Найти в Дзене
Евген Евгенович

Проклятье нивхов

Есть на Сахалине относительно свежая легенда. Связана она с проклятием, которое нивхские старейшины якобы наложили на одного известного на севере острова предпринимателя.

Об обрядах представителей коренных народов Сахалина жители острова, не относящиеся к малым этносам, почти ничего не знают. Несколько обрядов превратились в праздники и широко освещаются в прессе, например обряд кормления духа моря, но все остальное нивхи напоказ не выставляют. Шаманские камлания — это и вовсе тема, на которую представители КМНС практически не говорят. Считается, что последний раз их проводили в 70-х годах и после того, как умерли две последние шаманки, передававшиеся сотни лет знания, они ушли.

— Возможно, я присутствовал на последнем проходившем на Сахалине камлании. Это было в 1975 году. Шаманка, одетая в желтый, расшитый узорами халат, сидела держа в руках бубен и колотушку. Она тихонько запела, остальные присутствовавшие женщины стали ей подпевать. Шаманка все сильнее била в бубен, потом стала приплясывать и ввела себя в состояние транса. В это время она покачивалась с закрытыми глазами. Периодически ей давали попить настой багульника и еловой хвои.
Виктор Протасов, путешественник

Но есть версия, что в 1990-е годы нивхи собрались и провели обряд наложения проклятия на одного из известных на севере острова бизнесменов. Он «прославился» особенно варварским браконьерством. А в те годы его работники буквально выбивали северного оленя. Представители КМНС считают, что во многом именно ситуация c невозможностью вести промысел рыбы и разводить оленей поставила их на грань гуманитарной катастрофы.

— Ороки, нивхи, уйльта, эвенки попали в катастрофическое положение, из которого не могут выйти. У народов были отобраны промысловые, хозяйственные угодья и вся производственно-материальная база. Родовые общины — фикция, попытка найти способ выживания. Школы КМНС закрыли, национальные колхозы «Восток» и «Красная Заря» отобраны. Оленеводство погибло. В последние годы при советской власти насчитывалось примерно 18 тыс. оленей. На сегодняшний день — всего около 200 голов. Стада уничтожили чужаки — охотники, браконьеры, нефтяники.
Владимир Санги, писатель, глава нивхской общины
— Ороки, нивхи, уйльта, эвенки попали в катастрофическое положение, из которого не могут выйти. У народов были отобраны промысловые, хозяйственные угодья и вся производственно-материальная база. Родовые общины — фикция, попытка найти способ выживания. Школы КМНС закрыли, национальные колхозы «Восток» и «Красная Заря» отобраны. Оленеводство погибло. В последние годы при советской власти насчитывалось примерно 18 тыс. оленей. На сегодняшний день — всего около 200 голов. Стада уничтожили чужаки — охотники, браконьеры, нефтяники. Владимир Санги, писатель, глава нивхской общины

Хотя официально это никто не подтверждает, но известно, что проклятие, которое наслали на бизнесмена, очень страшное, из числа тех, что ложится не только на самого человека, но и на его род. Долгие годы нивхское проклятие мало кто воспринимал всерьез. Оно было разве что поводом для шуток. Но уже несколько лет бизнес у браконьера идет все хуже. А в 2013 году против его сына возбудили уголовное дело — его задержали за взятку в 200 тыс. рублей.