Напомним, что «во всех острожках, за исключением домов Петропавловска и близлежащих посёлков, нас всегда поражала замечательная чистота не только красной половины, но и хозяйского угла: полы, стены, потолок и мебель, – все вымыто до безукоризненной чистоты; стол даже в избушках бедняков прикрыт скатертью или куском ситца» (доктор Н. Слюнин, 1899 г.)
Что на стенах висят иконы – мы уже знаем.
А сами стены, какие они? Вариантов несколько.
№ 1. Некрашеные доски, доведённые до идеальной чистоты.
№ 2. Чисто выбеленные стены. В селении Сопочном жители использовали для побелки прекрасную белую глину.
В Мильково, по информации старожилов, побелка имела не белоснежный, а голубоватый тон.
№ 3 Обои или клеёнка.
№ 4 Обивка стен тканью.
В небогатом доме это дешёвый ситец, который можно было снимать, стирать, и прибивать снова.
У зажиточного большерецкого торговца Константина Логинова во всех четырёх комнатах стены были обтянуты плотным ситцем разного цвета, но с одинаковым рисунком – неширокие темные полосы, а между ними – розочки. В столовой стены были светло-зелёными, как весенняя травка, в комнате дочери Виринеи – сиреневыми с лиловым оттенком.
Когда жених Виринеи, бедный охотник Никифор, впервые увидел эти стены, «вид логиновской горницы поразил его. Потрогав сену, обтянутую голубой тканью, Никифор спросил:
– Пошто брёвна спрятали? Это сколько шкур надо было, чтобы столько ситцу накупить?»
В Мильково 1916 года стены многих домов были обиты розовым ситцем (отгадайте, чем мы вдохновлялись, изображая обивку стен в нашей инсталляции?)
Потолок мильковчане обивали холстиной, а пол – коричневой американской хлопчатобумажной материей.
Встречаются упоминания о линолеуме, обычно же полы покрывались циновками и дорожками.
А ещё на стенах могли висеть лубочные картинки.
Из великого разнообразия этих картин мы остановились на двух. «Кот Казанский» – это просто один из самых любимых в России лубков плюс желание запустить в наше жилище кота.
Но появление страшной картинки «Водка есть кровь сатаны и от ея ужасныя последствия» имеет под собой реальное основание.
Селение Старый Острог, 1908 год. Описание дома Александра Григорьевича Машихина даёт гидрограф Михаил Латернер.
«Дом небольшой, но устроен по-городски: голландские печи, венская мебель, кисейные занавески на окнах и матерчатые на дверях, много цветов и фотографий... Среди этих предметов простые сундуки, медный умывальник на стене у заднего крыльца – и пьяный хозяин, в назидание которому, как укор его совести, двадцатидвухлетний сын навесил на стенах лубочные картины, изображающие смерть праведника, смерть грешника, последствия пьянства (преступления, болезни, нищета, вырождение)»...
Английский путешественник Френсис Гилмард в 1882 году зашел в скромный дом в селении Начики. Каково же было его изумление при виде стен, украшенных вырезками из американского журнала «Полицейский вестник» («The National Police Gazette») с душераздирающими описаниями драк и преступлений.
Это наш англичанин в Малках не бывал, а то бы патриотично порадовался, увидев стены, оклеенные как обоями листами «The Illustrated London News».
Американец Джордж Кеннан в Малках побывал – и вот вам его рассказ. Пересказывать – только портить!
«Мы остановились в доме старосты и разостлали наши ковры на чистом, белом полу комнаты, оклеенной разрозненными нумерами Лондонской Илюстрации. На одной из стен висела американская крашеная литография, представлявшая примирение двух влюблённых; по- видимому, хозяин гордился этой картиной, как доказательством его образования, изящного вкуса и близкого знакомства с американскими обычаями и искусством.
Мы с Доддом, несмотря на усталость, посвятили весь вечер на литературное занятие, старательно разыскивая с сальной свечой в руках последовательные нумера «Лондонской Иллюстрации», читая придворные известия на карнизе в углу, а некролог замечательных англичан на двери. Благодаря нашему усердию и постоянству, мы к ночи кончили целую сторону комнаты и набрались многими полезными сведениями о ново-зеландской войне, что дало нам желание продолжать нашу работу на следующее утро на остальных стенах и потолке. Но к нашему величайшему сожалению нам пришлось на следующий день так рано отправиться в путь, что мы не успели узнать, чем кончилась эта война».
Упоминания об американской рекламе и американских литографиях встречаются довольно часто.
Ещё на стенах могли висеть зеркала или маленькие зеркальца, фотографии в рамках.
У К.П. Логинова в нарядной резной рамке висело на стене свидетельство об окончании с отличием церковно-приходской школы.
...Прошло время, и тигр в джунглях на ярком ковре в доме Константина Петровича очень испугал его правнуков. А его дочь, бабушка Виринея, ласково сказала: « Эка славные внуки у меня, только шибко пугливые. Не надо бояться, зверь у меня смирный»…
Хотите узнать про жизнь камчадалов больше –пожалуйста! https://www.youtube.com/watch?v=V4ekVEz0on4