Найти тему

О троекратном приступе Литовских людей к Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю и отбитии их...

Богата история Псковской земли и Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Не все страницы изучены, многое еще таится во тьме веков. Об одной такой странице сегодня и поговорим.

В 1890 году был опубликован сборник документов московского Разрядного приказа, в числе которых содержится «Отписка из Псково-Печерскаго монастыря Архимандрита Иоакима с братиею о троекратном приступе Литовских людей к монастырю и отбитии их».

«Защита обители» 2013 год. Художник Федоров Алексей Иванович
«Защита обители» 2013 год. Художник Федоров Алексей Иванович

Бумага адресована «Благоверному и христолюбивому государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Рycи, изо Пскова твоего государева царскаго богомолья Успенья Пречистые Богородицы Печерского монастыря чернецы архимандрит Иоаким с братиею Бога молим и челом бьем».

В ней описывается, как три дня монастырь выдерживал осаду. К монастырю пришел отряд «Якова Пунтусова и немецкие воеводки Петр Лавин да Карбел с францужскими немцы с конными и с пешими».

«Изгоном», то есть внезапной атакой рассчитывали взять крепость враги, но им противостояли не кто-нибудь, а «твои Государевы богомольцы, с ратными людьми с монастырскими служки и с стрелцы и со всеми православными христианы». Резко опустили монахи входную железную решетку, которая покалечила солдат в первых рядах нападавших, бились со стен оружием и каменьями до самой ночи и «немецких людей многих побили и поранили, и отбили и взяли у них у Святых ворот пинарду целую с зельем и с доскою».

Супостаты отошли, заняли гостиный и конюший дворы и принялись грабить город и окрестности: уводить скот, ловить пленных, обирать дома и лавки.

Через день был применен другой план. На монастырь напали вечерними сумерками от Никольской башни и Нижних ворот. Под стену под прикрытием щитов подкатили возы с сеном, а кирками и ломами начали ее ломать и подкоп делать, чтобы заложить порох. Удалось выбить ворота одной из башен, но дальше враг не продвинулся ни на шаг. Более того, с тыла подошли оставшиеся горожане и крестьяне ближних деревень.

Среди нападавших было много убитых и раненых, осаждавших отогнали от стен, а в трофеи досталось уже «две пинарды целы с зельем и с досками», клевцы (боевые топоры), щиты, кирки и ломы тоже попали к осажденным.

Еще через день нападение началось на рассвете «с Никольской и Соборной стороны», да снова под стеной пробовали сделать подкоп. Со стен на нападавших полетели «каменья», отряд монахов через потайной лаз вышел за стены и вступил в открытый бой. «Немецкаго воеводку Карбеля ранили да Петрова брата Ловилова убили, а немецких людей побили и поранили с двести человек».

Воины-монахи сражались отчаянно и «Божиею, государь, милостью и Пречистые Богородицы помощи и заступлением и всех святых молитвами и твоим государевым, царевым и великаго князя Михаила Федоровича счастием» вновь выдержали «жестокий» приступ.

Несколько дней еще потоптались под стенами сильно потрепанные вражеские отряды, разорили и сожгли все, что попалось под руку, а потом отправились восвояси.

Для доклада государю монахи собрали еще и дополнительные сведения:

«.. пошли прочь в Литовскую землю мимо Новой городок похваляючися, что хотят быть с болшими людьми и с нарядом под Печерской монастырь на осаду. Да писал, государь, к нам ливонского подстаростье Александр Рогоза о тех же немецких людех вести, и мы, государь, тот лист послали к тебе государю.».

Послание доставили монастырские служки Данилка Иванов да Сенька Сотников – достойные доверия и отличившиеся в боях.

На полях «Отписки...» автограф Государя Михаила Федоровича «Отписать, похвалить, и жили бы с великим береженьем».

Чтобы оценить не только воинскую доблесть и мужество насельников монастыря, но и политическое значение этой победы, стоит кое-что пояснить...

  • События одной из многих «Печерских осад» относятся к Смутному времени, а Михаил Федорович – первый Романов на московском престоле. Февраль 122 года в документе – февраль 1614 года.
Царь Михаил Фёдорович Романов
Царь Михаил Фёдорович Романов
  • Яковом Пунтусовым на русский манер называли воеводу Якоба Пунтуса Делагарди. Шведский военачальник и политический деятель – в 1610 году он уже побывал со своим войском в Москве, а в этот период подчинил Новгород, где держал ставку. По поручению Стокгольма вел активные переговоры, желая утвердить на русском престоле шведского принца Карла Филиппа или хотя бы расшить шведское влияние в «землях московских».
Jacob De la Gardie
Jacob De la Gardie
  • В этом походе его сопровождали два француза на шведской службе Пьер Делавиль и Якоб Корбелл и с ними французских, нерлянских (нидерландских) и цысарских (литовских или польских?) людей шестьсот человек.
  • Так же напрасно побывал Яков Пунтусов под Тихвинским монастырем, под Псковом и в Гдовских землях. Он рассчитывал, что за признание русским царем первый Романов согласится уступить шведам города Новгородской земли. В случае захвата Печор и Гдова шведы надеялись договориться с Москвой на своих условиях.
  • Результаты этих военных походов должны были стать дополнительным козырем в переговорах с Москвой, но не стали. Столбовский мир вернул Руси Новгород и другие земли северо-запада.
  • Печорский монастырь – русская святыня веры и крепость на рубежах с Ливонскими землями. Под стенами располагался отряд стрельцов, сам монастырь имел постоянный военный гарнизон, в который входили монахи, была своя оружейная и пушки. Защитники Печерского монастыря во главе с игуменом Иоакимом и келарем Онуфрием не дали врагу такой возможности.

Любопытный факт для финала. Стоит сказать, что слово «литовские» в заглавии «Отписки...» не очень уместно – нападение-то шведское. У игумена Иоакима было давнее и неприязненное отношение к литовцам за грабежи и убийства на монастырских землях. Он даже отправлял «обидную грамоту» самому канцлеру Великого княжества Литовского Льву Сапеге, за что московская дипломатия его осудила. Отношения государств и так были сложными, но для игумена любой враг именовался литовцем.