Последние две недели выдались для европейских чиновников крайне напряженными — они изо всех сил старались согласовать десятый пакет антироссийских санкций к «годовщине российской агрессии», однако из-за серьезных разногласий не сумели уложиться к этой символической дате и опоздали на несколько дней.
И в этом нет ничего удивительного — каждое новое ограничение бьет не только по России, но и по Европе. Да и эффект от уже введенных санкций оказался совсем не таким, каким его видели в Брюсселе — российская экономика выстояла, в то время как европейская столкнулась с целым рядом серьезных проблем.
И это не кремлевская пропаганда — к таким выводам пришли западные эксперты, готовившие материалы к годовщине противостояния с Россией:
Санкции причинили некоторую боль российской экономике, но они не вызвали ее широкомасштабного коллапса. Россия является очень трудной мишенью, потому что она экспортирует важнейшие товары, включая нефть, удобрения, пшеницу и драгоценные металлы.
Кремль потратил годы на то, чтобы подготовиться к этой ситуации — он накопил большие резервы, половина из которых находится в золоте и в дружественных валютах. Поэтому экономика России в 2023 году вырастет — в отличие от экономики многих западных стран, вводящих против нее санкции.
Это цитата из отчета, подготовленного Советом по международным отношениям — не очень известной, но при этом очень влиятельной организации, принадлежащей семье Рокфеллеров. Этот институт глобалистов вряд ли можно заподозрить в симпатиях к России, но даже его аналитики были вынуждены признать провал западной санкционной политики.
Следом вышел отчет Института международных финансов — оказывается, ценовой потолок работает совсем не так, как того хотели на Западе - средняя цена на российскую нефть сейчас составляет 74 доллара за бочку, что на четверть выше предельной цены, установленной странами Семерки.
Эксперты этого института опираются на данные таможенных накладных — некоторые из покупателей российской нефти даже не скрывают, что берут ее дороже 80 долларов за бочку. И плевать они хотели на всяческие потолки и угрозы вторичных санкций — такой демонстративный демарш против коллективного Запада стал для его лидеров настоящим откровением.
Введение предельных цен на нефть привело к еще одному неожиданному результату — Россия скупила в свой «теневой флот» так много танкеров, что на рынке танкерных перевозок образовался дефицит, а стоимость фрахта подскочила почти на 300%. Перевозка нефти и нефтепродуктов морским путем внезапно стала дорогим удовольствием — это сказывается на цене топлива и инфляции, которая и так не хочет снижаться.
С отказом европейцев от российского газа все тоже очень интересно — в той же Австрии его доля в энергоснабжении страны выросла с 17% до 70%. Зеленая энергетика из-за климатических особенностей там не прижилась, а поставки из Германии и Италии упали практически до нуля — вот и приходится австрийцам обогреваться тоталитарным российским газом и молиться на украинскую газотранспортную систему, потому что если транзит через нее прекратится, то Австрию ждет настоящий энергетический коллапс.
Подобными успехами может похвастаться и Испания, которая умудрилась окончательно испортить свои отношения с Алжиром — в январе поставки алжирского газа полностью прекратились, и Мадрид был вынужден срочно искать ему замену. Побродив по газовому рынку, премьер-министр Педро Санчес не нашел другого решения, кроме как обратиться к Москве — с 1 марта объемы российского СПГ, поставляемого в Испанию, вырастут втрое и практически сравняются с поставками газа из США.
Причем это распоряжение было опубликовано на сайте испанского правительства одновременно с сообщением о «необходимости усиления давления на Россию за ее агрессивное поведение» - и европейских политиков подобная политическая шизофрения совершенно не смущает.
Не смущают их и потери собственной экономики, и неутешительные прогнозы экспертов — той же Германии потребуется около 1 триллиона евро на защиту своей энергетической системы после полного отказа от российских нефти и газа. У немецкого правительства таких денег нет, поэтому оно рассчитывает на помощь частных инвесторов — только вот последние почему-то не спешат ввязываться в очередную зеленую авантюру.
Но для европейских политиков все это не имеет никакого значения — они не собираются останавливаться на достигнутом, а значит нас ждут новые санкции, которые в будущем приведут к еще более удивительным и неожиданным результатам.
Неожиданным, в первую очередь, для самих европейцев, потому что мы об этих последствиях предупреждали их еще год назад.