Найти тему
Русский сталкер

Великие книги: Владимир Соловьев. «Чтения о богочеловечестве» (1878 г.)

Оглавление

«Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего. Очевидно, что если признавать действительность такого безусловного начала, то им должны определяться все интересы, все содержание человеческой жизни и сознания, от него должно зависеть и к нему относиться все существенное в том, что человек делает, познает и производит». (Вл. Соловьев. «Чтения о богочеловечестве»)

«Чтения о богочеловечестве» — одна из главных работ в области богословия и метафизики, вышедших из-под пера знаменитого русского религиозного философа Владимира Соловьева (1853-1900).

Великий русский мистик

Владимир Сергеевич Соловьев был заметной фигурой в русской культуре рубежа XIX-XX столетий. Будущий мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик, почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, он стоял у истоков русского «духовного возрождения». Его труды и творчество оказали значительное влияние на целую плеяду философов и литераторов: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А. Белого, А. Блока и многих других. В частности, именно Владимир Соловьев стал прототипом Алеши Карамазова в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы» (1880).

Он родился в Москве в семье выдающегося русского

историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Среди его предков по материнской линии был известный украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). В 1869 г., после окончания гимназии, Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, но, проучившись там два года, перевелся на историко-филологическое отделение. Одновременно он посещал в качестве вольнослушателя лекции по богословию и философии в Московской духовной академии.

Во время учебы молодой Соловьев изучал труды Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Хомякова и других известных мыслителей. В 1874 г. он защитил магистерскую диссертацию под названием «Кризис западной философии» и получил звание доцента. Вплоть до 1877 г. Соловьев читал лекции в Московском университете, правда, с перерывами на поездки в Лондон и Каир… Затем из-за склоки между преподавателями ушел из университета и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения. Одновременно он преподавал в Санкт-Петербургском университете.

В 1880 г. В.С. Соловьев защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В 1881 г. он оставил преподавательскую деятельность в университете. Вероятно, причиной стало его выступление в защиту убийц императора Александра II (1818-1881).

В 1880-е Соловьевым был издан ряд работ, в которых он пропагандирует идею воссоединения Западной и Восточной Церквей во главе с Римским Папой. Главная из них — «Россия и Вселенская Церковь» (1889). Эти сочинения вызвали массу критики со стороны славянофилов и консерваторов. Имеются также сведения, что в последние годы жизни Соловьев официально присоединился к Католической церкви. Но проверить их не удалось.

Судя по отзывам, Владимир Соловьев был человеком порывистым и экзальтированным. У него никогда не было семьи, ни собственного дома: жил он в основном либо у друзей, либо за границей…

К концу 1890-х здоровье Соловьева существенно ухудшилось. Врачи выявили у него атеросклероз, цирроз почек и

уремию, а также полное истощение организма. 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 г. философ скончался в подмосковном имении Узком, принадлежавшем князю Петру Николаевичу Трубецкому, куда он приехал к своему другу и ученику, профессору Московского университета Сергею Трубецкому, брату владельца имения…

Основы философии Соловьева

Основной идеей религиозной философии В.С. Соловьева была идея Мировой Души - Софии. Он определял ее как мистическую сущность космического масштаба, служащую посредником между Богом и земным миром. По мысли философа, София воплощает в себе ипостась вечной женственности и одновременно замысел Бога о мире. Этот образ, кстати, встречающийся в Библии, явился Соловьеву в одном из мистических видений. Об этом он рассказывает в своей поэме «Три свидания»:

Заранее над смертью торжествуя

И цепь времен любовью одолев,

Подруга вечная, тебя не назову я,

Но ты почуешь трепетный напев…

Не веруя обманчивому миру,

Под грубою корою вещества

Я осязал нетленную порфиру

И узнавал сиянье Божества…

Не трижды ль ты далась живому взгляду -

Не мысленным движением, о нет! -

В предвестие, иль в помощь, иль в награду

На зов души твой образ был ответ.

Согласно концепции Соловьева, представление о Софии формируется в теософии, обретается в теургии и воплощается в теократии.

«Теософия» в переводе с греческого означает «Божественная мудрость». Она представляет собой синтез из

научных открытий и религиозных откровений. При этом вера дополняет разум, а не противоречит ему. Эволюция же является попыткой преодолеть последствия грехопадения через прорыв к Богу. Ей предстоит пройти пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.

«Теургия» — «боготворчество». Это практика, ведущая к обретению истины. В основе ее лежит культ христианской любви, предусматривающий отречение от собственного самоутверждения ради единства с ближними.

«Теократия» — «власть Бога». Соловьев считает, что должно быть создано теократическое государство, основанное на принципах духовности. И первым шагом на пути к этому должно стать объединение русской монархии с католической церковью. Об этом философ писал тогдашнему римскому папе Льву XIII.

Особое внимание мыслитель уделяет «еврейскому вопросу». Он полагал, что отвержение евреями Иисуса предопределило весь трагизм дальнейшей истории иудейского народа. Но в том, что евреи упорно отказываются принимать христианские принципы, виновны прежде всего сами христиане. На практике же Соловьев выступал против антисемитизма и преследования евреев в России, хотя неоднократно указывал на недостатки, свойственные иудаистскому мировоззрению.

Кроме того, Соловьев выдвигает концепцию «конца всемирной истории», которую он связывает с вторым пришествием Христа, Божьим судом и окончанием борьбы добра и зла на Земле.

Идея «богочеловечности»

«Чтения о богочеловечестве» первоначально представляли собой цикл публичных лекций, прочитанных Соловьевым в 1878 г. в Музее Прикладных знаний в Москве. Заметка в февральском номере журнала «Православное обозрение» за тот год сообщала, что задача лектория - «показать разумность положительной религии, показать, что истина веры, во всей полноте ее конкретного содержания, есть вместе с тем и истина разума. Центральная часть чтений — идея Богочеловечности или живого Бога».

Первые шесть чтений Соловьев посвятил процессу перехода человеческого сознания «от природного содержания» к идее Богочеловечности. Ее он позиционирует как «центральную идею, впервые получившую историческую действительность в христианстве». Главными этапами этого перехода автор считает буддийский пессимизм и нигилизм, платоновский идеализм и ветхозаветный монотеизм. Остальные шесть чтений рассказывают о развитии самой религиозной идеи, «об осуществлении Богочеловечества в вечности и во времени, о мире божественном, о грехопадении духовных существ, о происхождении и значении природного мира, о земном воплощении Христа и об искуплении, о видимой и невидимой церкви, о конце мирового процесса и о полном откровении

Богочеловечества».

Процесс публикации «Чтений» затянулся на несколько лет, в ходе издания Соловьев изменил содержание некоторых разделов, в частности, одиннадцатого и двенадцатого.

Роль религии

В первом «Чтении» рассматривается религия как «связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего». Соловьев полагает, что религия необходима, так как придает смысл человеческой жизни: «Очевидно, что если признавать действительность такого безусловного начала, то им должны определяться все интересы, все содержание человеческой жизни и сознания, от него должно зависеть и к нему относиться все существенное в том, что человек делает, познает и производит. Если допускать безусловное средоточие, то все точки жизненного круга должны соединяться с ним равными лучами. Только тогда является единство, цельность и согласие в жизни и сознании человека, только тогда все его дела и страдания в большой и малой жизни превращаются из бесцельных и бессмысленных явлений в разумные, внутренне необходимые события. Совершенно несомненно, что такое всеобъемлющее, центральное

значение должно принадлежать религиозному началу…»

Но в то же время религия находится в плачевном состоянии, так как разделилась на раздробленные учения: «Современная религия есть вещь очень жалкая - собственно говоря, религии как господствующего начала, как центра духовного тяготения нет совсем, а есть вместо этого так называемая религиозность как личное настроение, личный вкус: одни имеют этот вкус, другие нет, как одни любят музыку, другие – нет». К тому же, со времен Великой Французской революции религию пытаются заменить социализмом и позитивизмом. Правда, они выполняют важную функцию - ведут западную цивилизацию от «религиозного прошлого» (католицизма) к «религиозному будущему». Синтез религии и материалистического мировоззрения, веры в Бога и веры в человека, приводит к идее Богочеловечества: «…вера в Бога и вера в человека - сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества».

В последующих «Чтениях» говорится о необходимости обновления религии, которое должно осуществляться в три этапа:

Естественное откровение — обожествление природы как «наличной действительности».

Отрицательное откровение — освобождение от природы в буддизме.

Положительное откровение — христианство как религия любви.

Стремление к Всеединству

Христианскую любовь Соловьев связывает с платоническим благом. Идеи любви и блага он рассматривает как «метафизические существа», постигаемые при помощи интуиции как «умственного созерцания» (нем. Anschanung). Греческих философов за их проницательность автор называет «христианами до Христа». Осуществленная идея – это София: «София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства». Благодаря ей во всеедином Боге раскрывается «полнота действительности». София есть «идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе».

В то же время «действительное бытие природного мира есть недолжное или ненормальное», так как оно противоречит божественному. Поэтому мир, отпав от Бога, «лежит во зле», т.е. находится в состоянии разъединенности и представляет собой «хаос разрозненных элементов». В божественном Логосе (как называет философ изначальное состояние до греха) «все существа образуют один божественный мир». Таким образом, «целью всего бытия» является воссоединение с Богом и переход в первоначальное состояние всеобщего единства.

Это стремление к всеединству можно наблюдать на разных стадиях «космогонического процесса». В так называемую астральную эпоху это происходит под воздействием «всемирного тяготения», когда «космическая материя… стягивается в небесные тела». Об этом говорит «астральная религия» сабеизма, версией которой является ислам.

Далее следует солярная эпоха, то есть формирование Солнечной системы, когда находят свое проявление силы «теплоты, света, магнетизма, электричества, химизма». Осознание этого присутствует в культах солярных богов - Аполлона, Кришны, Озириса…

Наконец, в теллурическую эпоху на Земле возникает «органическая жизнь». Ей соответствует «фаллическая религия», в частности, культы Диониса и Шивы.

Божественное и материальное

С момента появления человечества Бог обрел самосознание во всеединстве, а мировая душа соединилась с божественным началом. Это превратило космогонический процесс в теогонический. Важная роль на этом этапе отведена «трем великим народам древности» — индусам, грекам и иудеям, пришедшим к идее совершенного мира «без крови и слез». Недаром именно в иудейском народе обрел воплощение Иисус Христос, который в понимании Соловьева является не отдельной, а «всеединой личностью, заключающей в себя все природное человечество». Вочеловечивание Бога во Христе представляет собой не воплощение трансцендентного начала, а воплощение Божественного Слова: «Воплощается в Иисусе не трансцендентный Бог, не абсолютная в себе замкнутая полнота бытия (что было бы невозможно), а воплощается Бог-Слово, то есть проявляющееся вовне, действующее на периферии бытия начало, и его личное воплощение в индивидуальном человеке есть лишь последнее звено длинного ряда других воплощений, физических и исторических…»

По природе своей все люди являются одновременно носителями божественного и материального начала. В первом человеке – Адаме – преобладает материальное начало, а в Христе – божественное. Именно свойства «богочеловеческой личности» позволяют Христу творить чудеса. Посредством Иисуса человечество должно воссоединиться со своим божественным началом. А это возможно лишь благодаря «свободной теократии» - воссоединению церквей и религий, в частности, восточного (византийского) и западного христианства:

«В истории христианства представительницею неподвижной божественной основы в человечестве является церковь Восточная, представителем человеческого начала - мир Западный. И здесь, прежде чем стать оплодотворяющим началом церкви, разум должен был отойти от нее, чтобы на свободе развить все свои силы, и после того как человеческое начало вполне обособилось и познало затем свою немощь в этом обособлении, может оно вступить в свободное сочетание с божественною основою христианства, сохраняемою в Восточной церкви, и вследствие этого свободного сочетания

породить духовное человечество».

«Чтения о Богочеловечестве», безусловно, идут вразрез с традиционными религиозными взглядами. Впрочем, и сам Соловьев считал себя скорее философом, чем богословом. Адепты его воззрений полагают, что в них проповедуются идеи «очищенного христианства» - не канонического, а такого, каким оно было дано людям изначально. Так или иначе, учение Соловьева сыграло колоссальную роль для развития последующей философской мысли. И в наши дни у него достаточно много последователей.

Из книги Ирины Шлионской

"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"

Публикуется с разрешения автора