Многие водители проверяют заряд аккумулятора в автомобиле, отсоединяя клемму аккумулятора при работающем двигателе, и если он не глохнет, значит, генератор работает. Во многих книгах по ремонту говорится, что такой способ проверки приводит к значительному повышению напряжения в бортовой сети автомобиля при снятии зажима с аккумулятора. Это перенапряжение может повредить включенные в это время электроприборы, особенно электронику, установленную на автомобиле, например, блок управления двигателем.
В этой статье показано, что происходит с напряжением при отсоединении зажима.
Подобный эксперимент я уже проводил на автомобиле с карбюратором ВАЗ 2107, статья есть на канале. На этом автомобиле нет сложной электроники, поэтому больших проблем возникнуть не должно. Однако был случай, когда после проверки зарядки таким способом перегорели все лампочки на автомобиле. До снятия клеммы фары и фонари горели, в момент снятия клеммы с аккумулятора все лампочки ярко вспыхнули и перегорели, это было вызвано скачком напряжения.
В другом случае на автомобиле с инжектором после снятия зажима двигатель заглох и больше не заводился, позже выяснилось, что был поврежден блок управления.
Но многие люди проверяют зарядку таким образом, и в большинстве случаев ничего не происходит, им все сходит с рук, как говорится.
Сейчас я расскажу вам об эксперименте, который был проведен с автомобилем ВАЗ 2115 с впрыском.
К клеммам аккумулятора был подключен осциллограф - это единственный способ узнать, что происходит с напряжением.
Двигатель работает на холостом ходу, аккумулятор подключен. Осциллограмма напряжения.
Вот эта ровная линия и есть напряжение оно находится на уровне 14 вольт.
Теперь снимаю клемму с акб.
Напряжение начало колебаться, но нет больших скачков, которые могли бы повредить электронику осциллографа. Напряжение поднимается максимум до 15 В, что не опасно для электрической системы.
Эти две осциллограммы показывают, что когда аккумулятор подключен к бортовой сети, он поглощает любые колебания напряжения, поэтому напряжение равномерное. Это означает, что батарея действует как конденсатор.
А теперь самое интересное. Момент снятия зажима.
Это точка на осциллограмме, когда зажим теряет контакт с отрицательной клеммой батареи. Напряжение подскочило до 24 вольт. Это очень много для электроники, рассчитанной на 12-вольтовое питание.
Можно сделать вывод, что момент отсоединения зажима - это опасная часть, мы не можем сразу разорвать контакт зажима с проводом акб, возникает дуга, поэтому напряжение генератора скачет.
Если необходимо снять зажим, желательно предварительно включить фары и обогреватель, чтобы нагрузить генератор. В этот момент зажим снимается при включенной нагрузке.
Как видно это не помогло, те же 24 вольта. Значит это миф.
В моем случае, ни чего не произошло, двигатель не заглох, но такое перенапряжение опасно, для электроники, лучше не рисковать. Проверять зарядку нужно с помощью мультиметра, здесь все просто, если на работающем двигателе напряжение на клеммах акб поднимается до 14 вольт +-, то значит генератор работает.