А.В. Солодовников (ООО "НТЦ "АКТАУ", Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Российская Федерация), В.В. Шабанова (ООО "НТЦ "АКТАУ", Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Российская Федерация), А.Н. Махнева (Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация), Н.В. Сазанова (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия)
Solodovnikov Alexander V. (LLC Scientific and technical centre “Aktau”, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation), Shabanova Vilena V. (LLC Scientific and technical centre “Aktau”, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation), Makhneva Arina N. (Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation), Sazanova Natalia V (Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russian Federation)
Аннотация.
В данной статье освещаются основные изменения в области
промышленной безопасности, которые произойдут в 2023 году. Приведенный материал будет полезен специалистам, чья деятельность связана с разработкой и ведением документации в области промышленной безопасности, в частности на таких опасных производственных объектах, как объекты сжиженного природного газа, автогазозаправочные станции газомоторного топлива.
Ключевые слова.
Опасный производственный объект, индикаторы риска, Ростехнадзор,
аттестация, критерии добросовестности.
Abstract.
This article highlights the main changes in the field of industrial safety that
will occur in 2023. The above material will be useful to specialists whose activities are related to the development and maintenance of documentation in the field of industrial safety, in particular at such hazardous production facilities as liquefied natural gas facilities, gas-fueling stations.
Keywords.
Hazardous production facility, risk indicators, Rostechnadzor, certification,
integrity criteria.
Законодательство Российской Федерации в области промышленной
безопасности (далее – ПБ) непрерывно развивается. В целях законной и
безопасной эксплуатации объектов организациям необходимо своевременно проводить мониторинг изменений нормативно-правовых актов. Однако в рамках текущей деятельности предприятий такая задача зачастую уходит на второй план. Авторами статьи проведен анализ основных изменений законодательства в области ПБ, вступающих в силу в 2023 г, а именно:
‒ представление о планируемых изменениях законодательства в
области ПБ, индикаторы риска;
‒ требования безопасности при эксплуатации технологических
трубопроводов на опасных производственных объектах (далее – ОПО);
‒ изменения Правил безопасности объектов сжиженного
природного газа и автогазозаправочных станций газомоторного топлива
(далее – АГЗС);
‒ изменения Правил проведения экспертизы промышленной
безопасности (далее – ЭПБ);
‒ новый порядок проведения аттестации в области ПБ в 2023 г.;
‒ критерии оценки добросовестности.
1. Изменения законодательства в области ПБ, индикаторы риска
Согласно Постановлению от 29.12.2022 года №2516 [1], мораторий на
проведение плановых проверок продлили на 2023 год. Однако вероятность внепланового визита надзорного органа все же существует. Выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, является основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий [2].
Индикатором риска нарушения обязательных требований является
соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям [2]. Ростехнадзор утвердил следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований в области ПБ [3].
Индикатор №1 «Многовато инцидентов». Ростехнадзор может принять
решение об инициировании внеплановой проверки при поступлении информации о трех и более инцидентах, произошедших на ОПО в течение одного календарного года.
Индикатор №2 «Есть аварийный потенциал…». Индикатор применим к тем эксплуатирующим организациям, на ОПО которых произошла авария, одной из причин которой стало нарушение требований промышленной безопасности. При этом такие организации эксплуатируют аналогичные ОПО III, IV классов опасности (под «аналогичными» в данной статье понимаются объекты, отнесенные к категории ОПО по одному и тому же признаку).
Индикатор №3 «Затянули с лицензированием». Самый «опасный» индикатор, который «мигает» почти всем новоиспеченным владельцам ОПО I, II и III классов опасности. Поводом для проведения внеплановой проверки служит отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации в государственном реестре ОПО.
Индикатор №4 «Недоконсервировали ОПО». В случае, если сведения о консервированном или ликвидированном ОПО III или IV класса опасности содержатся в реестре Ростехнадзора, эксплуатирующей организации грозит проверка. При этом мониторинг таких объектов будет осуществляться при помощи реестра ЭПБ Ростехнадзора, куда вносятся заключения ЭПБ в отношении документации на консервацию или ликвидацию ОПО.
Индикатор №5 «Пропавший без вести». Ростехнадзор может внепланово проверить (только вопрос – кого?), если обнаружил, что сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем ОПО III-IV класса опасности, исключены из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В настоящее время на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Ростехнадзора, вносящего изменения в перечень индикаторов риска [4]. Перечень дополнится следующими индикаторами.
Индикатор №6 «Дешево не значит качественно». Индикатор напоминает эксплуатирующим организациям о важности выбора организации, проводящей ЭПБ. В случае, если эксперта привлекут к административной или уголовной ответственности за выдачу ложного заключения ЭПБ, Ростехнадзор может проверить ОПО III и IV классов опасности, в отношении которых было выдано положительное заключение ЭПБ при участии такого эксперта. При этом проверят те объекты, ЭПБ которых проводилась в течение трех лет, предшествующих дате привлечения эксперта к ответственности.
Индикатор №7 «Обратный отсчет: технические устройства». Ростехнадзор ужесточает контроль за соблюдением срока службы технических устройств. Если по истечению срока эксплуатации, указанного в заключении ЭПБ, в Ростехнадзор не последовало заключение ЭПБ с указанием дальнейшего срока эксплуатации или информация о выводе технического устройства из эксплуатации, эксплуатирующую организацию может ожидать внеплановая проверка. Индикатор применим к организациям, эксплуатирующим ОПО III или IV класса опасности.
Индикатор №8 «Несчастный случай». Данный индикатор аналогичен уже существующему. Если в организации, эксплуатирующей аналогичные ОПО III, IV классов опасности, произошел несчастный случай (со смертельным исходом, групповой, тяжелый), а при его расследовании выявлено, что причиной возникновения стало нарушение требований ПБ, Ростехнадзор может провести внеплановую проверку.
Индикатор №9 «Обратный отсчет: здания и сооружения». Еще один индикатор, напоминающий о необходимости соблюдения срока службы. Если в реестр ЭПБ внесено заключение с выводом о несоответствии здания или сооружения требованиям ПБ, и в течение двух лет эксплуатирующая организация не представила сведения о выводе такого здания или сооружения из эксплуатации, Ростехнадзор вправе инициировать внеплановую проверку. Помимо вывода из эксплуатации, организация может выполнить мероприятия по доведению здания или сооружения до соответствия требованиям ПБ и провести ЭПБ. Внесение положительного заключения ЭПБ исключает вероятность проведения внеплановой проверки.
Индикатор №10 «На счет три». В последние годы Ростехнадзор активно практикует направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований эксплуатирующим организациям. Таким образом надзорный орган осуществляет профилактику нарушений обязательных требований. В случае, если в адрес эксплуатирующей организации в течение трех месяцев было направлено три и более предостережения, а организация не предприняла меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (и (или) не оповестила о принятых мерах Ростехнадзор), ее ждет внеплановая проверка.
Индикатор №11 «Инцидент или авария?». Получение информации об инциденте на ОПО при наличии признаков аварии в соответствии с критериями, установленными 116-ФЗ [5], является основанием для проведения внеплановой проверки Ростехнадзора.
2. Требования безопасности при эксплуатации технологических трубопроводов на опасных производственных объектах
С 09.03.2013 года Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03 были признаны не подлежащими применению. На смену Правилам было разработано Руководство по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», которое действует и в настоящее время. Однако руководства по безопасности носят рекомендательный характер и разрабатываются в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области ПБ. Таким образом, область эксплуатации технологических трубопроводов с точки зрения ПБ находилась в правовом вакууме с 2013 г. Однако, с 01.09.2022 г. вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 21.12.2021 N 444 "Об утверждении федеральных норм и правил в области ПБ "Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов" [6]. Правилами определяются ОПО, на которые они распространяются, а также раскрывается термин «технологические трубопроводы».
Кроме этого, Правилами устанавливается требование к наличию паспорта, который, в свою очередь, разрабатывается только заводом-изготовителем и экспертной организацией. В этом случае возникает вопрос, что делать предприятиям, которые уже разработали паспорта до внедрения новых правил – разъяснения отсутствуют.
3. Изменения Правил безопасности объектов сжиженного природного газа и автогазозаправочных станций газомоторного топлива
Объекты сжиженного природного газа. В приказе Ростехнадзора от 11.12.2020 N 521 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности" [7] Правила безопасности объектов сжиженного природного газа" произойдет немало изменений, в основном связанных с тем, что технические решения должны обосновываться в проектной документации.
Автогазозаправочные станции газомоторного топлива. В правилах безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива устанавливаются Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 530 [8] уточнены НПА, в соответствии с которыми данное оборудование должно функционировать; приведена конкретизация правил ведения работ на объекте; добавлено требование, что автогазозаправочные станции должны быть оборудованы наряду с автоматическими системами защиты системой ручного останова станции.
4. Изменения Правил проведения ЭПБ
В 2023 году произойдут изменения в процедуре ЭПБ. С 01.03.2023 г. уточняется содержание заключения экспертизы о соответствии ОПО требованиям промышленной безопасности. Из Правил проведения ЭПБ исключено положение о возможности содержания в заключении экспертизы вывода о неполном соответствии объекта экспертизы требованиям ПБ и возможности его применения в процессе эксплуатации. Следовательно, остается лишь два возможных вывода: объект экспертизы соответствует либо не соответствует требованиям промышленной безопасности. Теперь эксплуатирующим организациям необходимо планировать процедуру заранее, при необходимости включая компенсационные мероприятия.
5. Новый порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности в 2023 г.
С 01.09.2023 г. вступает в силу новое постановление «О подготовке и аттестации» № 13 [9]. Ниже приведены основные изменения, затрагивающие процедуру аттестации в области промышленной безопасности.
- Аттестация проводится аттестационными комиссиями с использованием ЕПТ. В настоящее время аттестация как в территориальных аттестационных комиссиях, так и в комиссиях организаций проводится с применением средств Единого портала тестирования. Теперь для аттестации работников комиссией организации работодателю необходимо организовать процедуру подключения к Единому порталу тестирования. Протоколы, выписанные организацией без использования ЕПТ, являются недействительными.
- Сократилось число лиц, которые обязаны получать дополнительное профессиональное образование в области ПБ. Согласно новому Положению, дополнительное профессиональное образование в области ПБ обязаны получать следующие работники:
- руководители организаций;
- работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО, гидротехнических сооружений, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта ОПО, гидротехнических сооружений;
- работники, на которых возложено руководство производственной деятельностью при осуществлении видов деятельности, отнесенных к предмету регулирования законодательства в области ПБ ОПО, безопасности гидротехнических сооружений;
- работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций.
- Сократилось время проведения аттестации. Аттестация в территориальных аттестационных комиссиях и ведомственных аттестационных комиссиях проводится в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения заявления об аттестации, ранее было 30.
- Появился сервис для проверки аттестации. Ранее работодатели сталкивались с проблемой фальсификации протоколов аттестации работниками, проверка подлинности протокола осуществлялась на основании соответствующего запроса организации в Ростехнадзор. С 2021 г Ростехнадзор запустил Сервис проверки протоколов единого портала тестирования, в рамках которого по номерам протоколов можно проверить подлинность документов об аттестации, выданных с 1 ноября 2019 г., по ссылкам: https://qr.umkrtn.ru/prombez, https://qr.umkrtn.ru/energybez [10].
Краткий алгоритм проведения аттестации в области промышленной безопасности приведен на рисунке 1.
6. Критерии оценки добросовестности
Периодичность плановых выездных проверок зависит от класса опасности ОПО [5], однако в 2021 году Ростехнадзор опубликовал критерии оценки добросовестности, представленные на рисунке 2 [11].
В случае соответствия организаций, эксплуатирующих ОПО, критериям оценки добросовестности устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:
- 2 года в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности;
- 4 года в отношении опасных производственных объектов III класса опасности.
Стоит отметить, что такая процедура является добровольной и инициируется на основании заявления эксплуатирующей организации в Ростехнадзор с приложением соответствующего комплекта документов.
Таким образом, в 2023 году произойдет немало изменений, затрагивающих деятельность организаций в области промышленной безопасности. Индикаторная система развивает риск-ориентированные показатели; заключение ЭПБ будет иметь лишь два варианта вывода, что будет мотивировать эксплуатирующие организации планировать ЭПБ заранее и заключать долгосрочные договоры с экспертными организациями. Процесс проведения аттестации – от подачи заявки и до получения протоколов – должен значительно ускориться. Проверка протоколов аттестации на Сервисе в некоторой степени сократит количество времени для уточнения информации для специалистов по ПБ. Соответствие критериям оценки добросовестности позволит предприятиям, в полной мере соблюдающим требования промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, сосредоточиться на текущих производственных задачах. Однако какими конкретно станут изменения – положительными или негативными – покажет лишь время.
Список использованных источников:
- Постановление от 29 декабря 2022 года №2516 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336» [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405962503/, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- Приказ № 397 от 23.11.2021 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nvol.gosnadzor.ru/activity/risk_cat/risk397.pdf, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- «Федеральный портал проектов НПА [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=135492, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_15234/ (дата обращения: 12.02.2023).
- Приказ Ростехнадзора от 21.12.2021 N 444 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов" [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/727902346, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 N 521 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности" [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/573140265, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 530 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/573200385, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- Постановление Правительства РФ 13 января 2023 года N 13 «Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_336458/, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- «Запущен цифровой сервис проверки подлинности протоколов Единого портала тестирования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gosnadzor.ru/news/64/4088/, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).
- Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности". Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1082. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388966/38c78f831b1aef2266da44a481b1ef582916ceef/, свободный. – Яз. Рус (дата обращения: 12.02.2023).