Когда малыши учат грамматику, они проходят два основных условных этапа: "словоизменения" и "словообразования». Сначала усваивается "словоизменение". В норме к 4-м годам ошибки в "словоизменении" уже единичны. Процесс "словообразования" сложнее, но он также должен завершиться до школы.
"Словоизменением" мы начинаем заниматься в 2,5 года, если речь развивается по норме, и в ней уже есть простые фразы. В процессе "словоизменения" меняется только окончание слова. Мы учим ребенка:
- Изменять слова по падежам
- Множественному числу существительных (ваза-вазЫ)
- Множественному числу глаголов (сидит- сидЯТ)
- Числительным (один дом - два дома - пять домов)
- Согласованию существительного и прилагательного (красный помидор, красные штаны, красная шапка)
А в "словообразование", в свою очередь, входит:
- Образование относительных прилагательных (школьный, домашний…)
- Образование сложных существительных (самокат, пылесос...)
- Уменьшительно-ласкательные формы (арбузик, стаканчик, сестрёнка...)
- Приставочные глаголы (уехал, приехал, заехал...)
- Сравнительные степени прилагательных (быстрее, сильнее...)
- Притяжательные прилагательные (собачий, заячий...)
- Омонимы - одинаковые слова с разным значением (ручка-ручка, кисть- кисть)
- Родственные слова (сад-садовник)
И это далеко не полный список возможностей "словообразования".
Учитель - логопед Елена Бесшапошникова