Прежде чем говорить о новой ленте «Кит» Даррена Аронофски, необходимо вспомнить, кто такой Брендан Фрейзер. Когда-то у актера были шансы стать одной из самых больших звезд Голливуда, но на него обрушилась череда тяжелых событий, после которых артист пропал с радаров, набрал лишний вес и погрузился в тяжелую депрессию. Брендана вспомнил режиссер Аронофски, увидев фильм «Путешествие на край ночи». Это и привело актера к главной роли в «Ките», за которую он получил шестиминутные овации на Венецианском кинофестивале в прошлом году.
Сюжет картины повествует о преподавателе Чарли, который весит 270 килограмм. Чарли бросил семью ради любовника, тот позже умер, из-за чего главный герой набрал огромный лишний вес. Он не общается с дочерью, с женой у них был тяжелый развод. Единственный близкий товарищ — медсестра Лиз — сестра его почившего любовника, которая ухаживает за Чарли. Она и обнаруживает у него недуг, который является предвестником скорой смерти. Необходимо лечение, герой отказывается, ведь еда для него — возможность суицида.
С виду простой сюжет вмещает в себя несколько слоев подтекстов, которые мне удалось считать во время просмотра. Ожирение — лишь форма зависимости, которую человек использует для того, чтобы забыться: заедание чувства вины, как следствие нелюбви к себе. По ходу фильма главный герой часто перечитывает эссе свой дочери по «Моби Дику» Германа Мелвилла. В нем подросток сопереживает большому морскому зверю, который ничего не чувствует и не понимает, что близится его смерть от капитана китобоя, Ахава. Так и наш главный герой, как кит, закрыт от чувств прочной жировой тканью, убивающей его, словно Ахав.
Режиссер уже в самом начале фильма не скрывает обреченности главного героя, выстраивая свою картину как притчу или сказ о последних днях мученика. Не зря ведется и отсчет дней, где катарсис происходит к условной «Страстной пятнице» — дне, в котором вспоминают страдания Иисуса Христа. Вокруг Чарли много персонажей, заблудших душ, которые, видя страдания главного героя и его искренность к концу своего пути, понимают, что самое важное — говорить о своих чувствах и переживаниях с близкими людьми, чтобы не обрасти прочной китовой кожей. Чем не библейская история? Подчеркивает это Аронофски и игрой со светом — отсылка к творчеству художников эпохи Ренессанса: часто свет падает на героя, словно божественная благодать, говорящая ему, что он не один, что Господь с ним. У Чарли даже есть ангел-хранитель в виде птицы, которая живет у него за окном и которую он кормит. Когда час смерти наступает, она улетает заранее, чтобы помочь герою добраться до загробного мира.
Интересной метафорой является и образ Америки в этом фильме. Здесь есть и упоминание сект, и непрерывные политические новости по телевидению. Чарли постоянно ест фаст-фуд и не может умерить свой аппетит, словно главная капиталистическая держава в мире, неспособная остановиться и осмыслить свой путь.
Темы ожирения и культообразной религии появляются в фильме не случайно: оба способа побега от проблем не приводят к решению, а лишь отдаляют человека от самого себя и от его близких.
Технически фильм больше схож с работами Аронофски времен «Рестлера». Кино выглядит безупречно: великолепная роль Брендана Фрейзера, очаровательная Сэди Синк, потрясающий саундтрек и операторская работа. Из-за личного опыта Фрейзера, описанного в начале, у актера получилось создать эпохальную работу, которая, уверен, останется в истории.
Картина перекликается с фильмом «Сын»: оба фильма являются экранизациями пьес и историями об отцовстве. Только «Кит» куда интереснее сконструирован, чем работа Флориана Зеллера. Структура сценария представляет собой спираль из отсылок и ружий Чехова, которые делают просмотр более увлекательным. Конечно, можно сказать, что это заслуга Сэмюэла Д. Хантера, автора пьесы, но работа режиссера здесь выполнена на ‘отлично’. Аронофски очень хорош в своем деле.
«Кит» — шедевр, который не выйдет в российский прокат, но можно найти в интернете.
Автор: Даниил Джиенбаев