4 ноября 2016 года
Челюскинцев
Изначально улица называлась Северной, т.к. и представляла собой северную границу города Екатеринбурга. Начала она формироваться в 30-е годы XVIII века, когда на тогдашней западной окраине, на правом берегу пруда, возникла Ссыльная слобода. Первые дома появились в районе современных улиц Октябрьской революции, Февральской революции, Бориса Ельцина и Набережной Рабочей молодёжи. В первой половине XIX в. улица, ещё не имевшая официального названия, соединилась с Московской и окраинами ВИЗа.
Название "Северная" появилось на плане 1880 года, когда был построен деревянный мост через пруд и застройка перешагнула на левый берег. К этому времени (1878 год) в Екатеринбург пришла железная дорога и на севере города появился важный объект - железнодорожный вокзал. Улица Северная стала одним из двух подъездов к нему, существенно сократив путь с ВИЗа и западных окраин.
По характеру застройки улица была "одинаркой", т. е. застроенной только с одной (южной) стороны. Абсолютное большинство домов были деревянными одноэтажными. Проживали в них лица мещанского сословия - торговцы и ремесленники. После открытия железной дороги на улице стали селиться железнодорожные служащие, а затем и рабочие двух паровых мельниц.
Можно отметить здания двух мельниц на Челюскинцев. Напротив ЖД вокзала - мельница Борчанинова-Первушина, памятник промышленной архитектуры начала XX века (1906-1908). В 1915 году мельница перешла к купцу Е. И. Первушину.
Рядом с мостом через Исеть расположена другая мельница, открытая в 1884 году купцом И. И. Симановым. Екатеринбургский мукомольный завод снесли недавно, но здание мельницы ещё на месте.
Большие изменения произошли в середине 1920-х годов, когда в Свердловск было переведено Управление Пермской железной дороги. С этого времени улица "оккупирована" железнодорожниками, здесь построено здание Управления дороги, ДК железнодорожников, множество служебных зданий и жилых домов для работников дороги.
Самые яркие объекты РЖД на Челюскинцев:
- Дорожный центр управления перевозками - первое здание в Екатеринбурге, построенное в стиле "хай-тек" (2003 год). Оно состоит из двух объёмов - низкоэтажного (5 этажей) и высокоэтажного (17 этажей, 72 метра).
- Ворота станции Екатеринбург-Товарный. Эта станция является предметом многолетних споров между городскими властями и железнодорожниками. По генеральному плану развития Екатеринбурга через территорию станции предполагается проложить улицу, которая по кратчайшему пути соединит район Заречный с центром города. Железнодорожники вроде бы согласны потесниться, но требуют от города компенсацию работ по переносу путей. У города лишних денег, естественно, нет. Спор длится давно, несколько раз было достигнуто "принципиальное" согласие, но воз, т. е. станция, и ныне там.
- Здание Управления Свердловской железной дороги. Главной изюминкой здания является время его постройки - 1928 год. Мы привыкли, что конец 1920-х - начало 1930-х годов - это время торжества конструктивизма, однако оно построено в стиле неоклассицизма, правда ещё не совсем сталинского.
- ДК железнодорожников построен в 1933 году по проекту архитекторов К. Т. Бабыкина, Е. С. Балакшина и др. В 1939 году по проекту Е. С. Балакшиной и А. Ю. Ехаукима к ДК железнодорожников была пристроена вторая очередь с большим зрительным залом, выдержанная в стиле неоклассицизма.
В 1978 году в честь 100-летия Свердловской железной дороги в сквере возле ДК установлен макет паровоза отца и сына Черепановых. - Доминантой улицы Челюскинцев является Железнодорожный вокзал. Основное здание вокзала построено в 1912 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина. А рядом располагается скромное здание старого вокзала (1878 год).
22 февраля 1962 года на площади был установлен памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Проект выполнен скульпторами В.М.Друзиным и П.А.Сажиным, рельеф на пьедестале работы В.З.Беляева. В пьедестале одновременно угадываются очертания уральской скалы и силуэт танковой башни.
Улица Северная была переименована в Челюскинцев в честь участников полярной экспедиции 1933 года во главе с Отто Шмидтом. Сам же пароход “Челюскин” был назван в честь знаменитого русского мореплавателя и исследователя севера Семена Ивановича Челюскина (1700-1766).
Этот корабль был затянут льдами, сдавлен и затонул, однако команда (104 человека) успешно эвакуировалась на лед с необходимой провизией и стройматериалами. Спасательную операцию возглавил В.Куйбышев. Проведя 23 вылета, советские летчики в течение 2 месяцев вывозили людей, которые жили всё это время в условиях полярной зимы. В 1934 году после визита в Свердловск участников экспедиции, было решено переименовать улицу Северную в Челюскинцев. В 1937 году по улице Челюскинцев был пущен трамвай, а в 1992-м открыта станция метро "Уральская".
Кстати, каждый раз, простаивая в пробке на перекрестке Челюскинцев-Космонавтов, не забывайте, что стоите не абы где, а рядом с Транссибом, т.к. жд пути, расположенные здесь есть не что иное, как его фрагмент. Одним из открытий для меня был сквер имени Джавахарлала Неру, расположенный у жд вокзала, который разбили в ознаменование крепкой дружбы СССР и Индии.
Мост через городской пруд – это особая боль горожан. Чтобы снизить нагрузку на него, весь транспорт идет по одной полосе с каждой стороны, что создает здесь постоянные пробки. С другой стороны, именно с Макаровского моста открывается один из лучших видов на город и его основные достопримечательности.
А первый мост на этом месте был сооружён ещё в 1881 на средства купца и одновременно городского головы В. В. Кривцова (раньше и так было можно). Мост был деревянным. В конце XIX века его реконструировал тот самый мучной король И. И. Симанов. В 1904 году он разорился и мельница, расположенная рядом, отошла братьям Макаровым. С тех пор мост и стали называть Макаровским. Нынешний железобетонный Макаровский мост построен в 1959 году по проекту московского института "Гипрокомундортранс".
По нечётной стороне Челюскинцев в районе Екатеринбург-Сити располагается застройка, возраст которой мне трудно определить. То ли дореволюционное, то ли предвоенное. Как часто у нас бывает – роскошь соседствует с простотой – небоскребы и Mercedes с хрущевками и шиномонтажкой.
Героев России
Согласно исследованиям Левада-Центр, каждые двое из трёх россиян дееспособного возраста в случае военной угрозы стране готовы отправиться на фронт, чтобы защитить Родину и отстоять своё право на свободную жизнь.
9 декабря отмечается День Героев Отечества. В Екатеринбурге, пожалуй, в единственном городе России есть улица, названная в честь Героев России. Насколько я знаю, в заявке была информация о 9 конкретных Героях России, погибших в Чеченскую войну. К сожалению не нашла их имен. Но тем не менее каждый Герой достоин, чтобы память о нём жила в веках.
Улица Героев России находится около улицы Челюскинцев ближе к железнодорожному вокзалу. Пока не ней единственный дом – номер 2, где располагается огромный ТРЦ “Свердловск” (ранее “Призма”), но в перспективе улицу будут продлевать и расширять.
Изначально «Призму» планировали сдать во втором квартале 2008 года, и тогда объект стал бы первым небоскребом Екатеринбурга. Но в конце 2006 года Железнодорожный районный суд приостановил строительство «из-за грубых нарушений в ведении проектных работ». И в настоящее время здание достраивается.
Надеюсь, что вскоре развитие улицы начнет набирать обороты.
4 ноября 2016 года