Американский режиссёр индийского происхождения М. Найт Шьямалан прославился благодаря двум коронным художественным приёмам: разящей наповал неожиданной концовке и странным диалогам, которые будто бы написали инопланетяне, плохо представляющие жизнь землян.
Некоторые из его фильмов чересчур переоценены, другие незаслуженно оплёваны. "Шестое чувство" называют шедевром, а некоторые критики считают вершиной творчества Шьямалана "Неуязвимого". Смотрел в своё время оба - скучновато. С другой стороны, "Таинственный лес" считается примером плохого фильма, а мне понравилось (возможно, потому, что смотрел в кинотеатре с девицей). Ну да, финал считывается сразу - и что? Атмосферно так, приятно глазу.
Много шишек досталось "Явлению". На любимом сайте в хит-параде всех фильмов Шьямалана этому произведению досталось последнее место. Критики смеются над концовкой: мол, всех погубили растения - какая глупость! Вопрос: а чем это отличается от множества других американских ужастиков? Мало ли фильмов, где на людей охотятся неодушевлённые предметы... Видимо, дело именно в личности режиссёра. После означенного "Шестого чувства" его назвали новым Хичкоком и возложили на него большие надежды... Что было дальше - хорошо продемонстрировано в этой картинке под названием "Эволюция фаната М.Найт Шьямалана". Можно понять даже без знания инглиша:
Некоторое возрождение Шьямалана как успешного режиссёра началось в 2015 году, вместе со скромным фильмом под названием "Визит". С него и начну сегодняшнюю небольшую подборку.
"Визит"/The Visit (2015)
Двое подростков приехали на неделю к бабушке с дедушкой, которых раньше никогда не видели, потому что мама с ними когда-то поругалась - да ещё и фильм решили об этом снять. Старики вроде милые, но только на первый взгляд: бабуля по ночам то блюeт, то бегает на четвереньках, а дедуля кидается с кулаками на прохожих. "Ничоси", - подумали дети, но снимать не перестали. Я было решил, что это очередная псевдодокументалка про одержимых, по типу "Паранормального явления" и т.д. но оказалось, что всё гораздо проще...
Ну что сказать. Штамп на штампе, условность на условности - в эпоху Интернета не знать, как выглядят собственные бабушка с дедушкой?! Но смотрится живенько, и дети симпатичные. Желания выключить не возникло ни разу. В целом - стандартная такая псевдодокументалка чуть выше среднего, я видел много хуже. (А я смотрел добрую сотню фильмов жанра found footage). И ничего обычного шьямалановского - ни чрезмерной серьёзности, ни пафоса, ни многозначительности.
"Сплит"/Split (2016)
Потом в руки господину МНШ попала книжка про Билли Миллигана. И решил он снять триллер про человека, в котором уживалось аж 23 личности.
Множественное расстройство личности - штука довольно забавная: человек не просто считает себя разными людьми, но на время становится каждым из них. Например, начинает говорить на языке, которому никогда не учился, или, скажем, если он считает себя азиатом-каратистом, то может кирпичи ломать голыми руками... Так говорят. Но есть и другое мнение: что всё это "липа", в том числе и история вышеупомянутого Миллигана. Но Шьямалан снимал художественный фильм, на реализЬм ему было плевать.
В общем, жил-был некий Кевин, которого в детстве обижали, и он в итоге размножился. Среди его ипостасей были и добрые, и не очень - последние взяли верх и похитили трёх девушек, дабы принести их в жертву Зверю. Зверь - это 24-я личность Кевина, которая ещё не появилась на свет, но скоро вот-вот появится: этакий злой супермен, умеющий скакать по стенам и способный выдержать выстрел в упор из дробовика. Девушкам, знамо дело, всё это не нравится, и они пытаются сбежать. Одна из пленниц - настоящая охотница, очень хитрая и расчётливая, но и у неё тоже было трудное детство...
Объективно, как ни крути и ни виляй - очень хороший фильм. Джеймс Макэвой потрясающе сыграл сразу несколько личностей Кевина, жаль что не все 24 показали. И драмы хватает, и триллера. А в конце - парочка действительно неплохих "вот-это-поворотов", особливо самый последний. Мол-де: Зверь, конечно, крутой, но здесь найдётся кое-кто, кто даст ему прикурить...
"Стекло"/Glass (2018)
После того, как "Сплит" внезапно оказался сиквелом "Неуязвимого" (возможно, лучший "вот это поворот" во всей фильмографии Шьямалана), фанаты затаили дыхание в ожидании третьего фильма серии - "Стекло". Когда он вышел - все, в основном, плевались, или в лучшем случае, говорили: "Местами неплохо, но..." Неужели всё так страшно?
Итак, человек в зелёном плаще (Брюс Уиллис) начинает охоту за человеком с двадцатью личностями (Джеймс Макэвой). В итоге оба попадают в психушку, где встречают Мистера Стекло (Самуэль Л. Джексон) - злодея из первого фильма. Интригует? Да, но... Первую половину фильма (целый час!) не происходит почти ничего. Зритель ждёт: когда же уже герои сбегут из дурдома и начнут красиво вышибать друг из друга дух? Сбегут, конечно. И только мы приготовились к суперменистому мордобою, как Шьямалан в коронном стиле преподносит очередной ВОТ ЭТО ПОВОРОТ: фильм не об этом. От слова вообще.
Словом, я понял, чем так были разочарованы зрители. Ждали очередных "Мстителей", а им подсунули этакий антикомикс: драк мало, и все они нарочито не зрелищные, а главное здесь - именно что неожиданные повороты сюжета. И знаете что - замысел я оценил.
В целом, мне понравилось. Затянуто - да, высокопарно - да, но это беда почти всех фильмов Шьямалана, который, если честно, режиссёр средненький - просто иногда у него рождаются хорошие сценарии. Зато Макэвой прекрасно изображает двадцать разных людей, в том числе и всеми любимого девятилетнего Хедвига. А сына Уиллиса играет тот же актёр, что и в "Неуязвимом", повзрослевший на 19 лет. Вердикт? Фильм слишком странный, чтобы назвать его однозначно хорошим. Но мне понравилось.
"Время"/Old (2021)
Несколько семей очутились на пустынном пляже, где время течёт в ускоренном темпе. Люди стремительно стареют, приблизительно со скоростью 2-3 года в час. Выбраться с пляжа нет возможности, остаётся лишь беспомощно смотреть, как тело превращается в труху. Безумие и ужас прилагаются.
В руки М.Найт Шьямалану в кои-то веки попал мощный концепт, который невозможно испортить, хотя ему это почти удалось. Персонажи, как обычно в его фильмах, ведут себя ОЧЕНЬ странно и произносят реплики, до которых ни один живой человек не додумается. Фильм полон условностей, которые кое-как объясняются: мол, если время, а с ним и все физиологические процессы текут так быстро, почему ногти и волосы не отрастают до земли?.. А самое мерзкое (и наивное) - концовка. Посмотрите - увидите. Намекну лишь, что на сей раз Шьямалан не придумал никакого супернеожиданного финала. Впрочем, оно и к лучшему.
Потому что кинцо реально интересное, и концепт свежий (помню только повесть Рэя Брэдбери "Лёд и пламя" почти на тот же сюжет, там своих условностей хватало). Сейчас о фильме говорят: "Ну, такое...", а лет через десять, уверен, назовут никем не понятой классикой. В любом случае, Шьямалан доказал, что ещё что-то может.
И вот наконец самый свежий фильм режиссёра. Сразу скажу: готовьтесь к худшему.
"Стук в дверь"/Knock at the Cabin (2023)
Однoпoлая пара с приёмной дочкой приехала отдохнуть в лесной домик, тут откуда ни возьмись - четверо странных людей, которые быстро взяли семейку в плен и объявили: мол-де, скоро конец света, который можно остановить одним способом - если кто-то из двух "пап" согласится принести себя в жертву. В качестве доказательства психи начали истреблять сами себя по одному на глазах у пленников.
Вспомним про две главных приметы почерка Шьямалана. Первая - "инопланетные" диалоги - на месте. И это выглядит органично, ибо у свидетелей апокалипсиса шарики с роликами явно не на месте. А вот насчёт второго, то есть "вот это поворота"...
Финал здесь считывается с самого начала. Ребёнок бы догадался, что герои посопротивляются, а потом согласятся со своей печальной участью. Если только режиссёр не выкинет какой-нибудь коронный фортель... Не выкинул. Так что в каком-то смысле, фильм получился непредсказуемым из-за своей предсказуемости.
Как же Шьямалану удалось растянуть такой простой сюжет на целый фильм? С трудом. Ради этого пришлось навтыкать флэшбеков из жизни простой американской гeй-семьи. История получилась по крайней мере не затянутой и по-своему даже интересной, хотя и ничего особенного. Честно скажу: из всех пяти перечисленных мной здесь фильмов этот - самый слабый. Хотя на фоне "шедевров" вроде "После нашей эры" он не так уж плох.
При этом в США фильм хвалят, и в упомянутом мной хит-параде "Стук" попал на 4 место из 15. Но мы-то знаем, почему!
Всем спасибо! Добавляйтесь!