… Такие вот рассказы вызывают ностальгию по тем временам, в которых я и не жил никогда – странное чувство, надо сказать…

Ах да, «Без очереди». Отличный сборник! На самом деле в нём меня удивил тот факт, что даже через такие маленькие рассказы можно почувствовать отношение автора к той эпохе, которую никогда не вернёшь. Кто-то пишет свой рассказ с едким сарказмом – вот-де, смотрите, какую «великую» страну мы потеряли. А кто-то пишет даже о вещах нелицеприятных с нескрываемой любовью и теплотой. «Да, был дефицит, да, воровали, ну и что? Это была наша молодость, и молодость счастливая» – будто бы говорят некоторые авторы.

С юмором в большинстве рассказов тоже полный порядок – благо, под обложкой книги собрали авторов именитых и интересно мыслящих. В некоторые моменты книги я в голос смеялся – а ведь и правда, если вдуматься – абсурд! Но ведь так и было! И от этого смешнее вдвойне.

Сборник могу смело рекомендовать. Мне кажется, в этой книге каждый сможет найти себе рассказ на свой вкус, исходя из своих убеждений и даже политических взглядов.

Оксана Бородина

Признаться, мне очень нравятся сборники рассказов, выходящие под редакцией Елены Шубиной. Атмосферные обложки и иллюстрации настраивают на нужный лад. Мои полочки украшают «Москва: место встречи» и «В Питере жить» и я довольно регулярно возвращаюсь к живущим в них историям и зарисовкам. Сборник «Без очереди», несмотря на казалось бы далекую мне тему, не стал исключением. Как ни странно у меня случаются фантомные боли по советскому времени, обусловленные бабушкиными рассказами и самим духом ее дома, пропитанного запахами варенья и сдобы, напоенного старыми песнями, фильмами, фразами. Удивительный островок, на котором совсем мелкая я пережидала шторм бушующего моря девяностых. Ни Союза, ни пионеров уже не было, а галстук у меня был. Больно уж он мне нравился. И ковер на стене, и пирамидка подушек под крахмальной салфеткой, и какая-то нерушимая вера, что всё в конце концов будет хорошо. Очень уютно было, спрятавшись в самодельный домик из одеял и фантазий, наблюдать за безумством интенсивно меняющегося, неожиданно цветного и взрывного мира. Теперь я понимаю, что и большой тот дом тоже был из фантазий. И они развеялись. И вот я вновь погрузилась в эту удивительную ушедшую эпоху.

Прелесть данных сборников в том, что читатель может познакомиться с литературным стилем и слогом сразу множества современных талантливых авторов. Авторов очень разных, с различным видением мира и времени, в которое они погружают нас на страницах своих рассказов. Здесь можно встретить давно любимых и знакомых писателей, как старых друзей на большом празднике, и открыть для себя новые имена, тем самым пополнив свой список на прочтение. Хорошо знакомые мне Сальников и Некрасова, создают ощущение узнавания, Степнова и Водолазкин ласкают слогом. Всех и не перечесть. Лучше взять и прочесть. Что и рекомендую.

Надежда Чооду

Люблю сборники. Малая форма всегда притягивает возможностью познакомится с большим количеством творцов в короткое время. Основная масса рассказов однозначно понравились, но, пожалуй, самым ярким для меня оказался "Внутренняя Мордовия" Дмитрия Захарова. Автор, кстати, из Железногорска.

Порою раздражают сетования по поводу развала Союза, выражусь словами автора совсем другого рассказа (предупреждаю, фраза вырвана из контекста, но все же) – "...меня окружает мир, пропитанный мертвечиной". Неприятно, но факт. Когда читаешь сборник подряд, начинают приедаться концовки, пропитанные светлой грустью и болью утраты. В этом же все предельно сжато, просто, не размазано витиевато по страницам, и, как мне показалось, за некоторой едкостью, все же жизнь настоящим, а не прошлым. И центральная тема повествования – талоны, точнее о том, как работает память о прошлом и формируется ложная в будущем.

Но смысл, конечно же, не в талонах. От рассуждений "что имел в виду автор" тоже несет неприятным душком, но мне, совсем чуть-чуть прожившей в СССР, показалось, что это не только о том периоде. Не знаю, насколько правильно был понят посыл, но все же думается, та самая "Внутренняя Мордовия" еще не раз восстанет из пепла в душах моих соотечественников, к сожалению.

"А притворное незнание стало куда более устойчивой идеологией, чем коммунистическая, капиталистическая, любая другая.
Притворное незнание превратилось в основную религию Внутренней Мордовии".

Ольга Сатаева

Я не росла в советское время, поэтому истории из сборника рассказов "Без очереди" не про мою эпоху, но было довольно любопытно прочитать про советский быт. Сами рассказы написаны довольно известными и талантливыми авторами и по объëму небольшие, что является плюсом. Но вот не нашлось рассказа, который впечатлил бы меня или как-то тронул. "Рассказ человека с зелёным сердцем" вогнал в уныние и тоску. Рассказ Елены Колиной "Свои- чужие, или Папины дочки" тоже не вызвал каких-то тëплых чувств. Грустно, что дети живут не так, как им хочется, а так, как хочется родителям. Но мне кажется, что это было не только в советское время, но и в наши дни.

Ирина Лысенко

Сборник рассказов написан целой плеядой современных писателей, посвящённый важному историческому периоду. Главная тема – это советское время, о котором вспоминают с юмором, с грустью, с иронией, с ностальгией именитые и малознакомые авторы.

Мне интересно было погрузиться в чтение об ушедшей навсегда целой эпохе, ведь мое детство пришлось на восьмидесятые годы. Поэтому некоторые моменты и реалии того времени знакомы и близки.

Некоторые истории понравились больше, чем другие. Это Евгений Водолазкин с его студенческой педагогической практикой в летнем лагере, Людмила Улицкая с непростым и дорогим сердцу гардеробом, Марина Степнова с солнечным и манящим Кишиневом, Татьяна Толстая с особенностями непростого времени. Этот увлекательный сборник рассказов советую к прочтению.

Надежда Рогина

Считаю данный сборник не очень удачным. На мой взгляд, интересные и сильные авторы, творчество которых я люблю, здесь совершенно не раскрылись. Малая проза жанр не такой уж и простой, как кажется на первый взгляд. Некоторым я откровенно не поверила. Например, рассказ Шамиля Идиатуллина «Стране нужна бумага». Пятиклассник Ибрагимов с семи утра ходит по квартирам, собирает макулатуру и случайно к завучу забрёл. Шамиль Идиатуллин явно всё выдумал, или где-то что-то услышал, не вдаваясь в детали. А детали есть. Во-первых, пятиклашки любили ходить компанией, минимум – с другом. Чувство коллектива, товарищества прослеживалось во многих начинаниях, даже если речь шла о соревновании. Во-вторых, в советское время люди так хорошо знали где, кто живет по соседству, что маловероятно «случайно» зайти в гости за макулатурой к завучу, да ещё и так смело пытаться вытребовать газетки (это в 90-е школьники стали чуть наглее, но не в советский период)...

И Людмила Улицкая разочаровала. Откровенно скучный рассказ «Лоскуток». Ведь с советской эпохой связано столько интересных моментов, и даже тему одежды и обуви можно было раскрыть гораздо ярче. Не поняла смысл создания данного сборника. Целая эпоха! Мощная, динамичная, многогранная, эмоционально взрывная, очень сильная, великая! А людям литературной среды, оказывается, и сказать-то особенно нечего. Не рекомендую.

Зарина Якупова

Не могу сказать ничего определенного про этот сборник. По крайней мере, те рассказы, что я выбрала, забылись сразу после прочтения, для отзыва даже пришлось опять заглядывать в книгу.

Это легкое, развлекательное чтиво, так, наверное, проходит день у старушек на лавочке: воспоминания об очередях, дефиците, кто что и как доставал и во что это вылилось. «Лоскуток» Улицкой описывает ситуацию, когда вся одежда буквально по десять раз перешивалась, перелицовывалась и переходила по наследству следующему поколению, когда каждый лоскуток был исследован на предмет пригодности и пущен в дело. «Несуны» Толстой про всеобщий дефицит и про то, как народ в этих условиях тащил, нес, попросту воровал все ото всюду. Именно в эти времена были в ходу анекдоты про то, как мужики украли с работы негра, перепутав его с рубероидом, поговорки «все вокруг колхозное, все вокруг мое» и «тащи с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость». «Белый унитаз» Степновой – это про чистой воды беззаботное и чудесное детство, про цвет, вкус и запах солнца, про розы, варенье, рынок, про маму с папой. В общем, приятный рассказ. И так весь сборник: в основном, про быт и про жизнь – простую, обычную, грустную и веселую. Рекомендую любителям расслабиться и нуждающимся в позитиве.

Галина Бондарева

Если вы хотите совершить путешествие в советское время, узнать действительность и стиль советской эпохи, то эта книга для вас. Небольшие рассказы, порою забавные, а порою грустные и меланхоличные, есть уж и совсем лаконичные. Со страниц произведений на нас смотрят живые люди, показано их детство, школьные и студенческие годы, армия, работа и т. д. Увлекательное описание образов или персонажей того времени, событий, быта, самой жизни. Жизнь, когда замшевые или кожаные вещи придавали владельцам особый статус, когда мебель бралась неведомо где, когда биография семьи могла быть представлена большим лоскутным одеялом, когда на сданные бутылки можно было продержаться до зарплаты, когда мода считалась делом не самым серьезным и когда понятие дефицита имело повсеместное значение.

Но почему-то особенно мне понравился рассказ Елены Холмогоровой “Планета Юшино, или Сталк по заброшкам”. Для московской девочки село Юшино было как другая планета. Гостившая там со своей няней Паней, она видела как “несли воду из колодца на коромысле, зажигали после заката керосиновую лампу-семилинейку, гремели молочными бидонами, вынимали ухватом картошку из печи, нестройно пели хором”. И вот спустя годы, она видит “Сталк по заброшенному селу Юшино” и чувство утраты сжимает горло. Жителей и наезженных дорог уже нет, а красота осталась: поля, лес, речка. Я думаю, что такая грусть и ностальгия по прошедшим, но добрым воспоминаниям, есть в душе у каждого человека.

В целом сборник мне понравился: ёмко, легко, интересно, нескучно!