Найти тему
ТАСС

Глава транспортной полиции Олег Калинкин: в России снижается преступность на транспорте

   Олег Калинкин  Максим Григорьев/TACC
Олег Калинкин Максим Григорьев/TACC

Сотрудники транспортной полиции обеспечивают безопасность на объектах железнодорожного, воздушного и морского транспорта. О том, кто и где чаще всего совершает преступления на транспорте, какие новинки появились на вооружении транспортных полицейских, как санкции отразились на техническом обеспечении управления, что чаще всего из запрещенных для перевозки предметов изымают на транспорте, в интервью ТАСС рассказал начальник Главного управления на транспорте МВД России Олег Калинкин.

— Олег Викторович, на каком виде транспорта в России меньше всего совершается преступлений? Какой является лидером?

— Как известно, к зоне оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте относятся объекты железнодорожного, воздушного, водного (морского и речного) транспорта. Если говорить о преступности на данных объектах, то в целом в течение последних пяти лет она снижается. В частности, в прошлом году количество преступлений на транспорте сократилось на 4%. Около 70% преступлений в общей структуре преступности на транспорте приходится на железнодорожные объекты. Меньше всего их зарегистрировано на объектах морского транспорта — около 3%. Не обходится, конечно, без преступлений и на объектах воздушного транспорта, они там "определенные", во многом характерные именно для этого вида транспорта.

— А какое самое распространенное преступление на транспорте?

— Самые распространенные преступления на транспорте — это кражи, в среднем они составляют примерно 33%, то есть каждое третье преступление. За последние пять лет этот вид преступлений сократился, если в 2018 году всего зарегистрировано 12,5 тыс. краж, то в 2022 году их стало уже 11,6 тыс. Следует отметить, что также улучшается раскрываемость таких преступлений. И еще один интересный момент. Если раньше в основном были умышленные кражи, то сейчас это так называемые кражи-присвоения. Например, человек оставил телефон, сумку, гаджет в самолете или поезде, на железнодорожной станции, а их подбирают и завладевают в своих интересах. Но, согласно нормативным правовым актам, это является кражей, и гражданина, который совершил такой поступок, мы находим и привлекаем к ответственности.

После краж менее распространенными являются преступления, связанные с наркотиками. Почти каждое четвертое из них — непосредственно незаконный оборот наркотиков (их сбыт, перевозка на объектах транспорта). Совершаются и другие преступления, но они менее распространены. Хочется отметить, что для объектов транспорта не характерны тяжкие преступления против жизни и здоровья.

— Прогресс не стоит на месте, появляются новые технические средства, которые помогают полицейским пресекать противоправные действия и задерживать злоумышленников? Какие новинки внедряются в работу полицейских вашего подразделения?

— Безусловно, новые технические средства помогают нам контролировать оперативную обстановку. Например, сейчас патрульные полицейские при несении службы имеют при себе видеорегистраторы, которые осуществляют видеосъемку в непрерывном режиме. Это и помощь в расследовании правонарушений, и профилактическая составляющая. Относительно недавно мы получили и уже начали эксплуатировать новый катер "Альянс-8,5М" российского производителя. В его разработке участвовали представители ГУТ МВД России. Данный катер оснащен беспилотным летательным аппаратом и телеуправляемым подводным аппаратом. Он позволяет более оперативно исследовать дно водоема, не прибегая к помощи водолазов, если вдруг утонул человек, затонуло судно, обнаружен подозрительный предмет, браконьерские сети. В транспортной полиции используются и современные досмотровые технические средства, они позволяют обнаружить взрывчатые вещества и подозрительные предметы. Есть современная экспертная техника, средства фотовидеофиксации, для отдельных задач применяем беспилотные летательные аппараты.

Наряды транспортной полиции не только следят за правопорядком на стационарных объектах, но и сопровождают пассажирские поезда. Ну и сами понимаете, в пассажирских поездах при их движении всегда бывают ситуации, когда требуется детализировать ту или иную информацию. Сегодня при помощи современной техники наряды сопровождения без проблем могут получить необходимые сведения, они дистанционно проверяют людей по разным учетам.

— А санкции повлияли как-то на техническое оснащение подразделений полиции на транспорте?

— МВД не только с прошлого года, когда санкции активно стали вводить, начало переходить на российского производителя. Этот процесс осуществляется уже давно. Особенно это касается цифровой техники.

Так, только в прошлом году для транспортной полиции было приобретено свыше 400 автомобилей, в основном это автомобили российского производителя. У нас идут плановые замены автопарка, приобретение российских катеров.

Также у нас отечественная радиотехника, компьютеры мы закупаем у отечественных производителей. Сбоев в поставках не было.

— Как камеры фотовидеофиксации и системы распознавания лиц помогают полицейским поддерживать правопорядок на объектах транспорта? Во всех ли регионах они используются? Все ли поезда и самолеты оснащены системами видеонаблюдения?

— Сегодня все объекты транспорта — воздушного, водного, железнодорожного — оснащены камерами наблюдения, в том числе подвижной состав: дальние поезда, электропоезда. Они очень помогают сотрудникам транспортной полиции оперативно, по горячим следам раскрывать преступления. Вместе с тем, конечно, хотя сегодня, в век современных технологий, можно рассчитывать на видеокамеры, все равно сотрудник должен прежде всего работать сам, не надеясь на камеры. Личное общение с очевидцами преступления, со свидетелями крайне важно в оперативной работе.

— Какой среднестатистический портрет преступника на транспорте: женщины или мужчины, какого возраста, граждане нашей страны или иностранцы?

— Среднестатистический портрет преступника на транспорте выглядит следующим образом: 90% — это мужчины, 10% — это женщины. Если взять возрастную категорию, то больше всех преступлений совершают лица в возрасте от 30 до 49 лет, это где-то около 60% преступлений. 6% преступлений совершают иностранцы.

Из 100% преступлений примерно 9% совершено в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Приблизительно 50% преступлений приходится на лиц, которые не имеют постоянного источника доходов, около 40% — это лица, которые ранее привлекались к ответственности за совершения преступления. Не так много несовершеннолетних, совершивших преступления на транспорте, — всего 1%. С подростками ведется активная профилактическая работа.

Существует некий стереотип, что на транспорте преступления совершают лица с низким социальным статусом. Действительно, таких людей еще лет 10–15 назад было много. Они пытались у кого-то на вокзале сумку украсть, своровать на железнодорожном транспорте детали верхнего строения пути, которые сдавали на металлолом, похищали грузы. Сейчас таких людей на объектах транспорта мы видим достаточно редко.

— Часто ли приходится сталкиваться с зацеперами? Изменилась ли ситуация за последние годы?

— Сейчас основная категория зацеперов — это либо студенты, либо молодые люди, которые уже работают, в возрасте где-то до 29–30 лет. Они в экстремальных поездках ищут драйв. Это не подростки 14 лет, у которых нет 100 рублей, а надо на электричку прыгнуть, чтобы доехать до соседней станции. Примерно лет пять-семь назад они стали через интернет объединяться в различные группы, через которые договариваются о групповых таких акциях, заездах, вовлекают в них несовершеннолетних. Безусловно, мы не могли оставить ситуацию без внимания, потому что понимаем, чем заканчивается зацеперство: смертями, либо инвалидами люди становятся. Сотрудниками транспортной полиции проводились и проводятся профилактические акции, рейдовые мероприятия, мы размещаем на сайты, в блоги групп зацеперов свои профилактические материалы, информируем об ответственности, отрицательных последствиях их заездов.

По нашим материалам Роскомнадзор блокировал такие сайты. Например, УТ МВД России по ЦФО выявлено около 1 тыс. страниц, где пропагандировался зацепинг, примерно 600 страниц заблокировано. В УТ МВД России по СЗФО проведена работа по блокировке более 5 тыс. таких интернет-ресурсов.

И вы знаете, удалось добиться положительных результатов, участники стали выходить из групп зацеперов, сократилось число совершаемых ими правонарушений. Это подтверждают и цифры. Если в 2021 году к ответственности по части 1 статьи 11.17 КоАП ("Проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах" — прим. ТАСС) было привлечено 1 079 человек, то в прошлом году их количество сократилось почти на 10% — до 983.

Повлияли на ситуацию также и изменения законодательства. Если еще до 2022 года за зацеперство по статье 11.17 КоАП нужно было заплатить 100 рублей всего, то сейчас штраф составляет от 2 тыс. до 4 тыс. рублей.

— Несчастные случаи — больше или меньше их стало? Часто ли пострадавшими становятся дети? Как удается добиться положительных результатов?

— За последние десять лет травматизм на объектах транспорта уменьшился в два раза. Так, в прошлом году было травмировано 1 879 человек, а вот десять лет назад эта цифра достигала почти 4 тыс. человек. К сожалению, в прошлом году со смертельным исходом было 1 293 происшествия на объектах транспорта, а десять лет назад — 2 498.

Когда мы говорим о травматизме, нужно обращать внимание и на травмирование несовершеннолетних. По стране за прошлый год было травмировано 159 детей и подростков, из них 79 погибло.

В целях недопущения трагических событий мы проводим различные акции — например, ко Дню защиты детей, к 1 сентября, в период школьных каникул проводятся акции "Безопасная дорога домой", конкурсы рисунков, квесты. Это уже стало традиционным.

Совместно с Министерством просвещения и Генеральной прокуратурой рассматриваются вопросы включения в учебную программу целевых уроков об опасных факторах и последствиях при нахождении в зоне движения поездов, с популярными видеохостингами — о включении профилактических материалов по безопасному поведению на транспорте.
Цель этой работы — формировать культуру безопасного поведения на объектах транспортной инфраструктуры.

Кроме того, прорабатывается вопрос увеличения размера административного штрафа за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах со 100 рублей до 2 тыс. рублей. Это тоже внесет свою лепту в снижение травматизма граждан. В настоящее время законопроект о внесении изменения в статью 11.1 КоАП РФ рассматривается в Государственной думе.

Но еще что важно. Детей должны родители оберегать, они должны им рассказывать элементарные правила безопасности. И прежде всего — что ни в коем случае нельзя переходить железнодорожный переезд в наушниках или погрузив все внимание в телефон.

— Как отразилось на вашей работе ограничение транспортного сообщения с рядом стран с началом СВО? Повлияло ли на состояние преступности?

— С началом специальной военной операции воздушное сообщение с некоторыми странами практически остановилось, с рядом государств оно не прекращалось, идут чартерные рейсы. Конечно, прошла переориентация потоков пассажиров, особенно туристических, у нас внутри страны. Это повысило нагрузку на объекты железнодорожного транспорта. Сейчас люди стали больше пользоваться железнодорожным транспортом, чем воздушным. И морские порты продолжают работать.

Что касается преступности, то резких изменений на транспорте не последовало. На это в большей степени, я считаю, повлияли профилактические меры.

— Начиная с февраля прошлого года в связи с обострением ситуации в ДНР и ЛНР люди из этих регионов начали массово переезжать в Россию. Для этого в том числе был задействован ж/д транспорт. Как обеспечивается безопасность таких потоков? Пришлось ли привлекать сотрудников других регионов в приграничные районы, где поток беженцев был максимальный?

Еще до начала специальной военной операции из-за обострения ситуации в Донбассе было принято решение президентом Российской Федерации о перемещении беженцев из ДНР и ЛНР. Были организованы специальные поезда. Все эти поезда были под контролем нарядов сопровождения ОВДТ. Кроме обеспечения безопасности сотрудники транспортной полиции также помогали беженцам, которые ехали с детьми, при необходимости помогали людям переносить вещи.

В ходе работы по эвакуации граждан быстро выстроилось взаимодействие с коллегами из МЧС, мы также работали с органами власти и железнодорожниками. Потом также без проблем проводилась работа, да она и сейчас продолжается, с гражданами из Запорожской и Херсонской областей. Для всех желающих выехать из этих регионов наши сотрудники стараются создать максимально благоприятные условия.

Особое внимание уделяется перемещению детей, они находятся на особом нашем контроле. В данном случае речь идет как о детях, которые выезжали из новых регионов в оздоровительные лагеря, так и любых детских перевозках.

— Какие запрещенные вещества для перевозки чаще выявляют транспортные полицейские? На каком транспорте? Регулярно ли проводятся профилактические рейды?

— Среди запрещенных веществ для перевозки сотрудники транспортной полиции чаще всего выявляют наркотики. За прошлый год сотрудниками транспортной полиции было изъято более 1,7 т наркотических веществ. Больше всего наркотиков изымалось на железнодорожном транспорте, примерно 85% всех наркотиков, изъятых на транспорте. Но, конечно, люди везут не только наркотики, но и запрещенные предметы. В частности, это незарегистрированное оружие, боеприпасы, холодное оружие.

Всего было выявлено около 1 тыс. попыток провоза запрещенных к перевозке предметов и веществ. Работу по пресечению таких противоправных действий мы проводим вместе с сотрудниками транспортной безопасности, службы авиационной безопасности.

— Как часто приходится сталкиваться с авиадебоширами? Что чаще всего становится причиной такого поведения людей?

— Количество авиахулиганств с каждым годом сокращается. В прошлом году около 2 тыс. случаев недопущения граждан к перевозке, в позапрошлом году — 2 400. Чаще всего авиадебоши происходят на крупных транспортных узлах — в Московском регионе, у нас здесь крупные аэропорты: Внуково, Домодедово, Шереметьево. Наверное, 80% авиапотока идет через московский авиаузел. Далее — Санкт-Петербург, Мурманск, где тоже было немало дебоширов. В других регионах подобные случаи единичны. Больше хулиганят мужчины (около 2/3 случаев), женщины меньше.

В прошлом году из этой категории 48 человек привлечены к уголовной ответственности за деструктивное поведение, и 1 801 человек — к административной ответственности, что меньше, чем в 2021 году.

Также снизилось количество авиапассажиров, удаленных с борта воздушного судна за нарушения общественного порядка. Передано полиции в прошлом году было около 1,5 тыс. лиц. Из них к уголовной ответственности привлечено 13, к административной — 1 408 человек.