Найти в Дзене
Пикабу

"Метеоры", "Ракеты", "Кометы" и "Восходы", а все вместе - СПК

Привет!

Меня зовут Bremze и я фотозадрот-технарь. Технику фотографировать люблю.

Недавно опубликовала пост со скоростным судном на подводных крыльях, а он бац! и выстрелил в неведомые для меня высоты. В комментариях всплыл вопрос на тему - А в чём же разница между известными народу проектами: “Ракета”, “Метеор”, “Восход”, Комета”….

Очень романтичные наименования, с космосом связанные. Вдохновляющие названия.

На комментирующих напал приступ ностальгии по светлым временам. Кто-то ходил на таких в санатории, в круизы, у кого-то в городах были памятники в виде отставленных от эксплуатации судов на подводных крыльях.

Попробую опираясь на свои знания рассказать об отличиях проектов - ведь их столько разных, но люди почему-то все СПК зовут “Метеорами”, но на деле же - “Метеор” только один, остальное - другое.

В своем посте хочу разобрать известные и находящиеся или уже бывшие в эксплуатации пассажирские СПК, различные опытные образцы затрагивать никак не будем, хотя и среди них есть весьма интересные экземпляры.

Все известные миру советские пассажирские теплоходы на подводных крыльях объединяет одно - они разработаны ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева, которое разрабатывало СПК, СВК (суда на воздушной каверне), экранопланы и катера. Я затрону тему именно СПК, остальные трогать не буду, а на тему экранопланов уже успел наваять чел из комментариев, так как тема этих необычных судов так же всплыла сама собой.

Ростислав Алексеев описал принцип работы подводных крыльев в своей дипломной работе в 1941 году. Его дипломная работа была высоко оценена комиссией и даже получила статус кандидатской диссертации.

К 1946 году уже был построен по собственным чертежам катер и своим ходом был пригнан в Москву. Столичные инженеры оценили по достоинству работу перспективного и талантливого Алексеева. После было принято решение о запуске производства судов на подводных крыльях.

На этом и начинается тернистый путь с ответвлениями.

Самым первым в мире пассажирским СПК была “Ракета” (проекты 340, 340Э, 340МЕ)

Представляет собой пассажирский теплоход на подводных крыльях с одновальным движителем. Основные районы эксплуатации - Реки, водохранилища.

Спроектированная в 50-х годах “Ракета производилась до середины 70-х годов. Головное судно типа “Ракета” (еще даже не был определён проект будущего судна) - “Ракета-1” было построено на заводе “Красное Сормово” в 1957 году. Первый рейс совершило в составе Волжского объединённого речного пароходства по маршруту Горький - Казань в августе 1957 года. Судно преодолело расстояние в 460 км за 7 часов с 30 пассажирами на борту.

Еще не обретя свои привычные обводы и формы первая “Ракета” уже могла своим ходом передвигаться по водной глади. Фотография с испытаний, была опубликована в книге “Ростислав Алексеев. Книга о главном” за авторством Н. Травникова.

Так же на одном из испытательных выходов на открытую воду на борту бывал Сергей Павлович Королёв в качестве гостя. Несколько раз испытания проводил прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев.

В Москве “Ракета-1” была показана на VI Международного фестиваля молодёжи и студентов, была приведена под управлениям лично Алексеева и продемонстрирована в последствии Н.С. Хрущёву.

.
.

Схематичный вид теплохода типа “Ракета”.

Краткие ТТХ:

Водоизмещение - 18 т (порожнее), 25, 3 т (полное)

Длина - 27 м.

Ширина - 5 м

Высота - 4, 5 м

Осадка - 1, 8 м (при стоянке) 1, 1 м (при ходе на крыльях)

Двигатели - М401

Мощность - 1000—900 л.с. (в зависимости от модификации)

Движитель - один гребной винт

Скорость хода - 70 км/ч (максимальная), 60-65 км/ч (эксплуатационная)

Автономность плавания 600 км

Пассажировместимость - 64—66 человек (в зависимости от модификации)

Перейдём к самому массовому представителю “крылатого флота”.

Скоростной пассажирский теплоход на подводных крыльях пр. 342, 342Э, 342У “Метеор”.

-3

Лично мной сделанное фото, выложенное на fleetphoto - парочка “Метеоров” на отдыхе.

Проект был утверждён в мае 1959 года, а головное судно проекта было построено и спущено на воду уже в октябре того же года.

-4

Представляет из себя дюралевый, однопалубный скоростной теплоход с двухвальным движителем. Районы эксплуатации - судоходные реки, водохранилища и озёра.

-5

Чертёж проекта 342Э.

Серийное производство “Метеоров” было налажено на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького в Татарстане. Строительство велось вплоть до 1999 года, в 2006 году было построено еще две единицы. При этом в 90-е годы производилась модификация “Метеор-2000” с импортными двигателями.

-6

Отличием от стандартного “Метеора” с ГД серии М400 были устанавливаемые главные двигатели фирмы Deutz AG типа TBD616V16 мощностью 1272 лошадиные силы (936 кВт), работавшими в паре с редукторами ZF, так же теплоходы оснащались японскими системами кондиционирования Daikin.

(Информация по поводу данной модификации в интернете совсем скудная и пресная - могут быть неточности)

В 2010-х годах заводом изготовителем и в Санкт-Петербурге некоторые суда данного проекта прошли модернизацию, однако большинство теплоходов подверглось массовому списанию, а эксплуатация значительно сократилась.

Во времена СССР все “Метеоры” были номерными, но в последующее время или были переименованы, или же сразу после постройки получали имена великих людей, конструкторов, военачальников, святых, героев.

Хоть постройка классических “Метеоров” давно закончилась, эксплуатация продолжается.

В 2019-м году в ЦКБ было заложено судно нового проекта, которое должно было прийти на замену старым “Метеорам”, головное судно нового проекта было спущено на воду в августа 2021 года, второе судно проекта - май 2022 года, еще три образца находились на стапелях ЦКБ им. Алексеева в разной степени готовности.

Краткие ТТХ:

Водоизмещение - 36, 4 (порожнее), 53, 4 (полное)

Длина - 34, 6 м

Ширина - 9, 5 м (размах конструкции подводных крыльев)

Высота - 5, 63 м (при стоянке), 6, 78 м (при ходе на крыльях)

Осадка - 2, 35 м (при стоянке), 1, 2 м (при ходе на крыльях)

Двигатели - 2 дизельных М400 2×800 л.с. или М401 2×1000 л.с, или М-417 2×1100 л.с, или MAN D2842LE410 MARINE DIESEL 2×1100 л.с. 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос Мощность 1600 - 2200 л.с.

Движитель - 2 винта.

Скорость хода - 75-77 км/ч (максимальная), 60-65 км/ч (эксплуатационная)

Автономность плавания - 600 км.

Экипаж - 3 чел.

Пассажировместимость - 78—123 человек (в зависимости от модификации)

Год 1960-й, классический “Метеор” находится в своем расцвете, в ЦКБ проектируется совершенно новый тип судов - первый в своем классе.

Скоростной пассажирский теплоход на подводных крыльях пр. 342М, МТ, МЭ, МС “Комета”.

-7

А вот зачем - “Комета” - морской вариант “Метеора” с иным крыльевым устройством, немного иными обводами корпуса, в котором все еще угадываются знакомые черты.

Серийное производство “Комет” было налажено на двух заводах - заводе “Море” в Феодосии и на Потийской судоверфи (проект 342МЭ).

Представляет собой однопалубный теплоход с двухвальным движителем, с крыльевым устройством состоящим из трёх крыльев. Среднее крыло обеспечивало улучшение подъема на крылья.

-8

На первых теплоходах пр. 342М устанавливались дизеля типа М-400 мощностью 800 лошадиных сил при 1600 об/мин. Позднее на проекты 342М, 342МЭ, 342МТ, 342МС устанавливались турбированные дизеля М-401А с газотурбинным наддувом, развивавшие мощность 1100 лошадиных сил при 1600 об/мин.

Годы производства 1964 - 1981 на Феодосийском заводе “Море”, в 1962 - 1992 - на Потийских судоверфях.

Краткие ТТХ:

Водоизмещение - 41, 2 (порожнее), 58, 3 (полное)

Длина - 35, 1 м.

Ширина - 11, 0 м (наибольшая)

Высота - 5, 9 м (при стоянке), 7, 8 м (при ходе на крыльях)

Осадка - 3, 6 м (при стоянке), 1, 7 м (при ходе на крыльях)

Двигатели - 2 дизельных M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос Мощность 2200 л. с.

Движитель - 2 винта

Скорость хода - 60 км/ч (максимальная), 55-57 км/ч или 30 узлов (эксплуатационная) Автономность плавания 600 км

Экипаж - 5 чел.

Пассажировместимость - 120 человек (в зависимости от модификации)

Год 1973, на подиум выходит новая серия теплоходов пр. 352 “Восход”.

-9

Представляет собой однопалубный пассажирский теплоход с одновальным движителем для эксплуатации на реках и водохранилищах.

Из-за своих хороших мореходных качеств так же может выходить в прибрежные районы моря.

Создавался для замены более старых “Ракет” и “Метеоров”, но фактически работал с ними в паре.

Головное судно проекта было построено в 1973 году и был зачислен на баланс Горьковского пассажирского агентства в группу пассажирского флота.

Второй образец появился спустя три года - полностью изменилась планировка окон носового салона, откинутые назад узкие оргстекла были заменены более простыми в изготовлении прямоугольными блоками с закругленными углами, сменилась форточка моторного отсека. Кормовая мачта была поднята, чтобы оптимизировать высоту натяжения радиопровода, длина площадки для курения была увеличена, профиль кормового крыла был изменен, а неоправданно большой перпендикулярный излом, предназначенный для складывания, был сглажен на боковой.

-10

Сделанное мной фото “Восхода-61” на р. Нева, в Санкт-Петербурге - уже более привычный вид теплохода в отличии от головного судна проекта.

Серийно выпускался на ССЗ “Море” в Феодосии. К началу 90-х годов было построено 150 единиц, но в последствии выпуск прекратился из-за тяжелого положения завода изготовителя.

-11

Краткие ТТХ:

Водоизмещение - 28 тонн

Длина - 27, 6 м.

Ширина - 6, 4 м.

Высота - 4, 0 м (от уровня воды при ходе на крыльях)

Осадка - 2, 1м, 1, 1 м (при ходе на крыльях)

Двигатели - М401

Мощность - 1000 л. с.

Скорость хода - 65 км/ч (максимальная)

Автономность плавания - 500 км.

Пассажировместимость - 71 человек.

В общем и целом, я разобрала самые известные и массовые типы пассажирских СПК, которые эксплуатировались на водных просторах СССР и России.

“За кадром” осталось еще много интересных типов, которые в данный список не попали в виду малосерийности или же из-за статуса “опытный экземпляр”.

Если будет так же интересно - могу запилить еще несколько частей с разбором СПК по типам “Кто есть кто”.

Спасибо за ваше внимание!

(С) Bremze.

В написании данного материала были использованы данные из следующих ресурсов:

http://www.spkfleet.ru/

https://fleetphoto.ru/

https://www.katera-lodki.ru/sudno-meteor

Пост автора Bremze.

Читать комментарии на Пикабу.