Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Городской романс» - о страхе перед настоящей любовью

Этот фильм изящен и …слегка во французском духе. Ощущение Парижа и какого-то рассказика Франсуазы Саган*. Правда, ничего удивительного – тогда вся Европа чуть-чуть подражала французам (ну, кроме итальянцев, у которых был свой почерк). Однако же в кадре Москва. «Городской романс» (1970) можно посмотреть хотя бы ради громких имён: режиссёр – Пётр Тодоровский, музыка – Олег Каравайчук, в главной роли – Евгений Киндинов, эталонный мужчина рубежа эпох, когда оптимистические 1960-е не без мук перетекали в «осенние» 1970-е. «Городской романс» можно считать «пограничной» кинолентой – в ней имеются все признаки уходящего десятилетия, но уже прослеживается тема грядущего. С одной стороны, молодые герои всё ещё едут куда-то с лыжами и любят потрепаться обо всём и вся,... ...а с другой, они уже не так юны, им по тридцать лет, а то и больше, и надо что-то решать, ибо жизнь оказалась мало похожей на лёгкую песню под гитару. Да и разговоры сделались эстетскими, тягучими, без искорки, но с долей сно

Этот фильм изящен и …слегка во французском духе. Ощущение Парижа и какого-то рассказика Франсуазы Саган*. Правда, ничего удивительного – тогда вся Европа чуть-чуть подражала французам (ну, кроме итальянцев, у которых был свой почерк). Однако же в кадре Москва.

«Городской романс» (1970) можно посмотреть хотя бы ради громких имён: режиссёр – Пётр Тодоровский, музыка – Олег Каравайчук, в главной роли – Евгений Киндинов, эталонный мужчина рубежа эпох, когда оптимистические 1960-е не без мук перетекали в «осенние» 1970-е.

Кадр из фильма «Городской романс» (1970).  https://ru.spbtv.com/ru-RU/
Кадр из фильма «Городской романс» (1970). https://ru.spbtv.com/ru-RU/

«Городской романс» можно считать «пограничной» кинолентой – в ней имеются все признаки уходящего десятилетия, но уже прослеживается тема грядущего. С одной стороны, молодые герои всё ещё едут куда-то с лыжами и любят потрепаться обо всём и вся,...

...а с другой, они уже не так юны, им по тридцать лет, а то и больше, и надо что-то решать, ибо жизнь оказалась мало похожей на лёгкую песню под гитару. Да и разговоры сделались эстетскими, тягучими, без искорки, но с долей снобизма.

Кадр из фильма «Городской романс» (1970). https://www.legendapress.ru/
Кадр из фильма «Городской романс» (1970). https://www.legendapress.ru/

Возникает мотив «своего круга», о чём говорит главгерою его давний друг, указывая на то, что девушка Маша… В общем, простушка, милая, но без лоска. Типовая брюзгливость 1970-х, помешанных на престиже, в том числе, на престиже знаний.

Само называние фильма содержит в себе тягу к старине, что сменила футуристическую грёзу 1960-х. Романсы, стансы, контрдансы. Но – всё по порядку! Врач-рентгенолог Женя (Евгений Киндинов) хорош собой, умён и одинок. В его холостой жизни есть и дамы, но все они …тоже хотели бы вечной свободы.

Кадр из фильма «Городской романс» (1970). Скриншот. К слову, у Маши типаж юной Брижит Бардо.
Кадр из фильма «Городской романс» (1970). Скриншот. К слову, у Маши типаж юной Брижит Бардо.

Приятели – такие же. Ветер 1960-х, шашлыки-лыжи, наука, в конце-то концов. И вот Женино внимание привлекает хорошенькая девушка (Мария Леонидова, впоследствии жена Виталия Соломина) с широко распахнутыми глазами. Для «бывалого» Жени это – полевой цветочек, но такой очаровательный.

Маша - из Можайска (Мари из предместья!), учится на педагога, и проходит практику в детском саду. Признания со стороны роскошного кавалера кружат ей голову, и она довольно быстро соглашается «жить вместе». Сначала Женя в полном восторге, потом …начинает скучать.

Кадры из фильма «Городской романс» (1970). Скриншоты.
Кадры из фильма «Городской романс» (1970). Скриншоты.

Да что там? Девочка бесит его своей открытостью, смехом по ничтожным поводам (в «приличной компании» улыбаются уголком рта), да и малограмотностью – она не в курсе, кто такие постимпрессионисты. Как на неё посмотрела шикарная Лена, богиня тусовок (Нина Корниенко)! Евгений понимает, что, связавшись с Машей, он выключил себя из привычной, уютной жизни.

Из «светской жизни», где ходят на все премьеры и ужинают при свечах. И вообще! Ему нужна свобода! Маша, поняв, что не нужна и – мешает, молча собирает свои вещи и …уходит в своё общежитие. Вот! Она поступила настолько грамотно, что это надо показывать в качестве пособия.

Кадр из фильма «Городской романс» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Городской романс» (1970). Скриншот.

Да, будет очень больно, и мы видим, как она страдает. Но, как правило, нам являли привязчивых Кать Снегирёвых, которые в ответ на холодность, ещё сильнее цеплялись. Это была какая-то «эпидемия» среди женщин и девушек в советском кино. А Маша – развернулась и сделала вид, что забыла.

И вот тут начинается самое главное. Эстет Евгений, вначале обрадованный таким поворотом дел, вскоре понимает, что все его женщины – годная оболочка без души, хотя, в курсе выставок постимпрессионистов. Уже через две (!) недели он начинает искать Машу. И?

Кадр из фильма «Городской романс» (1970). Скриншот.
Кадр из фильма «Городской романс» (1970). Скриншот.

А она не собирается «…начать вновь, будто мы только что познакомились». Очень хорошо сыграны опустошённость Евгения и неутолимая печаль Маши. Финал – открытый. Может, она вернётся (и, к слову, не факт, что не надоест опять, ибо Женя из породы охотников). Может (и это лучше!), у неё сложится с другим мужчиной, которому не нужна мнимая свобода.

И всё это изысканно, тонко сделано - городские джунгли, где все дома похожи, атомизированное общество, не напрягающие любoвные связи с модными девами. Страх перед чем-то настоящим. И - желание этого настоящего. Неслучайны и французские песенки фоном (помимо саундтрека Олега Каравайчука), и la petite robe noire у Маши.

Zina KorZina (c)

*В комментарии прозвучало, что этот фильм похож на «Кружевницу» (1977) с Изабель Юппер по роману Паскаля Лене. Точнее, их фильм похож на наш. Или оба в едином настроении?