Внимание! Еще больше статей в моем блоге "Нитки Иголки".
Оригинал поста https://needle-threads.ru/kak-krasivo-i-pravilno-podshit-tjul-svoimi-rukami.html
Не забывайте подписаться если еще не подписаны и ставить лайк! Спасибо.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЮЛЕ
Тюль получил своё название в честь французкого города, в котором его впервые изобрели и использовали. «Войдя» в наши дома и квартиры, он навечно «поселился» в них по сей день. Сейчас трудно представить декор комнат без тюля, разновидностей и расцветок которого множество. Каким бы необычным ни было внутреннее убранство помещения, всегда будет чувствоваться незавершенность без соответствующего, достойного оформления проема в окне. Комната, в которой нет штор, неуютна, человеку находиться в ней не комфортно. Оконные проёмы, особенно большие, выглядят эстетически непривлекательно. А если занавески подобрать правильно, появляется ощущение уюта, теплоты. Здесь задача — удачно выбрать ткань.
Со вкусом подобранный тюль дополнит и украсит любую комнату, будь то зал, гостинная, спальная, детская, кухня, коридор и, даже, ванная.
Подбирая тюль к декорации комнат, важно учитывать не только его цвет и рисунок, но и качество, и фактуру материала. Этот нежнейший материал требует деликатного обращения. Тюль — лёгкий,воздушный, струящийся и прозрачный материал, который производят из натуральных и синтетических тканей или смесевых волокон. К этим тканям относятся лён, хлопок, шёлк, органза, шифон, вуаль и другие материалы. Но пока большим успехом пользуется тюль — капрон.
В дизайне современных помещений может быть применен тюль различного цвета и размера. Выбрав тюль, мы задумываемся над объёмностью изделия ( длине метража по ширине окна ), чтобы получилась красивая и густая сборка. Тонкий, прозрачный тюль стоит покупать, утроив длину карниза. Тюль с крупным рисунком или более плотным материалом достаточно удвоить. Важно знать, что при меньшем наполнении ваше изделие будет выглядеть ОЧЕНЬ скромно.
Далее нужно опредериться с длиной изделия по высоте помещения или окна. Самое главное правило — ваша тюль никому ничего не должна. Она имеют полное право быть такой длины, которая вам удобна и визуально приятна. Если вам нравится тюль, которая лежат на полу красивыми эффектными складами — это повод шить тюль именно так. Если вместо красивых склад вы видите «пылесборники», значит нужно делать тюль чуть выше уровня пола. Вот некоторые варианты:
ВЫСОТА ТЮЛЯ В ПОЛ
Самый распространенный вид изделия, потому что он считается классическим и создает определенную строгость в оформлении помещения. Ориентируемся на правило – шторы должны висеть выше уровня пола на 1 см. Ведь каким бы качественным ни был ремонт, погрешность расстояния между полом и потолком есть почти всегда, поэтому сшить изделие, чтобы оно доходило до пола, но при этом не лежало на нём, технически очень сложно. Изделие полностью скрывает стену и не открывает плинтус, поэтому требуется тщательное проведение замеров, ведь каждый лишний сантиметр будет лежать на полу, а если вдруг его не хватает, то образуется щель. При выборе изделия такой длины зрительно увеличивается высота потолка, что особенно ценно для комнат, где они расположены.
СТАНДАРТНАЯ ДЛИНА ТЮЛЯ
Один из самых неудачных, с точки зрения дизайнеров интерьера, вариант. Но именно такая высота чаще всего использовалась в советские времена, да и сейчас ещё присутствует во многих домах. Этот вариант, где расстояние между уровнем пола и изделием составляет 5 сантиметров ( и более ) крадёт пространство и подходит лишь для больших помещений с высокими потолками. Маленькие комнаты такая длина только испортит. Плюс в практичности изделия — занавески удобно задвигать и раздвигать (при этом они не трутся об пол ), они не мешает пылесосить, мыть полы и меньше пачкаются (не прикасаясь к полу ). Эти признаки увеличивают долговечность изделия.
ТЮЛЬ С НАПУСКОМ
Этот красивый и торжественный вариант больше всего подойдёт для гостинной. В ней встречают гостей и отмечают праздники, поэтому для оконного декора будет уместен длинный тюль с напуском и изящными складками на полу. Складки тюля лежат на полу, полностью прикрывая низ стены и плинтус. На полу складки укладывают вручную. Длина напуска составляет пятнадцать или тридцать сантиметров. Помните и будьте готовы к тому, что изделие с такими складками собирает много грязи и пыли. С ним неудобно мыть полы, придется его постоянно приподнимать, зато выглядит он наиболее роскошно.
ДЛИНА ДО ПОДОКОННИКА
Не в каждой комнате уместны длинные шторы. Действительно, короткая тюлевая занавеска была и остаётся оригинальным способом украшения любой комнаты, и прежде всего, небольшой по площади. Однако нельзя забывать о важной особенности короткой шторки: высота потолков визуально уменьшается. Поэтому, выбирая вариант изделия, необходимо учитывать пропорции комнаты, особенности её оформления и степень освещённости.
Короткий тюль в спальне предполагает использование различных аксессуаров. Например, зажимов в виде цветов. Они придадут шторам нежность и очарование. Выбирая тюль в спальню, необходимо акцентировать взгляд на плотности ткани. Лучший вариант — тюль с частым узором, плотной вышивкой.
Преимущество короткого тюля в детской— освобождается дополнительное пространство для игры или учебное место для занятий школьника. К тому же, короткий тюль в детской предпочтительнее в целях безопасности, если в доме есть маленькие дети.
Кухня — традиционное помещение для недлинного тюля. Оптимальна короткая длина изделия — до подоконника или чуть ниже. Если у окна стоит мебель, подбирайте ткань короче — до подоконника. Это будет смотреться более выигрышно и аккуратно. Интерьеру кухни прекрасно подходят лёгкие занавески, имеющие цветочный или растительный орнамент. Выбор цвета зависит от освещённости, интерьера и предпочтений хозяйки. Очень практичны и современны на кухне короткие шторы из двух половинок. С ними можно фантазировать и экспериментировать.
КАК ВЫРОВНЯТЬ ТЮЛЬ СВОИМИ РУКАМИ
Перед пошивом занавески края тюля необходимо выровнять. От этого этапа работы зависит красота и аккуратность края занавески.
Для тюлевых штор чаще всего используют синтетические ткани, обычно на 100% состоящие из полиэстера, поэтому они легко рвутся руками, их совершенно не обязательно резать ножницами. Нужно сделать по краю небольшой надрез ( 2 — 3 см.)и, взяв тюль за два края руками, резкими движениями разорвать всю ширину или длину полотна. Так отрывают отмерянную ткань в магазинах.
Или в нужном месте надрежте тюль и вытяните тонкую ниточку из ткани по всей ширине. Это позволит сделать ровную линию по всему краю тюля.
Затем острыми ножницами аккуратно отрежьте ткань по получившейся дорожке, которую оставила вытянутая нить.
Добросовестные продавцы пользуются этим методом при продаже. Возможно, что вам не придётся выравнивать ткань по бокам. Остаётся применить этот метод только отмеряя длину изделия.
Приведённые выше, очень простые способы подойдут лишь для тонких, простых тканей из органзы или вуали. К примеру, сетку с травлением или вплетённым и набитым рисунком нельзя отрывать, её обязательно нужно резать, иначе она порвётся в самом непредсказуемом направлении. Одному, в этом случае, трудно справится — стоит кого — нибудь привлечь на помощь.
Расправить полотно и свернуть пополам ( легче это сделать на полу ), совмещая кромку по обеим сторонам, при этом следить, чтобы не было складок и перекоса ткани. Взять сантиметровую ленту и от сгиба к краям отмерить одинаковый размер в нескольких местах, ставя метки карандашом или портновским мелом. Большой линейкой через метки провести линию и отрезать неровность.
КАК КРАСИВО ПОДШИТЬ ТЮЛЬ СВОИМИ РУКАМИ
Для этого понадобится:
- Швейная машинканожницы;
- Портновские булавки;
- Нитки № 40 или тоньше (в тон тюля).
Вначале подшиваем боковые края изделия обычным краевым швом шириной 1 см., подогнув край дважды.
Затем пришиваем шторную ленту ( тесьму с петельками ) к верхнему краю изделия.
Шторная лента для легкого тюля изготавливается из прочной лески, это нужно, чтобы сквозь полупрозрачную ткань не просвечивалась лента из ткани.
Ленту прикладывайте на лицевую сторону ткани лицевой стороной вверх и полтора сантиметра ниже края ткани. Строчку прокладываем по верхнему краю шторной ленты, где находятся кармашки — петельки. Затем отгибаем её на изнаночную сторону изделия, подгибая внутрь края ленты с обеих сторон, и притачиваем по бокам. Закрепляем ленту двумя строчками — по середине и нижнему её краю. Прострачивая ленту посередине, следите за тем, чтобы шов не затрагивал шнурки, иначе тюль не будет собираться в складки. В готовом изделии стягиваем ленту шнурками до размера карниза.
Нередко, из -за неровности пола, бывает разное расстояние между полом и потолком ( высота ). В этом случае замерьте высоту комнаты от карниза до пола по краям и посередине. После этого выбирайте оптимальный вариант длины занавески. Отмеряем длину изделия с припуском на подшивку, начиная от верхнего ряда петелек на шторной ленте и отрезаем лишнюю часть.
СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ НИЗА ТЮЛЯ
КЛАССИЧЕСКИЙ СПОСОБ
Прежде, чем обрабатывать низ изделия, замеряют его высоту в готовом виде (от верхней петли на шторной ленте вниз до желаемой длины) и ставят контрольный знак ( метку мелом). Затем от метки вниз откладывают удвоенную ширину подгибки. Ширина подгибки изделия в готовом виде бывает 2 -3 см., если нет каких-либо оговорок (например, необходимо подогнать ширину подгибки под рисунок ткани или ширина подгибки низа – это желание дизайнера или клиента).
Затем всё лишнее обрезают, а сам припуск на обработку низа заутюживают на всю ширину в сторону изнанки. После этого отлетной край припуска подворачивают внутрь на половину ширины и снова приутюживают.
В завершение подшивают низ изделия машинной строчкой по краю заутюженного внутрь припуска. Этот способ называется «шов вподгибку с закрытым срезом».
При машинной строчке нижняя часть ткани подсаживается и, чтобы избежать перекосов, припуск можно приколоть портновскими булавками к ткани через определённые промежутки (20-30 см) или, прокладывая строчку, подтягивать нижнюю часть, придерживя ткань руками спереди и сзади слегка натягивая.
Подшитый низ изделия отутюживают.
УТЯЖЕЛИТЕЛЬ
Большинство современных лёгких тканей выпускаются с утяжелителем с одной стороны ( вместо кромки ), пришитым краеобмёточной строчкой. Утяжелитель — это белый трикотажный шнур наполненый стальными бусинками. Наличие утяжелителя говорит о высоком качестве ткани и способствует сохранению красивых складок и вида самого изделия. Наличие утяжелителя исключает подкибку изделия.
В этом случае вначале подшиваем бока. Чтобы утяжелитель не мешал прокладывать машинную строчку аккуратно вытягиваем небольшую его часть, обрезаем 2 — 3 см. и расправляем ткань, восстанавливая утяжелитель на прежнее место.
Длину тюля отмеряем от утяжелителя вверх, с припуском для притачивания шторной ленты, обрезаем лишнюю ткань и завершаем изделие её притачиванием к тюлю.
ФЕСТОНЫ
Фестоны являются украшением низа тюля и исключают его подшивание. Чтобы в готовом изделии они располагались симметрично и красиво относительно боковых краёв, учтите это при покупке ткани и попросите продавца отмерить ткань соответственно крайнему фестону. Покупая готовый отрез (остаток ), выполните выравнивание самостоятельно.
Длину тюля, в этом случае, откладывают от самого нижнего края фестона вверх, учитывая припуск на притачивание шторной ленты.
ОЧЕНЬ ШИРОКАЯ ПОДГИБКА.
Низ изделия довольно часто подшивают, подгибая на 10 и более см. В ателье широкая подгибка значительно дороже, чем узкая. Зрительно это выглядит очень эффектно и действительно дорого, а технически ничем не отличается от классического способа обработки низа. Кроме визуального и эстетического эффекта, такая подгибка выполняет также роль своеобразного утяжелителя.
КРУЖЕВО ИЛИ ТЕСЬМА
Эстетично выглядит тюль, оформленный по низу кружевами или тесьмой. Подгибка низа при этом может быть узкой. Сверху ( на подгибку тюля ) накладываеся кружево или тесьма и пришивается накладным швом, одной или двумя простыми прямыми строчками, или зигзагообразной. Торцевые стороны отделочных материалов следует аккуратнейшим образом обработать, чтобы они не осыпались и не портили внешнего вида изделия.
Кроме декоративного эффекта такой способ обработки позволяет добавить изделию недостающую длину.
СТЕКЛЯРУС
Стеклярус – один из красивейших способов оформить низ изделия. Перед его пришиванием изделие подшивают узкой подгибкой с закрытым срезом шириной 1 см. После этого пришивают стеклярус ( нитками в цвет тесьмы к которой крепится стеклярус ). Его располагают с лицевой стороны ткани ( редко с изнаночной ). Это зависит от вида и дизайна стекляруса. Пришивать его можно как одной машинной строчкой, так и двумя или строчкой «зигзаг». Для удобства выполнения этой операции можно воспользоваться однорожковой лапкой для притачивания молний. Тогда бусины не попадут под лапку и иглу и не помешают шитью.
Нитки (в цвет тесьмы на которой крепится стеклярус ) в начале и в конце ленты стекляруса следует тщательным образом закреплять, в противном случае бусины начнут осыпаться ещё задолго до того, как тюль украсит окно.
Кроме декоративной функции, стеклярус выполняет роль утяжелителя.
УЗКИЙ ОВЕРЛОК (РОЛЕВЫЙ ШОВ)
Одной из самых лаконичных по внешнему виду является обработка низа узкой оверлочной строчкой. Ширина её, как правило, не превышает 3 мм. Хорошо она смотрится и выполняется на плотной ткани с небольшой раздвижкой нити и с наименьшей осыпаемостью.
На тканях типа вуаля и шифона её лучше не применять из-за высокой осыпаемости и раздвижки нитей в этих материалах.
Строчку можно выполнять как нитками в цвет ткани, так и контрастными, в зависимости от задумки дизайнера.
Хорошим подспорьем в этой ситуации могут стать специальные стабилизирующие спреи, на время придающие ткани большую формоустойчивость и жёсткость, благодаря чему её становится легко обрабатывать.
КОСАЯ БЕЙКА
Распространённым способом обработки низа является окантовка готовой атласной косой бейкой (нитками в цвет бейки ). Припуск на обработку низа в этом случае добавлять не нужно. Ткань обрезается сразу по высоте готового изделия и окантовывается.
Пришить косую бейку можно как традиционным способом (двумя последовательными машинными строчками), так и одной строчкой.
Лицевой край ткани прикладываем к середине косой бейки (на её изнаночную сторону).
Огибаем бейкой край ткани так, чтобы верхний край бейки совпадал с нижним. Сделать это легко в виду прозрачности тюля.
Отстрачиваем с лицевой стороны изделия машинной строчкой в край бейки. При этом необходимо следить, чтобы строчка одновременно захватывала и нижний её край.
После притачивания косую бейку приутюжить. Затем подшить боковые швы и обработать верх изделия.
КАНТ ИЗ ПОРТЬЕРНОЙ ТКАНИ
Этот вариант обработки смотрится очень эффектно, благородно и изысканно. В качестве канта используют полосу портьерной ткани, из которой сшиты шторы и которая является утяжелителем, оттягивая полотно изделия своим весом. Ширина полосы может колебаться в зависимости от задумки дизайнера.
Крой полосы представляет собой длинный прямоугольник, ширина которого равна ширине тюля с уже обработанными боками плюс 3 см, а длина (она же высота) – удвоенной ширине в готовом виде плюс 3 см. При желании кант можно продублировать тонким нетканым клеевым материалом.
Перед началом работы один продольный срез канта заутюживают в сторону изнанки на 1,5 см.
Сначала кант накладывают лицевой стороной на изнаночную сторону к срезу низа тюля и притачивают швом шириной 1,5 см, выпустив по 1,5 см за его боковые швы. Затем обтачивают торцевые срезы канта, сложив деталь лицевой стороной внутрь. Шов – 1,5 см.
После этого кант выворачивают на лицевую сторону и настрачивают заутюженным краем на тюль.
В готовом виде кант тщательным образом приутюживают с изнанки изделия.
Эта обработка очень похожа на обработку притачного пояса в одежде, и поэтому не вызовет затруднений у опытных рукодельниц.
МОСКОВСКИЙ (АМЕРИКАНСКИЙ) ШОВ
В специализированной швейной литературе вы не найдёте наименования «московский шов» или «американский шов». Нет и достоверных источников, которые бы точно объясняли, откуда к нам пришли эти названия. Очевидно, что это швейный сленг.
На самом деле московский шов — это вид краевого шва вподгибку с закрытым срезом, который выполняется на швейной машинке. Московский шов выглядит как узкая двойная подгибка.
Выполняется двумя строчками, при этом с изнаночной стороны изделия будут видны обе строчки, а вот с лицевой — только одна. Подшивают каждый край по отдельности.
Выглядит такой шов очень аккуратно. Применяют его в работе с тонкими и деликатными тканями.
Его отличие от обычной подгибки в том, что он очень узкий, не более 3 мм. В то время, когда величина обычного краевого шва вподгибку с закрытым срезом в готовом виде может колебаться от 1 до 4 см.
Выглядит такой шов очень аккуратно. Применяют его в работе с тонкими и деликатными тканями.
Таким способом получают легкий, воздушный край занавески с минимальным расходом материала на подворот.
Подгибка изделия, оформленная с помощью московского шва, отличная альтернатива ролевому шву, выполненному на оверлоке. Срез ткани получается полностью закрытым, подгибка тонкая, а низ изделия — аккуратный.
Подворачивают края ткани на 0,5-1 см, отутюживают.
Выполняют прямую строчку на расстоянии в 2-3 мм от края подгиба.
Лишнюю ткань подворота обрезают на расстоянии 2-3 мм от строчки. Материал не должен осыпаться.
Еще раз подворачивают ткань и прострачивают, выполняя шов на расстоянии в 1-2 мм от нее. При этом первый шов остается внутри подгиба.
Вот основные способы обработки низа тюля. Каждый из них по-своему интересен, хорош и красив. Какой из них выбрать – решать вам.