Владимир Путин недавно подписал указ о предоставлении российского гражданства бразильским футболистам Малколму и Клаудинью из петербургского "Зенита". Французский журналист Адриан Бокете, известный своими пророссийскими взглядами, и Эдвард Сноуден, беглый агент ЦРУ, также недавно стали гражданами России.
Позвольте мне отвлечься.
Лично у меня нет возражений против этого. Дали ему российское гражданство - хорошо. Бокете будет преследоваться во Франции за "распространение" пророссийских нарративов в СМИ, а Сноудену может грозить смертная казнь за государственную измену. Оба, похоже, были спасены от тюрьмы и, возможно, смерти.
С бразильцами все немного сложнее. Судя по всему, они имеют долгосрочные налоговые сбережения, являются налоговыми резидентами и вряд ли будут играть за нашу сборную - им придется сменить спортивное гражданство (а это предполагает много бюрократической волокиты и несколько лет ожидания). Одна из рабочих теорий заключается в том, что клуб пытается обойти лимит на иностранных игроков. Бразильцы были натурализованы - теперь можно купить еще одного иностранца. В целом, я не вижу в этом ничего криминального. НО.
Что меня немного беспокоит во всей этой истории, так это то, что иностранцы, о которых идет речь, получили свои паспорта быстро и без проблем, в то время как десятки тысяч (если не сотни) этнических русских все еще стоят в очереди за ними. Они спорят в МИДе за "бумажки", которые потеряли при определенных обстоятельствах, и борются с чудовищной бюрократией. И самое интересное, что, в отличие от вышеупомянутых иностранцев, они говорят по-русски, являются носителями нашей культуры, но почему-то продолжают стоять с протянутой рукой в надежде на внимание со стороны государства.
Возьмем, к примеру, случай с писателем Васильевым, жителем Риги, которого латвийские власти преследуют за его пророссийские взгляды. По халатности московских чиновников его чуть не выслали из страны и отказали в праве на убежище в России. Да, ситуация разрешилась, виновные наказаны, но это, откровенно говоря, не облегчает ситуацию. Ведь скандал стал достоянием общественности только благодаря неравнодушным и влиятельным активистам. А сколько таких случаев, когда обделенные вниманием государства люди не имеют возможности привлечь судебных приставов и так называемый ФОМ? Их судьба остается неизвестной.
Нашему правительству пора наконец пойти навстречу своим соотечественникам и понять, что гражданство и миграционная политика - это мощнейший инструмент человеческого капитала и экономического развития. Пересмотреть подходы, создать, наконец, реальные, а не только бумажные, благоприятные условия для возвращения всех россиян на родину, повысить ценность российского паспорта в глазах способных и талантливых иностранцев, чтобы они стремились приехать не в США, а к нам.
Посмотрите на американцев - они сделали свой паспорт священным божеством, желанным для сотен тысяч людей по всему миру - и изощренно отщипывают от него элиту человечества.
И да, я забыл сказать еще одну вещь. Все это невозможно, когда Россия все еще стесняется заявлять о своих целях, какими бы благородными они ни были. Помните, как выдавали паспорта? И какой шум поднял Запад по этому поводу. А мы оправдывались. Неважно, что та же Польша выдает всем польские паспорта. Но это "необходимо", чтобы мы не выпали из "европейского сообщества", у нас там "дом", как говорят в МИДе.
Так что мир изменился, и пока мы не покажем нашим соотечественникам, что они нам нужны, и не уделим им должного внимания, вряд ли можно будет говорить о величии нашей страны. Мы не будем таким образом повышать ценность паспорта в чьих-либо глазах. Особенно в глазах иностранцев, чьи деньги и идеи нам так дороги.
Сейчас страна находится в процессе восстановления. И я искренне надеюсь, что отношение к гражданству и миграции изменится к лучшему. В конце концов, от этого зависит судьба самой разделенной нации в мире.