Один из величайших кинорежиссеров современности Андрей Кончаловский поставил спектакль по пьесе одного из величайших кинорежиссеров авторского кино Ингмара Бергмана и по его величайшей одноименной кинокартине, центральной в творчестве режиссера.
К слову сказать, фильму «Сцены из супружеской жизни» Бергмана в этом году исполняется полувековой юбилей. Картина получила многочисленные международные награды — премии «Давид ди Донателло», «Золотой глобус», национального общества кинокритиков США, в том числе за лучшую актерскую работу Лив Ульман — исполнительницы главной роли Марианны и гражданской жены режиссера Ингмара Бергмана, которую он часто снимал в своих фильмах.
Андрей Кончаловский в этом подражает шведскому мастеру — приглашает на главную роль Марины свою жену Юлию Высоцкую, также часто доверяя ей главные роли в своих работах.
«Сцены из супружеской жизни» Кончаловского перенесены из шведских 70-х в российские 90-е, и такие годы выбраны неспроста. Шведский режиссер очень тонко почувствовал период переоценки семейных ценностей, который пришелся в Швеции как раз на 60-70-е годы. В России же это произошло чуть позже, когда политические изменения в стране вызвали глобальные изменения и в ячейках общества. Находясь внутри камерных переживаний семьи — Марины и Ивана — мы видим на экране происходящие фоном события, музыкальные номера, политические фигуры, которые задают тон и характер знакового десятилетия. Похоже, режиссеру важно не только приблизить микроскопом трудности, возникающие в среднестатистической семье того времени, но и показать как то самое время предопределило или хотя бы просто повлияло на них, а главное — какими могут быть последствия взаимного непонимания супругов.
Не являясь по сути режиссером театральным, и не имея конкретной сцены, для которой создавался этот спектакль, Андрей Кончаловский экспериментировал и с исполнителем мужской роли, и даже с языком пьесы. В 2018-м году режиссер поставил «Сцены из супружеской жизни» на итальянском языке, главную роль при этом также исполняла Юлия Высоцкая, а годом позже для МХАТа имени Горького представил постановку на русском языке. Партнерами Юлии по сцене выступали в разных версиях Александр Домогаров и Гоша Куценко.
Сейчас для Театра Моссовета режиссер демонстрирует нам новую смену — роль Ивана играет Алексей Розин, дуэт с которым у Юлии Высоцкой возникает не впервые: актеры вместе заняты в другой постановке Андрея Кончаловского для того же театра — «Укрощении строптивой».
Влюбленные глаза режиссера из директорской ложи во время спектакля, кажется, повторяет весь зрительный зал: благодаря игре Юлии Высоцкой действие на сцене мерцает драматическими красками и держит внимание с первой до последней минуты пьесы.
Достаточно жестокий муж Иван, заставляющий жену сделать аборт и бросающий ее после этого для нового брака со своей любовницей, страдающий, зависимый от Марины, но считающий виноватыми всех вокруг кроме себя, и Марина, романтичная и в меру самодостаточная, признающая приоритет быть любимой над счастьем и гордостью. Оба не понимают до конца, что делать со своими отношениями. Оба уверены, что ребенок для них преждевременен, при том, что ей за 30, а ему за 40.
Семейная картинка получилась немного грустной, но очень узнаваемой и оттого спектакль будет интересно смотреть семейным парам, особенно тем, кто уже давно в браке — зеркальные отражения на сцене заставят задуматься. Если же вы выбираете, куда сходить со своей второй половинкой, брак с которой(ым) только стоит в ваших планах, возможно, стоит выбрать что-то другое, чтобы романтические мечты об идеальной семейной жизни не рассыпались о реальный образ института брака, который представлен на сцене во всей своей естественности и непринужденности.
Сцены из супружеской жизни в Театре Моссовета
27 февраля 202327 фев 2023
1869
3 мин
4