Руки (скорее глаза) наконец добрались до Набокова, знакомство с которым я решила начать с его 'камеры обскура'.
Почему 'камера обскура'? Я выбрала книгу из-за названия, и теперь можно подумать, почему Набоков назвал её так.
Как подсказывает Википедия, камера-обскура — оптический прибор; простейшее устройство, позволяющее получать оптическое изображение объектов. Судя по почерпнутой далее информации, она, вероятно, оказала дальнейшее влияние на развитие кинематографа (по крайней мере, очень похожий принцип показа фильмов, как мне показалось).
Возможно, в следующий раз я всё-таки выберу книгу для знакомства не наобум. Потому что чего ожидать от книги, которую впоследствии даже Набоков назвал своей 'худшей книгой', а персонажей - 'безнадежным клише'?
'Это что-то вроде триллера, но зато — единственная книга, которая время от времени давала мне хоть немного денег. Она не особенно хороша. Немного грубовата. Думаю, переписав книгу еще раз, я бы сделал из нее нечто необычное' - говорит Набоков, и... переписывает её!!!
*Для любопытных: переписанная книга вышла под названием 'смех во тьме'*.
Немного о сюжете: перед читателем развиваются два любовных тругольника: Анализа - Кречмер - Магда (явный) и Кречмер - Магда - Горн (тайно для Кречмера).
Почтальон, пожимая плечами, изрекает избитое 'любовь слепа' - что и является, на мой скромный взгляд, главной темой произведения.
Кречмер очарован юностью Магды, и совершенно не замечает, какая она на самом деле (зато это отлично видят окружающие). Наверное, поэтому в конце Кречмер слепнет - чтобы метафорическая слепота стала реальной. Только к финалу он осознает, что Магда водила его за нос - но он все также не знает, что у нее внутри.
Отчётливо видна слепота любви на примере Аннализе, которая не только ждёт мужа и принимает его обратно после утраты зрения, но и после разрыва с мужем будто бы телепатически с ним связана - так, в день катастрофы, её сердце предчувствует неладное (что очень кинематографично!).
Всю книгу мы так или иначе окунаемся в тему кинематографа. Так, Магда мечтает стать актрисой, поэтому роман пропитан её грёзами о данном поприще и попытках сделать карьеру.
Иначе мы окунается в кинематограф из-за сюжета - уж слишком он... избитый? Ощущение, что смотришь тысячный по счету фильм про любовный треугольник - и будто наперед знаешь, чем все закончится.
Классический газлайтинг ослепшего Кречмера напоминает сюжет фильма, к которому отсылает данный термин.
И даже концовка крайне кинематографична! Противостояние Кречмера и Магды в конце настолько напряженное, что ты сам замираешь и стараешься не издавать лишних звуков (не хрустеть попкорном).
Как я писала выше, также очень кинематографичны предчувствия Анализы, и ещё ряд сцен: то, как Кречмер узнает об измене Магды (оба раза!), сама их поездка отдыхать втроем (эпизод с ванной заставил меня закатить глаза - понятно, что страсть слепа, но ведь не до такой степени...), да даже звонок швейцара... Ворох случайностей, которые не произошли бы в реальной жизни.
Исследователи все равно считают, что раз это роман Набокова, то тут должна быть глубина, какой-то тайный смысл или ещё что. На мой взгляд, все проще: это очередная история о том, как мужчина попался в сети женщины-охотницы и бросил свою скучную пресную жизнь ради красивой картинки. И упорно закрывал глаза на все, что указывало на то, что картинку эту он себе придумал.
Грязно и пошло. Мерзкие Горн и Магда. Несчастная Аннелизе и её дочь Ирма. Бедный Макс. Глупый и слабовольный Кречмер.
Единст
венное, что мне понравилось - ритм сюжета. Очень динамичный, и, чем ближе развязка, тем туже скручивается пружина - чтобы нервно дернуться в конце и заставить тебя захлёбываться строчками - ну, что, чья слепая любовь / страсть одержала вверх?