Часть 1.
"Зачем заводить кошку?"- думала Сергеевна, медленно идя домой, -Вот собаку – это да, она дом стеречь будет, с ней гулять надо. А кошка – что? Ну, погладишь, да и все... Мышей нет, ловить некого. Да и какие мыши на 9 этаже, если только на даче. А силы не те, дачу-то и бросать пора. Не смогу сама грядки-то копать".
Сергеевне было за семьдесят. Они с мужем жили долго и дружно, год назад отпраздновали золотую свадьбу. Собрались всей большой семьей – трое детей, семеро внуков. Тосты говорили. Целовали ее и мужа в морщинистые щеки. Желали долгой жизни. И, вроде бы так и было – здоровье в меру возраста, конечно, но на даче возились. А полгода назад сгорел дед за месяц – рак.
Сергеевна как окаменела. Столько лет вместе – заботы на двоих. И вот она одна. Дети звали к себе жить, но она отказалась. Домов ни у кого не было, а квартиры – да что квартиры – две – три комнаты. А самим где? А внуки растут.
- Нет, - сказала она, - мне тут все привычно, дома буду доживать.
Хотя так трудно ей было ходить мимо дивана, на котором столько лет спал и умер ее муж.
- Тогда заведи себе хоть кота, мама, - сказала дочь, - веселее будет. Давай мы тебе подарим котенка? У подруги как раз есть котята.
- Подумаю, - ответила Сергеевна.
***.
На следующий день она собралась на дачу. Был конец марта. В городе снега давно не было. Должен был стаять и за городом. Сажать было еще рано, но посмотреть, подышать воздухом ей хотелось.
День был яркий, солнечный. Еще в прошлом году у Сергеевны к этому времени уже подрастала на всех подоконниках рассада. А в этом как-то не задалось посадить. Все думала, собиралась, да и не собралась.
Дачные автобусы еще не ходили, но Сергеевна доехала до пригорода, а там оставалось пройти всего километр до СНТ.
Она дошла до участка. Отворила скрипящую калитку.
"Хотел дед смазать прошлым летом, да как раз и заболел", - подумала она, -а теперь и некому".
Она зашла в домик, любовно построенный мужем еще лет 30 назад. Домик постарел, но был еще крепким. Сам, все сам делал. Строгал и пилил и приколачивал – золотые руки были у мужика. Говорил – вот тут и на пенсии будем жить! Так и жили, а и все… нет той жизни больше.
Сергеевна прошла по не прогревшимся еще комнатам. Стерла пыль со старенького телевизора. Вздохнула и вышла на веранду.
В углу веранды она с удивлением обнаружила какую-то темную кучу. Нагнувшись, она поняла, что это ее старый платок и маленькое одеяло, которым раньше застилали лавку на улице для мягкости. Вещи были скручены в какое-то подобие гнезда.
- Странно, – удивилась женщина, - вроде бы все в порядок приводила.
Она уже хотела поднять все с пола, как услышала рычание. Оглянувшись, она увидела большого взъерошенного кота, стоявшего в дверном проёме.
- Ты еще кто такой? – удивилась Сергеевна, - и чего ругаешься?
Кот сердито мявкнул и, проскочив у нее между ног, улегся на вещи.
- Вон оно как! – усмехнулась она, - хозяин, значит. Зимовал что ли тут? И как попал-то в дом?
Она обошла веранду. Когда ее муж делал окна, не нашел больших стекол. Поэтому ему пришлось делать раму под маленькие и одно такое стеклышко было расколото.
- Видимо, стегнуло веткой вишни, - подумала Сергеевна. – А коту много и не надо.
Она смела стекла, выбросила их в ведро.
- И давно ты здесь живешь? – спросила она у кота. – Чей ты?
Кот посверкивал на нее желтыми глазищами.
- Понятно – свой собственный, - сказала Сергеевна. – А ты молодец – мышами-то в доме не пахнет после зимы! Есть хочешь?
Она открыла принесенную с собой сумку и достала пару бутербродов.
Кот заинтересованно приподнялся. Он понял, что женщина не сердится, за то, что он забрался в ее дом. Он подошёл поближе.
- На, ешь, - Сергеевна протянула ему один из бутербродов.
Кот отказываться не стал. С урчанием он съел сначала колбасу, а потом и хлеб с маслом.
- Голодный, - сказала женщина и отдала коту и второй бутерброд. – Больше нет, - развела она руками. - Следующий раз принесу больше! Я же не знала, что у меня гость тут такой. Ну а теперь я делами займусь.
Она прошлась по участку, посмотрела – землянику уже чистить надо, выдернула кое-где старые помидорины, не убранные перед зимой.
Быстро устав с непривычки, она вернулась к домику, поискала - чем застелить лавочку и тяжело опустилась на нее. Кот вышел их домика и уселся умываться рядом с ней.
"Был у меня дед, а теперь кот", подумала она.
- Погладить-то тебя можно? – она протянула к коту руку. Кот обнюхал ее морщинистую ладонь и не стал возражать. Она погладила заурчавшего кота.
- Людей не боишься, - похоже, был чей-то. Как тебя звали-то? Молчишь. Давай я тебя буду Рыжим звать – вон ты какой солнечный.
Она сидела, гладила кота, оглядывала глазами участок, соображая, что нужно делать следующий раз.
"За зиму совсем кости склеились – думала женщина – и не такая уж древняя я. Надо шевелиться! Рассаду сажать уже поздно – придется купить. Хоть немного, да посажу!".
Отдохнув, она стала собираться домой.
- Завтра приду! – сказала они коту. Она шла назад к остановке и чувствовала, несмотря на усталость, себя гораздо легче, чем пару часов назад. Что-то распрямилось в ней. Появилось что-то хорошее, радостное.
Вечером дочь Оксана позвонила ей.
- Мама, котенка тебе дарить ли? – сказала, подумаешь.
- Не надо котенка, - ответила Сергеевна, улыбаясь, - есть у меня кот уже.
- Откуда? – удивилась дочь, и Сергеевна рассказала ей про рыжего дачного кота.
- Да ну, мама, - он, может, больной и старый!
- Да и я не молодая – а больной – так надо вылечить. – возразила женщина. – Кот хороший – мышей в доме гонял и не нагадил нигде. Ты посмотри мне в интернете – чем их там кормят. Пока холодно, жить мне там нельзя, а он живет – так кормить надо!
- Хорошо, мама, посмотрю, - ответила дочь.
Она почувствовала, что настроение матери изменилось и явно в лучшую сторону, и была благодарна этому неизвестному пока ей коту.
На другой день Сергеевна проснулась раньше чем обычно. С удивлением она поняла – выспалась и голова не болит. Ей, как обычно, снился муж. Слишком долго и тесно они были связаны. Но она не была расстроена. Сон не запомнился, но это явно было что-то хорошее.
"А почему бы и нет", подумала женщина, -всякое было, но и радости много тоже".
Она поднялась, умылась и стала собираться на дачу, уже предвкушая, как угостит своего нового друга вкусным. Сварила куриный суп. Стала вспоминать – сохранился ли с прошлого года керосин. Потом подумала – костерок разожгу в случае чего, на нем и разогрею. Достала кусок колбасы, завернула хлеб.
Тут она услышала звонок в дверь. На пороге стоял сын.
- Здравствуй, мама!
-Здравствуй, сынок! Что-то случилось?
- Оксанка сказала – ты на дачу поедешь?
- Собираюсь, а что?
- У нас объект в той стороне – довезу. Быстрее будет, чем на автобусе. Только надо сейчас.
Сергеевна обрадовалась.
- Да я уже и готова. Вот только суп налью в термос. На машине так и не тяжело будет и греть не придется.
Она шустро достала металлический термос.
- Это мне, это Рыжему, - наливая сказала она. – Давно, небось, теплого супчика не ел.
- Оксана уж рассказала, - засмеялся сын. – Оказывается, охрана у нас на даче была.
- Была! То придешь – проветриваешь от духа мышиного, проветриваешь! А вчера зашла – так и не пахнет и чистое все.
Сергеевна оделась, Максим взял сумку и они пошли к машине.
- А что строите? - поинтересовалась мать.
- Подстанцию новую. Как раз за той деревней. Километров пять всего от дачи. Так что – если захочешь, смогу тебя возить хоть каждый день. Только выдержишь ли день-то на даче?
- А чего же не выдержать – мне же не обязательно как трактор пахать. Печку затопить – там и отдохнуть можно, если погода не задастся. И порядок наводить постепенно буду. Осенью-то в огороде не все убрала.
Дальше они ехали молча. Сергеевна вспоминала мужа. Максим тоже о чем-то думал.
Через полчаса они уже подъезжали к даче. Максим помог матери выйти. Занес вещи. Потом оглядел домик, вспоминая, как приезжал сюда еще ребенком и помогал отцу строить его.
- А где охранник? – оглянувшись и не увидев кота, спросил он.
- По делам, наверно пошел, - ответила Сергеевна. - Он кот вольный. Потом познакомитесь.
Сын попрощался и уехал на работу.
***.
Стоило замолкнуть шуму двигателя, как из кустов смородины показалась рыжая голова кота.
- Вон ты где! – обрадовалась Сергеевна. – Спрятался. Да не бойся. Я тебя в обиду не дам никому. А и не будут мои тебя обижать. Ни дети, ни внуки. Ну-ка давай – поешь теплого супчика.
Она порылась в шкафу, еще раз порадовавшись, что в домике не пахнет мышами, выбрала миску для кота. Налила ему еще горячего супа.
- Не обожгись только. Подожди немного – остынет, быстро меня Максим привез.
Кот, привлеченный вкусным запахом, подошел к миске. Немного помедлил, а потом с аппетитом стал лакать бульон. Потом он выбрал кусочки курицы и под конец доел картошку.
- Вкусно? – поинтересовалась Сергеевна.
Кот облизнулся и замурчал.
- Ты переваривай, а я поделаю чего-нибудь.
Она взяла из пристройки грабли и пошла чистить землянику от прошлогодней листвы. Открыла чесночную грядку. Сгребла мусор в кучу. Хотела запалить, но решила подождать, пока подсохнет.
Кот старательно вылизывался, лежа на лавке. Потом ему стало скучно и он подошел к женщине.
Он крутился рядом, всячески показывая, что он рад человеку, который его не обижает и покормил.
- Наголодался за зиму, Рыжий? – спросила Сергеевна. – Неужели ты тут так и зимовал? Или под весну пришел? Скорее всего – зимовал… - сама ответила она.
Потом она пошла отдохнуть и пообедать. Кот от добавки не отказался.
День был хороший. Солнышко грело совсем по-весеннему, хотя в самых дальних уголках сада, под деревьями еще и лежал снег.
***.
Так и прошел день. Сергеевна понемногу работала. Потом отдыхала. Печь топить она не стала, но вот костерок все-таки разожгла – захотела попить чаю.
Поставила пару кирпичей. Между ними положила мелких сухих веточек и запалила. На кирпичи она поставила старый котелок мужа. Он называл его – охотничий, хотя на охоту и не ходил никогда. Рыжий то спал, то вылизывался. Потом он ушел куда-то ненадолго, и вернулся в мышью в зубах.
- Вот молодец! – сказала Сергеевна, - суп - супом, а добыча - это замечательно. Ты хороший охотник.
К вечеру она устала, вымыла руки с бочке с водой и села на лавочку. Кот пристроился рядом. Женщина гладила его большую голову. Чесала за ушами. Кот мурчал, разомлев.
Вдруг он насторожился, замер и посмотрел с сторону дороги.
Вскоре Сергеевна услышала шум машины.
- Ты не бойся, Рыжий, - сказала она. – Это Максим за мной едет. Сейчас я вас познакомлю.
Через пару минут около забора затормозила машина. Максим заглушил мотор, зашел в калитку и увидел мать с котом на руках.
– Устала, мама? – спросил он.-
- Немного устала. Но я не одна. Я с помощником. Вот знакомься – Рыжий.
Кот спрыгнул с рук Сергеевны и настороженно посмотрел на мужчину. Когда тот хотел погладить его, кот отбежал в кусты.
Максим усмехнулся.
- Видно, разных людей встречал Рыжий, - сказал он.
- Видно – так, вздохнула мать. – Привыкнет еще. Он умный. Поймет, что ты его не обидишь. А люди и правда, разные бывают. Бывают – люди, а и нелюдей полно.
- Это так, - согласился Максим. – Поехали домой, мама. Постой – а как он в дом-то заходит?
Сергеевна показала разбитое окошко.
- Надо что-то придумать, - сказал Максим, - чтобы и он заходил, раз уж привык и больше никто не залез. А то и дождь будет литься. Есть такие дверки маленькие, специальные для животных. Я в кино видел.
- Придумай, - согласилась Сергеевна, - а то действительно – и вода попадет и залезет кто еще.
Она собралась.
- Рыжий, до свидания! - крикнула она коту. – Завтра увидимся.
Рыжий настороженно глядел из кустов.
(Продолжение следует)