Наконец получилось сформировать законченный перечень того, почему религия - это плохо. И готов его представить.
Не поверите, но ко мне в ВК постучался священник с Дзена. И мы даже несколько дней продуктивно поговорили о вере, человеке и Боге. Люблю корректные и содержательные диалоги, даже с теми, чьё мнение не разделяю.
Чувства противоречивые. С одной стороны - эту запись заблокировали по ложному обвинению в клевете. И это крайне неприятно. Именно потому, что оно было ложным.
С другой стороны автор всё-таки забрал жалобу. И это вызывает определённое уважение - есть грани, за которые он не готов заступать.
Меня это радует и вдохновляет. Мы всё-таки остаёмся людьми.
В свою веру он меня не обратил (но пытался и это было достаточно мило), но зато позволил понять и сформулировать чем же вера так отвратительна. Да, я использую понятия "религия", как синоним - "авраамическая религия".
Тезис 1. Вера отупляет и низводит человека к животному поведению.
Звучит более чем странно, учитывая религиозную пропаганду. Но давайте подойдём к вопросу спокойно и непредвзято.
Наши мозги не даны нам неизменными. В течение жизни растут новые нейронные связи и разрываются старые. Так и мы можем становиться умнее или глупее.
Что способствует развитию нейронных связей? Правильно - работа мозга. А вера - это способ экономии энергии мозга. Когда вместо поисков и размышлений, мы принимаем нечто без доказательств.
Главная тонкость в том, что снижение затрат мозга поощряется эндогенными наркотиками. Нет, словить кайф у религиозного человека получается редко и только на первых порах.
Посмотрите на горящие глаза неофитов. Это не "дух святой" в них - а внутренние каннабиноиды. Только со временем человек к ним адаптируется и проявляется другая сторона. Верить больше не приносит удовольствия - зато НЕ верить становится больно.
Просто реакция на прекращение выработки каннабиноидов в следствии повышения мозговой активности - это тоска, депрессия, тревога. И как приятно и выгодно объяснять абстинентную реакцию "потребностью в боге".
Проблема однако в том, что в религии без доказательств мы принимаем не только вещи достаточно бесполезные для обывателя, например, устройство Вселенной. Тут, как раз, просто - поверил и пошёл дальше работать.
Но религия накладывает свою монополию на этику. А прекращение мышления в этической области означает... Правильно, что в ней наш разум начинает деградировать. И вместо духовного роста мы получаем обратный процесс.
То есть, религия по своей сути НЕ МОЖЕТ сделать то, что заявляет - сделать нас лучше. И вот тут не обойтись без убеждения в "греховной природе" человека.
Тезис 2. Реальные достижения авраамических религий скорее негативны
Первое, что можно приписать, в частности, христианской религии - разрушение античной цивилизации. Да, той самой, что дала миру философию, передовую медицину, юриспруденцию, водопровод...
Кхм. И после её разрушения очень верующие варвары, тем не менее потратили ещё 12-13 ВЕКОВ, чтобы заново вернуть античные достижения.
Зато Католическая Церковь стала самым богатым землевладельцем Европы. В том числе, за счёт тех земель, что ей жертвовали для обеспечения родственников "вечной жизнью".
И, конечно, и обе ветви, а также и Ислам работали тем, что легитимизировали власть. То есть, указывали людям, кого им слушаться, и прикрывали это своим авторитетом.
По сути, религия - это про власть. Причём про власть любой ценой, в том числе ценой деградации. И отъём ресурсов - также любой ценой.
Если у религиозного государства есть кого грабить - варварские королевства Европы, Османская Империя, Византия, Европа в период Великих географических открытий - то всё хорошо. Есть даже бурный рост.
Если такого нет - Италия, Израиль, Европа с 13 по 14 век, Византия в свой поздний период - начинается внутренняя раздробленность, конфликты, разрушение. Словно деструктивность религии начинает пожирать страну изнутри.
Так же именно христианству мы обязаны появлению капитализма. Который, вот неожиданность, также скорее деструктивен. Но - ведёт к очень быстрой централизации ресурсов и созданию богатства через разрушение вначале внешних рынков, а потом и внутреннего мира потребителя.
Тезис 3. Религия своим уравниванием показывает исключительно негативное и прагматичное отношение к человеку.
Это кажется позитивом. Но дайте себе труд подумать - в каких случаях в ваших глазах не важны качества субъектов, с которыми вы взаимодействуете?
Только в том случае, если взаимодействие очень ограничено. Вам есть дело до интеллекта человека, которого вы берёте на работу. Но нет дела до интеллекта барана, которого вам подали на обед.
Это уравнивание не только шаг к деградации. Это ещё и очень чёткое постулирование ценности человека для религии. Человек для религии - сырьё.
Причём (см. пункт 1), нет цели его растить. Нужно лишь добиться, чтобы человек слушался и платил. Платил - деньгами, бесплатной работой, жизнью.
Религия - это аппарат машинного доения людей, вместе с "электро-оградой". Это такая ферма. Не зря, так много сельскохозяйственных ассоциаций и прямое обозначение верующих людей, как скота.
Тезис 4. Писание ведёт противоречивую проповедь, где декларируемые ценности жёстко противоречат демонстрируемым образам.
Представьте себе отца, который с важным видом говорит ребёнку - "Не кури, и не пей водку!" После чего закуривает и наливает себе третий стакан.
Каков будет педагогический эффект такой речи? Если она подкреплена ремнём, то ребёнок поймёт только одно - право пить и курить нужно заслужить силой.
Собственно, с религией то же самое. Рассказ о том, что нужно не убивать - соседствует с кровожадными сценами расправы. Причём, сами главные герои описываемых событий не чураются крови.
Нам говорят о вере и надежде. Но в центре религиозного сюжета - сцена циничного предательства. Моисей зовёт евреев в "землю обетованную, зная", что ни один человек, кто вышел с ним из Египта - туда не придёт. А те, что придут, устроят там грандиозную резню, достойную Адольфа Алоизыча.
Какое это влияние оказывает на психику людей? Какая этика формируется?
Нормальная и животная - правила обязательны для слабейших.
Самый бездарный правитель всего Писания - царь Соломон, который своим правлением практически уничтожил молодое государство, представлен, как самый мудрый.
Что происходит с человеком, когда ему показывают зло и навязчиво рассказывают, что это добро?
Если мы откроем Новый Завет, то увидим там кровавую жертву, которую приносят Богу за то, чтобы он простил людей. Причём жертвой этой оказывается его же сын.
Причём не рефлексируется, почему "всемогущий и всеведущий" Бог выбрал именно такой странный способ "спасения".
Так же не рефлексируется история грехопадения. Ведь очевидно, что Бог должен был знать о том, как поступят Адам и Ева. Точно так же мы знаем, как поступит ребёнок, если оставить в его распоряжении спички или порнографические журналы.
Но! В Писании мы видим чудовищный сюжет. Намеренно оставив то, что представляет для человека угрозу и ограничившись лишь внутренним запретом, лирический герой Писания с лицемерием и злорадством карает его за преступление.
А после этого, как бы, приносит в жертву своего сына для спасения этих самых людей от спровоцированного им самим преступления.
Как вам абсурдная логика сюжета? А она не абсурдная, она просто нацелена на формирования выученной беспомощности и чувства вины. Разрушить психику человека, лишить его внутренний мир опоры, запугать и заставить слушаться - вот цель религии.
Тезис 5. Очень явное, быстрое и омерзительное разложение церковных элит
Не буду здесь приводить примеры. Они более чем известны, но разве от пункта 4 не появляется понимание, куда может привести людей подобная идеология?
Только в скотство. И чем больше у людей будет власти, чем ближе они будут "к богу" - тем больше скотства в них проявится.
Это называют болезнями Церкви, следствием греховной и злой природы человека. Но всё проще - религия именно таких людей и растит.
Пока на человека действует давление группы - он ведёт себя прилично. Как собака под присмотром хозяина. Но тот же пёс, который спокойно сидел в углу, начинает безобразничать едва хозяин уходит.
Это не человеческая - это животная природа, которую в нас культивирует религия.
Тезис 6. Культурные герои церкви - святые - либо убийцы, либо мученики, либо пропагандисты.
Четвёртого не дано. Образцы поведения, которые удостаиваются высшего одобрения - это смерть за веру, убийство за веру и пропаганда веры. Этика? Ах, оставьте.
Кстати, исследование Евангелий говорит о том, что самой частой темой для Иисуса Христа является... он сам. О себе он говорит чаще всего, а не о Боге, Любви, Истине и даже вере.
И не в справедливости, этике, добре и правде видит религия ценность - а в себе самой. В пропаганде себя и смерти во имя себя.
Правильное слово - паразитизм. Точно так же, как вирус внедряется в клетку и заставляет её воспроизводить себя. Так и религия внедряется в общество. И заставляет просто воспроизводить религиозные практики, которые не несут никакой пользы.
Причём, что самое главное - всё говорится открыто. Но сознание верующего человека не способно мыслить. Я уверен, что как и в случаях с прошлыми статьями, сюда придут десятки верующих.
Они начнут свой диалог с обвинения и оскорблений. Но. Не смогут ничего сказать по существу. Это уже проверено.
И теперь вы понимаете, почему так оно происходит. И что мышление для религиозного человека скорее исключение и личный подвиг.
Тезис 7. Ориентация на попустительство и покаяние.
Религия, ни в коем случае, не борется с тем, что называет грехом. Не борется с насилием, несправедливостью, животным поведением. Более того, оно ему попустительствует.
Заповеди, требующие прощения обидчика, если тот сожалеет - это прямое приглашение ему навредить тебе снова. Почему?
Потому что понимание неверности поступка и исправление его - два разных процесса в психике.
Можно понимать, сожалеть, страдать, но всё равно - делать. И каждому верующему это знакомо. Ты, вроде, и понимаешь, что грешишь и не хочешь грешить, но... Делаешь.
И твоего воодушевления хватает ровно на то, чтобы дойти до дома после исповеди. А там жизнь снова нанесёт удар по твоим воздушным замкам.
Просто для того, чтоб действительно держать в узде свои животные порывы - нужна практика и субстрат. То есть активные зоны мозга, с разветвлёнными связями, способные затормозить животный импульс. И принципиальная ориентация на исправление и недопущение проступка, а не сожаление о нём.
Поэтому вы, прощая по-христиански обидчика, просто даёте ему шанс сделать это снова. Притом животная часть его, которая и совершила поступок - прекрасно видит, что "прокатило!"
И поступок повторится.
Точно так же в вашей собственной жизни. Вы можете извести себя покаянием до нервного истощения - это не поможет вам стать лучше. Не поможет исправить ваше поведение. Это просто не работает!
Но для религии оно и не должно работать. Если люди действительно смогут стать лучше, то какой в ней смысл? Поэтому всё абсолютно логично.
Имея нежизнеспособный пример этики, имея некоторые правильные этически идеи, но лишённые возможности им соответствовать - люди ощущают вину. Постоянную вину и долг.
И соглашаются отдавать свои ресурсы и признавать власть над собой. Эту технологию используют мошенники. Начиная "развод" с того, что жертва их чем-то сильно оскорбила, подставила, нанесла вред. И потому должна немедленно исправить свой проступок.
"Никто не думает, что разводка может быть такой древней и такой масштабной - не могло же так много людей повестись на неё" - говорит один из персонажей голливудского фильма. И если мы сравним классический "наезд с разводом" с первыми главами Писания... Кхм, параллели будут очень разительными.
Тезис 8. Нечеловеческая жестокость религиозных войн и нетерпимость монотеистических религий.
У нас есть исторические примеры. Истребления целых поселений не той веры целиком. Казни и пытки "неверных". Если мы возьмём самые страшные преступления на почве ненависти, то подавляющее большинство из них будет связано с религией.
Мир до прихода христианства был веротерпим. Понятия "религиозная война" по сути не существовало. И в голову не приходило никому истреблять людей по принципу их веры.
Да, нам рассказывают про "гонения на христиан". Но. Честно. Сложно представить, что такого нужно сказать веротерпимой и очень плюралистичной римской администрации, чтобы пойти на казнь за свою религию.
Очень похоже, что главной статьёй был именно тот самый "экстремизм". То есть прямая декларация, что мы не признаём вашу власть, не верим в ваших богов, хотим всё это уничтожить, поскольку с нами истина.
Интересно, когда такие люди появляются сейчас - их не арестовывают?
А вот с приходом авраамических религий (и часть событий имеет прямое описание в Библии) мы начинаем иметь дело с настоящим "религиозным безумием".
То есть расчеловечиванием других людей, их истреблением с особой жестокостью. Причём и расчеловечивание, и истребление прекрасно унаследовал капиталистический мир. И природа его - религиозная.
Именно религия раз за разом показывает нам, что так можно. При этом, по своей лицемерной традиции, повторяет, что так нельзя.
Тезис 9. Лицемерное и нереалистичное превозношение человека.
Нам всегда легче терпеть унижения, если есть возможность унижать кого-то самим. И манипуляция чувством вины была бы не полной, не будь ещё и манипуляцией гордыни.
Ничто так не льстит человеку, как Библия. Мы и венец творения, и дети божьи, и соль земли. Погрязание в этих абсурдных утверждениях, кстати, очень сильно тормозили медицину - не давая легальной возможности исследовать человеческие тела.
И наша далёкая планета - центр мира. Кстати, геоцентрическая модель мира - это не христиане придумали. Но это так легко ложится на религиозное восприятие, что расставаться с ней было крайне трудно.
Конечно, это тоже свой "лохотрон" - тебя встречают в переулке и говорят, что ты выиграл. Ты счастливчик, ты победитель. Нужно всего лишь... и вот дальше это "всего лишь" приводит к тому, что, в лучшем случае, домой ты возвращаешься без гроша в кармане.
Религия тоже говорит тебе, что тебя любит самое могучее и мудрое существо во всей Вселенной. Но вот проблема, почему-то его любовь оборачивается только необходимостью проводить всё более и более внушительные транзакции.
А вот твоя жизнь от присутствия этого существа если и меняется, то только в худшую сторону. Но нужно не смотреть, нужно верить и надеяться. А ещё очень любить это самое существо, которое любит тебя. Но которое ты никогда не увидишь и любовь которого никогда не ощутишь.
Не зря именно неразумный, верящий взрослым ребёнок является идеалом человека с точки зрения христианства. "Будьте как дети".
На самом деле подобная лесть и "смещение акцентов" очень вредит нам. Вместо того, чтобы реально понимать своё место во Вселенной, место своей планеты, место своего вида. Мы тешим себя иллюзиями и поступаем неадекватно.
Например, существующий экологический кризис и экологическое мошенничество - прямое следствие именно этой неадекватности. Переоценка своей значимости, своего влияния и своих отличий от остальной природы.
Тезис 9,5. Всё это очень "мелко" для Бога
Разбирая действия и принципы работы религии, начинаешь понимать, насколько это человеческое изобретение. Просто кто-то очень хотел ваших денег и вашего подчинения.
Какие высшие силы? Какой Бог?!
Обычные кидалы из подворотни, которые не хотят работать, но умеют складно говорить и брать на понт. Обычная система переработки людей в личное богатство.
И всё величие религии находится только в головах верующих.
И суть этого величия - их личное удовольствие и страх перед ломкой. Подсаженные на собственные эндогенные наркотики готовы придумать и сказать что угодно, чтобы оправдаться.
И да - мы построили цивилизацию на этом фундаменте. И сейчас она в кризисе, в том числе и в первую очередь из-за гнилой основы.
Мы не скот. И только избавившись от "добрых пастырей", аналогично и от злых и от любых других пастухов и работников бойни. Только перестав быть торчками и рабами своих инстинктов.
Только так мы сможем, наконец, стать людьми. И оставаться ими в самых сложных ситуациях.
Мои статьи на ту же тему
Нам нужен амбар побольше. О религии и её главном деле.
10 ответов верующим. Опровержение 10 основных аргументов верующих в споре о религии.
То, что должно тебя насторожить. О том, как религия выдаёт себя.
Ещё более откровенный и личный разговор о мире в котором мы живём - на моём телеграмм канале НЕдуховный наставник.