До Наполеоновских войн этот город был сердцем курортной жизни Балтики. Но мало кто знает о том, что именно этот участок Самбийского полуострова оказался в самом центре событий изменивших жизнь, культуру и религию десятка народов восточного побережья Балтийского моря от Риги до Варшавы, и от Кёниксберга до Великого Новгорода. Я говорю сейчас о крестовых походах и принятии балтийскими язычниками христианства.
Город в балтийских дюнах.
Когда-то, очень давно, Зеленоградск был поселением рыбаков на окраине построенного викингами большого рынка, прямо на съезде с Куршской косы. Поселение называли Pillkoppen (Прибрежное городище).
В 1252-м году орден Тевтонских рыцарей поставил в селениии большой трактир и таможенный пункт. А позже, крестоносцы проложили здесь большой торговый путь от Кённиксберга к Клайпеде через Куршскую косу.
Так селение Pillkoppen превратилось в опорный пункт Тевтонов - Кранта-Крюг (Kranta-Krug - "Трактир на берегу"), и стало первым историческим поселением немецких "псов-рыцарей" на территории Пруссии.
Что забыли крестоносцы в Пруссии? И причем тут Польша?
А дело в том, что христианство на земли пруссов и пришло из Польши. И самый интересный вопрос - в одной ли вере было дело?
На закате 10-го века, князь Мешко, съездил в Рим, принял христианство и объединил польские племена.
Польские набеги на территории Пруссии и ответные нападения пруссов длились столетиями со времен викингов. Каждый новый польский князь клялся захватить соседские земли, а каждый новый прусский предводитель обещал отомстить... и так около 500 лет. Обычные средневековые междуусобицы и войны.
А вот князь Мешко - сделал завоевание прусских земель частью стратегии развития нового государства - Польши. Мешко был человеком расчетливым и амбициозным. Он понимал , что обьединить княжества может только общий для всех враг, и Пруссия подошла идеально. В итоге, для балтийских язычников христианство и Польша стали синонимами слова Угроза.
Но, как это часто бывает в противостоянии религий, победили не огонь и меч, а жертвы пострадавших за веру мучеников.
Легенда о святом Адальберте.
23 апреля 997 года по юлианскому календарю.
«Вроде отстали» - оглянувшись подумал Адальберт и приложил окоченевшую ладонь к щеке; под безымянным пальцем пульсировало то место куда угодил камень. Это была женщина, меткая и крепкая рыбачка с большими как у лесоруба руками. Старик шумно втянул носом влажный воздух и выдохнул грустно, нараспев: «язычники, язычники…»
День был тяжелым. С утренней проповеди он долго шел вдоль берега по сырому песку, погоняемый криками дикарей. А когда впереди замаячили сети, лодки и рыбаки очередной деревни - свернул к лесу. Едва встав на тропу, заметил - крики оборвались, обернулся: шумные преследователи теперь молча стояли и смотрели, чего-то ждали; их лица казались удивленными и похоже смущенными его выбором пути для бегства.
Лес был тихим и теплым. Холодное дыхание Балтики сдерживали широкие дубовые стволы. Лучи апрельского солнца грели поляны, укрытые лоскутами золотых соцветий весеннего жабника (лютика). Подняв тяжелый от морской воды подол рясы, старик перелез через торчащий из земли корень. Эта преграда напомнила ему щупальце мифического змея из греческих легенд: от основания огромного дуба метра на три вглубь поляны тянулся мощный корень, он скручивался, извивался, разрывал мох и песок, создавая неглубокую нору и ограду у ног тысячелетнего колосса. "Здесь переночую" - сказал Адальберт белке, выхватившей у него из под ног здоровенный желудь.
...Древко тяжелого копья давило на грудь в том месте где сходятся ребра, Адальберт услышал треск одного из них. Его окружали безмолвные фигуры в балахонах из шкур, лица скрывали рогатые маски из черепов оленей. Ладони незнакомцев обхватили его лодыжки словно детские запястья, рванули и выволокли в центр поляны. Треснувшее ребро давило на легкое, Адальберт чувствовал привкус железа в гортани; "...плохой знак - пробито легкое" - подумал он, привставая на одно колено. Долго пытался понять смысл тихого ворчания старца над головой. В потоке слов грубого наречия разобрал лишь: "Польша...шпион...покусился ...Святая роща."
Все произошло быстро: острая боль от удара в спину, холод металла проникающего в тело чуть ниже левой лопатки. Копье пробило легкое, за тем и сердце Адальберта. Лезвие топора, отсекающего голову проповедника, поставило точку в этой истории...
Вячеслав Волков "Городские легенды" 2023 (авторский текст основан на реальных событиях)
Миссия Адальберта (Войтеха) была первой известной попыткой Польши и Рима прийти на земли балтов с миром.
Золотая голова Адальберта
Веселый и проницательный человек, талантливый поэт, получил блестящее образование в Германии. Его любили и слушали, за ним шли. Адальберт дважды получал посох епископа Пражского и дважды отрекался от него в пользу простой монашеской жизни и миссионерства.
В Пруссию Адальберт отправился с благословения Рима и при поддержке польского князя Болеслава Храброго.
В апреле 997 года шедшее со стороны Гданьска ладья Адальберта пришвартовалась на прусском берегу. Но где конкретно? Полагают в районе современного города Приморск (Приморск - территория Зеленоградского городского округа и находится в 40-ка километрах от Зеленоградска). Есть также версия, что миссия сошла на берег в районе Зеленоградска, так как местные племена говорили на немецких наречиях и проповедовать им было-бы гораздо эффективнее. Миссионеров было трое. Адальберт взял с собой родного брата Радимима и старинного друга - отца Бенедикта.
Так или иначе, миссия Адальберта была обречена на провал.
В Пруссии племена объединяла религия с местным аналогом Папы Римского - жрецом Криве-Кривайто. Криве и его советники были центром государственного управления. На всей территории балтов от границ с Польшей до Норвегии племена поклонялись пантеону богов во главе Перкуносом (Перуном).
Столица же (можно сравнить ее с Ватиканом), в которой правил Криве, располагалась в Междуречье километрах в 70-ти на восток от Зеленоградска. Это был город в дубовой роще Ромува (главное святилище пруссов).
Удивительно, что компании проповедников удалось продержаться на недружественной территории 10 дней. Сперва Адальберта приняли за торговца, встретили дружелюбно, но после пары христианских проповедей и бесед сочли польским шпионом. Пытались прогнать проповедника, но тот продолжал свои проповеди. Что произошло дальше вы уже знаете.
Очевидно, настойчивые проповеди Адальберта и его отказ бежать из страны заложили основу уважения к христианству в Пруссии.
Жертва Бруно Квертфуртского.
Это произошло через 11 лет после смерти Адальберта. Бруно Квертфуртский возвращался из успешной миссии в Новгород. За 5 месяцев проведенных на Руси он подружился с великим князем Владимиром и крестил печенегов.
Изучив ошибки прусской миссии своего друга и наставника, Бруно решил организовать собственный поход к балтийским язычникам.
В канун трагической миссии Адальберта, Бруно сопровождал императора Германии Оттона III в Рим (император дружил с Адальбертом уже много лет).
На одном из приемов Оттон познакомил Бруно с Адальбертом. Общаясь в великим проповедником, Бруно заразился убеждениями нового друга и его аскетизмом, отрекся от мирской жизни и принял монашество (говорят, Бруно обладал даром провидца).
Итак, воодушевленный победой на печенегами, заручившись поддержкой Рима, императора германии, князя Болеслава Польского и опираясь на связи князя Владимира, осенью 1008 года Бруно Квертфуртский отправился в Пруссию.
Бруно сопровождала большая группа телохранителей и монахов (по разным версиям от 18 до 24 человек). Встретили миссию тепло. Беря пример с киевского приятеля, крещение принял прусский князь Нетимер. Но вот беда, 9 марта 1009 года брат Нетимера - Зебеден устроил переворот. Всех спутников проповедника повесили, а Бруно обезглавили.
После этой жуткой истории Рим оставил Пруссию в покое почти на пару столетий. В стране же появились первые христианские поселения и жили они в мире по соседству с язычниками.
Но не долго.
Эпоха крестовых походов.
В начале 13 века Тевтоны и Темплиеры завершали очередной крестовый поход в Константинополь. А Рим уже приступил к подготовке похода на восток Балтики и на Русь.
Деньги на создание армии текли рекой. В 1202 году в Риге был образован орден Меченосцев. В 1222 году в Польше появился свой рыцарский орден - Добринский.
Пруссы и забыли о том, что нести христианство в массы могут не только беззащитные добряки в рясах, но и хорошо вооруженные воины. Проповедуя, рыцари грабили и жгли поселения балтов по всему восточному побережью.
В отместку, Криве решил искоренить христианство на прусской земле. Язычники устроили редкую по своей жестокости и масштабам резню – массово казнили всех своих соплеменников христиан.
Этот момент истории был настолько шокирующим для самих пруссов, что уже через 10 лет племена приняли у себя посла из Рима и прекратили преследования христиан.
Первые волны крестового похода на балтов состояли из редких набегов с переменным успехом, но к 1250-му году Рим собрал силы для шторма. На Пруссию как цунами обрушилась гигантская армия из 60 000 воинов. Сожгли конечно языческую столицу - Ромуву. Криве бежал к литвинам, на земли предков белорусов и литовцев.
По всей территории Пруссии Тевтоны поснастроили замков, связали их дорогами. Короче, железным кулаком и мечом, пытками и казнями, привнесли крестоносцы передовую христианскую культуру, инфраструктуру и централизованное управление в царивший на восточной Балтике "языческий хаос".
Крестовый поход на Пруссию закончился 1274-м.
Но как же "Трактир На Берегу" стал Кранцем?
А все из-за очередной военной эпопеи, масштаб которой, скажу вам, меня впечатлил. Началась война с восставшей против христианства Литвой. И все это происходило ровно на том месте где сейчас находится Зеленоградск.
Вот просто представьте себе войско в 800 всадников. Такой эпизод из фильма "Властелин колец" с конницей Рохана в батальной сцене. Теперь представьте, гудящую землю под копытами конной армады, которая движется по узкому пляжу Куршской косы, сметает на своем пути и рыбацкие домишки, немецкие трактиры и тевтонских рыцарей.
Хронист Тевтонского ордена Пётр Дусбургский писал:
13 июля 1260 года
"... свершилась там великая битва, и многие пали с каждой стороны ... (Крестоносцы)... потерпели поражение, ибо вся сила войска их была подорвана бегством пехоты, и пали в этом сражении ... в земле Куршской, в поле близ реки Дурбин, брат Бурхард, магистр Ливонии, и брат Генрих Ботель, маршал Пруссии, а с ними 150 братьев, а из народа Божиего такое множество, что о количестве их я не слышал ... (Литвины)... усилились множеством военной добычи, коней и оружия, награбленным у стольких тысяч убитых, и ныне торжествуют в силе своей."
Приблизительно 1263 год
"Тройнат, сын Короля Литовского, присоединив к себе многих других воинов-язычников, собрал для битвы почти 30 тысяч человек и, приблизившись к земле Прусской, разделил войско свое на три отряда, один из которых он послал на Мазовию, другой – на Помезанию, и обе земли разорил огнем и мечом. Остальные вторглись в землю Кульмскую ..."
1283 год
"800 всадников из Литвы зимой по Нерии Куршской вторглись в Самбийскую землю и две ее волости... разорили огнем и мечом, убив 150 христиан, и так как никто не оказал им сопротивления, все они ушли целые и невредимые ..."
Вот для того, чтобы защитить Пруссию от нападений со стороны Литвы, прусский ландмейстер Конрад фон Тирберг заложил, недалеко от основания косы, крепость Нейхауз. И формально именно тогда-то рыбацкая деревня с трактиром стали частью нового города - Нейхауза. Позже крепость назвали Глюмзекбург, и лишь затем Кранцем.
Скорее всего, название Кранц привязалось к этому месту с момента первого похода Тевтонцев в Пруссию в 1252 году. Рыцари услышали от местных рыбаков описание этого места - "крантас"(склон берега или обрывистый берег). Слово созвучно немецкому - кранц (венок).
К сожалению, ни трактир, ни даже крепость Нейхауз до наших дней не дожили.
Но в нескольких километрах от Зеленоградска сохранился первый построенный здесь Тевтонский замок - Шаакен.
А на территории бывшего подворья организована сыроварня и магазин крафтовых продуктов. Очень рекомендую))).
От автора.
О замках Калинградской области будут статьи обязательно. Сейчас продолжу писать о современном Зеленоградске, на очереди Светлогорск. Напишите о том, какие места обязательно нужно посетить, а главное, поделитесь легендами и страшилками, положу их в основу новых рассказов)).
Основа работы над этой статьей - архивные документы, музейные данные, статьи краеведов, которые пришлось перерабатывать и проводить собственные исследования. Сложновато было стоить историю основываясь на разрозненных, часто противоречащих друг-другу материалах.
Не откажите себе в удовольствии прокомментировать, поправить меня (если ошибся). Все комментарии читаю, на многие отвечаю.
Ваш Вячеслав Волков.