Найти тему

Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: как страх довериться другим людям и непринятие себя разрушают жизнь

Григорий Печорин – один из самых известных героев М. Ю. Лермонтова. Протагонист романа «Герой нашего времени» предстает нам в образе «плохого» парня, который не заботится ни о чьих чувствах. Поступки Печорина омерзительны, и поэтому становится ещё интереснее, какими потребностями они продиктованы. Читая мысли героя в его журнале, казалось, что Григорий лишь скрывается за маской плохиша. Но почему он прячется? 

Мы мало знаем о детстве Печорина. Во-первых, он воспитывался в богатой дворянской семье. В то время было сильно классовое неравенство, а дворяне считались высшим классом, поэтому их детям с детства прививали, что они лучше других. Так воспитывался Обломов. И на самом деле, они очень похожи: оба нарциссичные, у обоих апатия, возникшая из-за разочарования в окружающем мире, при чем у Печорина она уже переходит в начальную стадию депрессии, оба зависимы. Они росли в сказочном мире, где они могут получить абсолютно всё, не прилагая усилий, а потом оказалось, что в реальном мире, даже если ты прилагаешь очень много усилий, не всегда приобретаешь желаемое, поэтому оба героя убегают в свои зависимости: Обломов в сон и еду, а Печорин к женщинам и азарту, который появляется на грани жизни и смерти. Но у Печорина этот сказочный мир детства всё-таки не такой уж и прекрасный. В разговоре с княжной Мэри во второй части романа герой немного рассказывает о своем детстве, и сначала может показаться, что он это делает только, чтобы впечатлить девушку, но я думаю, эти воспоминания настоящие. Он поведал ей, что с самого детства все видели его хуже, чем он был на самом деле, поэтому он решил не переубеждать их, а стать таким. Меня очень зацепила его фраза « …лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Боясь непринятия обществом своего истинного я, Печорин создал другую личность, которая соответствовала всем ожиданиям других людей. Началось это как раз в детстве, когда родители видели в искренних поступках сына что-то плохое, тогда вместо борьбы с этими убеждениями Печорин решил соответствовать им, то есть борьбу с самим собой. И он сам это понимает и много раз пишет в дневнике и говорит со своим другом Вернером, с княжной Мэри об этом. Правда читая о его действиях, создается впечатление, что у него их и вовсе нет. Но это не так. Печорин просто подавляет их, используя защитные механизмы личности. Чаще всего Григорий пользуется приемом рационализации. Это когда человек чувства переводит чувства в рациональную часть мозга, тем самым сводя его почти на нет. И вообще это очень полезный способ, например, когда человека захватывает волнение и тревога, он переводит эти чувства в рациональную часть и успокаивается. Но Печорин абсолютно все чувства переводит в рациональную часть, не давая им выхода. И постепенно эти чувства накапливаются, и в конце концов, достигнув своего пика, выйдут наружу. Это случилось с Печориным при отъезде Веры, его возлюбленной, когда посреди поля у него началась истерика.

Второй прием, который использует Печорин, чтобы избегать своих чувств, называется проекция. Я думаю, многие из читателей слышали фразу, что нас больше всего раздражают в других людях те черты характера, которые есть у нас самих. Собственно, так и действует проекция, она переносит наши переживания, качества и чувства на других людей. Давайте теперь вспомним, кто не нравился главному герою? И первым на ум приходит Грушницкий. По мнению Печорина Грушницкий полон самолюбия и желания признания другими людьми. Следовательно, это именно те чувства и желания, которые Григорий подавлял и не любил в себе. 

Эти два вида защитных механизма помогают Печорину не сталкиваться с собственным я, а, наоборот, только увеличивают дистанцию между ними. Григорий предпочел сбежать от своих чувств, игнорировать их, потому что боится их. Это приведет к тому, что все чувства копятся и выплескиваются обычно в самые неподходящие моменты. К тому же его психологическое состояние ухудшается. Если у Обломова были люди, которые находились рядом и поддерживали его, поэтому его апатия не перешла никуда дальше. Печорин же, боясь доверять свои истинные чувства кому-либо, возвёл стену между собой и другими людьми, тем самым усилив своё одиночество. Он закрыл себя в одной комнате со своими переживаниям и мыслями, еще сильнее погружаясь в это состояние, поэтому его апатия перешла в депрессию. Он уже не так сильно боится смерти и даже готов к ней. Чтобы снова почувствовать вкус жизни, он подвергает себя опасности. Девушки тоже помогают забыться. Он не видит в них личностей, для него они способ сбежать от ужасной реальности, почувствовать себя любимым и нужным, поэтому, как только девушки начинают хотеть от него чего-то большего, чтобы он учитывал и их чувства, Печорин сбегает. Он хочет получать любовь, но боится открыться, поэтому, когда его партнерши хотят узнать его 

чувства, он пугается и убегает, так как он не в контакте с самим собой и боится показать себя настоящего из страха быть уязвимым. Единственная 

девушка, которой он чуть-чуть открылся, была Вера, но страх своих 

собственных чувств был слишком велик, поэтому он не смог даже ей довериться полностью. 

Григорий Печорин – сложный и неоднозначный персонаж. За свою жизнь он причинил много боли разным людям, так как боялся встретиться со своими чувствами. У него также преобладают нарциссические черты, а свою значимость он доказывает, используя любовь женщин и играя с их чувствами. И всё же герой несчастен, ведь до конца своей жизни так и не смог принять себя.