Это должно было стать вступлением к статье с инструкцией по вязанию "свитера ОВЕР САЙЗ, с конструкцией рукава реглан, способом цельного вязания сверху, с АЗИАТСКИМ РОСТКОМ". Но получилось слишком много слов, и, смею надеяться, мыслей. Хватило на отдельную статью.
Я попытаюсь прояснить МОМЕНТЫ, чтобы потом в инструкции не сильно отвлекаться на разъяснения.
Сразу оговорюсь, что термины"азиатский росток", "классический росток", "рассеянный росток" я употребила здесь потому, что такие названия распространились в интернете, подобно многим другим нелепым (хайповым) терминам, как вирус. И все вяжущие аборигены интернета понимают, о чём речь, по таким названиям. Хотя смысл не соответствует предмету. Но в том и суть любого сленга, что он может вызвать недоумение иных, кто из другой песочницы, или дезориентировать тех, кто зашёл в неё зелёным, когда договорились обо всём без него, а потом и сами забыли, что было в начале.
На самом деле, поминая о ростке, речь в какой-то момент заходит о разнице между высотой полочки и спинки, что в другой песочнице называют вертикальный баланс. То есть из значения Дпт (длина полочки до талии, швейники говорят Дтп, длина талии полочки) нужно вычесть значение Дст (длина спинки до талии, швейники говорят Дтп, длина талии спинки):
Дпт-Дст
Тогда получим значение вертикального баланса. Учёт этого значения важен для построения правильной выкройки ОСНОВЫ изделия с втачным рукавом. Именно её моделирование даёт все другие разновидности выкроек. В том числе и выкройку с рукавом конструкции реглан.
- Причём, значение вертикального баланса влияет не только на место расположения плечевого шва и удобное облегание горловиной изделия шеи человека. Это значение сказывается ещё на правильном, без перекоса, размещении боковых швов!
Понятно, что для изделий из мягкого вязаного полотна приняты некоторые условности, позволяющие избегать точное соблюдение правил баланса. Тем более, что трансформация конструкции вязаных изделий вообще и изготовленных цельновязанным способом, в частности, диктует несколько другие правила построения.
Но игнорировать баланс нельзя, если среди всех целей вязания есть цель ХОРОШАЯ ПОСАДКА.
В дальнейшем я буду подразумевать, что читатель знает, где полочка и спинка на фигуре человека и на выкройке, и знаком с мерками.
Для наглядности я обычно рассматриваю профиль человеческой фигуры, сверху и до талии, "разрезая" его горизонтально на уровне подмышечных впадин.
И разделяю вертикальный баланс на верхний и нижний, рассматривая их отдельно, нахожу оба значения. Сумма значений "верхнего" и "нижнего" даёт то же самое значение вертикального баланса, что и разница
Дпт-Дст.
То есть:
(Дпт1-Дст1)+(Дпт2-Дст2)=
=Дпт-Дст
И, рассматривая значения верхнего и нижнего баланса отдельно, можно увидеть, из каких отрезков складывается вертикальный баланс.
Верхний вертикальный баланс (Дпт1-Дст1).
Выше уровня подмышечных впадин для стандартной фигуры СПИНКА ДЛИННЕЕ ПОЛОЧКИ (изгиб позвоночника, седьмой шейный позвонок, лопатки, "сутулость", "горбик").
Если нужно определить "верхний" вертикальный баланс, ищут разницу - длина полочки минус длина спинки (рассматриваются отрезки выше уровня подмышечных впадин). Значение получается со знаком "минус", так как на верхнем участке значение длины полочки меньше значения длины спинки.
Если же, наоборот, из большего вычесть меньшее - из значения длины спинки вычесть значение длины полочки на верхнем участке, то разница будет с "плюсом", и это будет именно та величина, которая указывает, на сколько спинка длиннее полочки на верхнем участке, и для которой позаимствовали название РОСТОК.
Нижний вертикальный баланс (Дпт2-Дст2).
Недоумение после констатации факта, "надо удлинять спинку", практиков-реалистов, утверждающих очевидный факт, что всё-таки полочка длиннее спинки , "ведь там же грудь!", исчезнет после ответа на вопрос "откуда мерить?"
Нужно рассмотреть участок профиля женской фигуры ниже уровня подмышечных впадин, снять мерки и посчитать значение "нижнего" вертикального баланса.
На участке ниже проймы для женской фигуры с выступами груди вертикальный баланс положительный, так как здесь длина переда больше длины спинки. Кстати, то же утверждение верно и для мужской фигуры с явным "животиком" (который - тоже выступ на участке ниже проймы)).
То есть, чем больше выделяются спереди на человеческой фигуре (без чрезмерной сутулости) грудь, или живот, или грудь и живот, тем больше вертикальный баланс . И его значение соответствует раствору горизонтальной нагрудной вытачки (с учётом коэффициента эластичности полотна, то есть значение раствора вытачки будет меньше). Или, для фигуры с животом, значение нижнего вертикального баланса показывает размер увеличения длины полотна полочки для коррекции линии низа изделия (с учётом эластичности полотна). Или значение нижнего вертикального баланса учитывает сразу выступы фигуры по линии груди и по линии талии спереди.
Теперь, если сложить отрицательный верхний баланс и положительный нижний баланс получится то же значение, которое можно получить из вышеприведённой формулы, которую повторю:
Дпт-Дст= Вертикальный баланс
Эта формула показывает на сколько полочка длиннее спинки (в случае, если разница положительная), или насколько полочка короче спинки (в случае, если разница отрицательная), но не даёт ответа на вопрос, почему "спинка длиннее?" Именно поэтому нужны разъяснения, которые даны выше.
Из этих рассуждений следует понимать, что для хорошей посадки спинку любого плечевого изделия нужно удлинить на участке от линии плеча до нижнего уровня проймы, связав несколько дополнительных рядов.
Причём, для изделий, которые вяжут сверху "регланом", то есть цельновязанным способом, манипуляции для увеличения высоты спинки на участке выше нижней границы проймы можно произвести на любом уровне этого участка, используя частичное и поворотное вязание.
А именно:
1.Первый способ "АЗИАТСКИЙ РОСТОК", самый лёгкий, так как может быть применён для вязания в том случае, если частичное вязание с разворотами внутри полотна вызывает затруднения (по разным причинам: из-за угрозы нарушить рисунок полотна, или из-за недостатка навыков вязальщицы).
Этот способ можно назвать наивным, поскольку форма горловины - это прямоугольник (линия горловины не имеет четкого закругления и наплывает на шею, что в изделиях увеличенного размера в определенных случаях считается продуманной особенностью конструкции), и удачная посадка здесь гарантируется для стандартной фигуры.
2. Второй способ - это"КЛАССИЧЕСКИЙ РОСТОК", ЧАСТИЧНОЕ ВЯЗАНИЕ УДЛИНЁННЫМИ РЯДАМИ ВОКРУГ РОСТКА, линии выреза горловины спинки (эта линия выреза и есть РОСТОК).
Частичное вязание позволяет придать линии горловины заданную форму, которая зависит от изменения ритма введения в работу новых петель.Такое вязание требует более сложного расчёта и может быть использовано для вязания на фигуру с особенностями.
3.Третий способ- это "РАССЕЯННЫЙ РОСТОК", СПОСОБ ВЯЗАНИЯ РАССЕЯННЫХ РЯДОВ, включение в полотно спинки дополнительных парных рядов частичного вязания пошагово (ступенчато) по всей высоте проймы, от линии ростка до уровня подмышечных впадин.
Сумма высот дополнительных рядов соответствует добавленной высоте спинки.
Через каждые несколько круговых рядов вяжут два поворотных ряда со стороны спинки. Начало и конец этих рядов (точки разворота) находятся между линиями реглана рукавов, но для каждой пары поворотных рядов определяются свои уровни для места точек разворота, которые находятся на разном расстоянии от линий реглана, место расположения точек диктуется посадкой изделия на фигуре.
4.Четвертый способ - СМЕШАННЫЙ, для фигур с особенностями, и может включать разные сочетания первых трёх способов.
Есть ещё способ с увеличением высоты некоторых рядов на участке спинки, но я его использую только при вязании крючком.
Иные существующие способы я не использую.
Что касается увеличения размеров (длины и ширины) полочки ниже уровня проймы, то в широком изделии для стандартной фигуры без больших "выступов" его можно не делать, так как это увеличение автоматически заложено в прибавки на свободу облегания. И вертикальный баланс можно не учитывать (свести его к нулю, увеличив длину боковых участков полочки только на ту высоту, которая была добавлена у ростка). Можно игнорировать дополнительные ряды для выступов груди, потому что напряжение полотна спереди на этом месте создаст растяжение по высоте, которое компенсирует недостающие несколько рядов.
В иных случаях, когда прибавки на свободу облегания умеренные и не компенсируют величину баланса, для фигур со значительными "выступами" (когда вертикальный баланс больше 5-7 см) следует вязать дополнительные ряды ( для увеличения высоты) и делать прибавки петель (для расширения) на полотне полочки, учитывая степень эластичности вязаного полотна. На участке груди это будет аналог горизонтальной нагрудной вытачки, на уровне талии это будет расширение и удлинение полотна для живота. Для расширения полотна прибавление петель производится с выбором места начала прибавлений и способа их размещения в зависимости от расчёта (вокруг нижнего участка края проймы). Для удлинения полотна нужно использовать поворотное вязание укороченными рядами на полочке на уровне груди (оформить горизонтальную нагрудную вытачку), или чередовать круговое вязание спинка ~ полочка и поворотное вязание на полочке на уровне между проймой и талией (способ, замещающий горизонтальную нагрудную вытачку, лучше подходит для широкого изделия), или выполнить подобное чередование кругового и поворотного вязания на уровне выше и ниже талии, если это нужно, в области живота. Причем увеличение полотна должно быть не буквальным (в соответствии с мерками), а с учетом, повторюсь , степени эластичности полотна.
Есть ещё "горизонтальный баланс", но он актуален для рассмотрения, когда стандартные исходные данные (ширина спинки=ширина полочки) изменены. Например, при большой разнице между шириной спинки и шириной полочки (когда спина между условными, вертикальными, линиями проймы значительно шире полочки на этом же уровне из-за особенностей фигуры). Горизонтальный баланс также влияет на "посадку" горловины изделия. Если он нарушен, то горловина не будет прилегать к телу вокруг шеи. Особенное положение линии горловины может быть предусмотрено конструкцией модели, но, если это не так, то речь о нарушении баланса.
Я видела, как некоторые опытные вязальщицы нарушали горизонтальный баланс, делая неправильный расчёт ширины горловины полочки. Рассуждения были такие. "Если большая грудь, значит полочка шире спинки. Если полочка шире спинки, значит горловина полочки шире горловины спинки." Именно такой "логикой" некоторые объясняют наличие бОльшего количества петель горловины полочки при распределении петель для вязания реглана сверху. Специально добавляют петли на линию горловины "для груди" ( вопрос- где начинается расширение груди?).
А на деле передний вырез горловины топорщился бы, как растянутый карман). Но опытная вязальщица, конечно, этого не допустит и соберёт излишек под бейку горловины. Тогда другая беда. Под горловиной полочки будет намёк на пузырь, который опытная вязальщица обработает горячим паром, чтобы полотно дало усадку. Единственный плюс этой казусной ситуации в том, что человек, который наденет изделие с пузырём, будет тщательно следить за осанкой - держать спину ровно и расправлять плечи, чтобы пузырь растянулся на груди. Делая от изделия к изделию неверный расчет, опытная вязальщица придумает "сборочку в народном стиле" по линии горловины спереди ( что по сути раскрытые вертикальные нагрудные вытачки. Вот так рождаются шедевры).
Ну вот. Вступление закончено, и преобразовалось в отдельную статью. Хотя не все мысли удалось организовать, не всё прояснилось. Я с трудом останавливала себя, чтобы не уйти в сторону подробностей, которые, необходимы и, надеюсь, впереди. Осталось ждать Ваши вопросы. Может, ответы на них помогут дополнить будущие рассуждения в новых публикациях.
Теперь точно стоит ожидать инструкции по расчёту и вязанию свитера с большими прибавками на свободу облегания цельновязанным способом, методом "реглан сверху с азиатским РОСТКОМ". Тогда перечислю другие мерки, которые нужны для расчёта и объясню свой способ распределения петель горловины.
Надеюсь, я вас не утомила, повторениями и долгими рассуждениями. И информация опять оказалась полезной.