Найти в Дзене

Наводнение. Бобровский. ХМАО-Югра

(1970 год. Бобровский. ХМАО-Югра)

Слышались тревожные разговоры о весенней большой воде, о возможном наводнении. Казалось странным, как может затопить посёлок, который находится на горном берегу. Но он был все-таки не на самой высокой горе. 

Первый поселок Бобровка находился в живописном месте, на стрелке: с одной стороны Иртыш, с другой р.Бобровка.

Фото: ru.esosedi.org
Фото: ru.esosedi.org

Примерно, как Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге или Стрелка с Красным Октябрем в Москве!

Зимой, когда было много снега, улицы расчищал бульдозер. По краям получались высокие стены из снега! Идёшь по белому снежному коридору, как в сказке!

А весной ждали ледоход на реках, смотрели на него с высокого берега. И вдруг угроза наводнения, говорят о том, что вода прибывает.

Я думала, что вода будет просачиваться постепенно маленькими ручейками. Чтобы это увидеть забиралась на деревянную лестницу, которая с земли доставала до крыши дома.

На крышу не разрешалось лазить, но сидеть высоко на лестнице вполне было допустимо. Наблюдала за тем, что происходит вокруг, но большой воды не было. Вещи собирали, паковали. Мы в это лето собирались переезжать в другое место. Туда, куда после учёбы направлена на работу мама.

Раньше всех выпускников, несмотря на то, что кроме практики во время учёбы, не было опыта, обеспечивали работой. А тут ещё наводнение. Вода пошла не ручейками и не постепенно. Она двинулись стеной. Мы еле успели выехать на грузовой машине.

Фото: pastar.ru.  Примерно так...
Фото: pastar.ru. Примерно так...

Вода стремительно прибывала, я видела в окно кабины, как почти полностью скрывались в воде колеса. Вода подбиралась к дверям кабины. Машина, несмотря на то, что часто пробуксовывала, вывезла нас и наши вещи на сухое место - образовавшийся остров между Иртышом и разлившейся по посёлку водой. Мы поселились у Франчуков. Они жили вдвоём муж и жена. Люди в возрасте. У них был интересный говор и они удивлялись, когда я читала газеты и журналы. Они спрашивали, что это я читаю или просто своими словами рассказываю. Сколько у них жили сейчас трудно сказать. Я думаю, что мы ждали когда дедушка завершит свои дела по работе.

У других людей, кто жил на этом высоком острове и на горе, тоже поселились семьи, чьи дома сильно затопило водой. Так мы со всеми вместе переживали это бедствие.

Фото: вдпо.рф
Фото: вдпо.рф

А потом должны были погрузиться на самоходку, которую мама отправит за нами. На самоходке разводили товары по населённым пунктам и в перерыве между этими рейсами, она успеет перевезти нас. Я бегала в гости к Крутицким, там со мной общалась молодая девушка Люда. Они по-моему сами у кого-то квартировали.

Запомнилась Марта, женщина, которая работала в пекарне.

Пекла вкусный хлеб на всех жителей посёлка. Она была весёлая и добрая.

К сожалению, погибла в то лето на острове. Приехали её дети из Германии. На Иртыше напротив посёлка остановился теплоход, он не мог подойти близко, и за ними к теплоходу поехали на лодках. Они спустились в лодки и над рекой разнесся громкий-громкий плач, мы ждали их, хотели утешить, но только плакали тоже. Просто не верилось, что эта крепкая, красивая, проворная женщина уже не с нами. Незадолго до своей гибели Марта подарила мне нарядную тарелку с разноцветными линиями по ободку, очень яркую. На память. 

Крутой Яр острова резко и с шумом обваливался. В реку сваливались огороды, строения. Переживали, чтобы остров совсем не "искрошился". Люди, выручая друг друга теснились в оставшихся домах. Мы навестили тётю Валю Каркавину и там был забавный случай. Её дом сначала не так сильно затопило как наш, в комнатах был настил из свежих досок, но их тоже уже покрывало водой. Тетя Валя поставила тазик с выстиранными вещами на этот настил, а доски немного прогнулась под его тяжестью, и тазик как кораблик свободно уплыл в другую комнату. И смешно, и грустно.

Мы с дедушкой как-то раз поехали на лодке-переметке к нашему дому.

Фото: А.Овчинникова. Архангельск.
Наводнение в Соломбале. 
У нас было нечто похожее. Только вода поднялась выше.
Фото: А.Овчинникова. Архангельск. Наводнение в Соломбале. У нас было нечто похожее. Только вода поднялась выше.

И в него заехали на лодке: в прихожую, в комнаты... Все было в воде: русская печь, которая приносила столько тепла и столько вкусных блюд готовились в ней оставалась одна; подоконники, на которых стояли нехитрые цветы, а весной рассада, были пустые... На улице скрылись под водой уютные завалинки, которые дедушка ежегодно обновлял свежим опилом для сохранения тепла в доме зимой. Оставалась столь любимая нами новая летняя кухня. Полностью под водой был огород. Сиротливо стояли столбы с качелью, кольцами, шестом, где с удовольствием собирались дети. Дедушка не говорил, что мы прощаемся со своим жилищем, но я думаю, что ему было тяжело оставлять обжитое место, куда было вложено много сил. И которое так безжалостно захватила вода.