Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. Города Кордова, Гранада, Севилья, Валенсия, находящиеся в арабских владениях, славились прекрасными дворцами, мечетями, фонтанами. Арабы привнесли в искусство Испании затейливые восточные орнаменты, некоторые архитектурные детали, в частности тонкие витые колонки.
XI—ХII вв. для Испании были временем Реконкисты — войны за освобождение территории страны, захваченной арабами в 711—718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того периода, но прежде всего на архитектуру. Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Настоящей страной замков стало королевство Кастилия (Центральная Испания) — её название произошло от испанского слова «castillo», что означает «замок». Один из самых ранних замков романского периода — королевский дворец Алькасар — был построен в IX в. в Сеговии. Он сохранился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окружённой толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным же образом возводили города.
Разумеется, возникает вопрос: откуда же в Испании такое большое количество замков? Конечно каждый из них по-своему уникален и имеет собственную историю создания, но изначально все они были построены в основном для оборонительных целей. После вторжения в 711 исламской армии в Андалусию, за очень короткое время почти весь Пиренейский полуостров оказался под гнетом мавров. В ходе многовекового противостояния возводились укрепительные сооружения. Причем архитектура строений имела влияние как христианской, так и исламской культур средневековья. Этот факт прослеживается в таких элементах как декоративная кладка, геометрические формы или детали украшений. Так по всей Испании появлялось множество замков и крепостей, пока наконец вся территория не вернулась христианам.
Пожалуй, не найдётся в Западной Европе другой страны, так сильно отличающейся от своих соседей климатом, особенностями природы и национального характера жителей, как Испания. Размеренному ритму европейской жизни эта юго-западная окраина Европы противопоставляет страстные ритмы фламенко, добропорядочности бюргерских праздников – кровавое зрелище корриды, скучноватой и однообразной природе севера – буйные краски солнечного юга. «Красотой Испании нам отказано в мире, покое и неге — её красота, жаркая, опалённая, непомерная и порою чрезмерная, не знает разумных рамок и, ослеплённая собой, разбивает голову о камни», — писал о своей родине поэт-романтик Федерико Гарсия Лорка (1898—1936).
Нет в мире больше такой страны с огромным количеством замков, крепостей, сторожевых башен, как Испания. Их насчитывают около 2500 тысяч, 500 из которых в хорошем состоянии. Невозможно передать атмосферу тайны и романтизма при посещении этих великолепных памятников испанской архитектуры.
Вдохновленный величием, мощью и роскошью этих грозных укреплений, испанский композитор Федерико Морено-Торроба отразил всю эту красоту в цикле гитарных миниатюр "Замки Испании". Каждая пьеса - как музыкальная картина, великолепно раскрыта душа каждого замка, его неповторимый характер.
«Alcaniz» – беспокойный.
«Turegano» – радостно-грустный.
«Zafra» – порхающий.
«Olite» – озорной.
1. Альканьис (послушайте пьесу "Альканьис" на классической гитаре)
2. Турегано (послушайте пьесу "Турегано" на классической гитаре)
3. Сафра (послушайте пьесу "Сафра" на классической гитаре)
4. Олите (послушайте пьесу "Олите" на классической гитаре)
Источники:
Энциклопедия для детей Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997.
Энциклопедия для детей Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999.