Давно я не возвращался к этой теме. Пора взглянуть на текущую ситуацию сверху, не отвлекаясь на частные детали.
Напомню. Более полугода назад я высказал своё видение стратегии СВО, главным содержанием которого стал вывод, что первой частью спецоперации будет изматывание сил противника в непрерывных боях.
Что оказалось на самом деле? Предположенный мной план выполняется с образцовой методичностью. Судите сами. Весь прошедший год ВС РФ вели военную кампанию в численном меньшинстве. При этом нашей армии удалось уничтожить весь первоначальный состав ВСУ без фатальных потерь со своей стороны.
Это колоссальный по эффективности результат и он требует объяснения. Чем вызван такой успех?
Вот моя версия.
Стратегический план СВО оказался очень хорошо продуманным. Он основывался на классических принципах военного дела. Как я уже сказал, целью первой части этого плана было уничтожение наибольшего количества личного состава армии противника. Военной аксиомой является тезис о том, что атакующая армия несёт более высокие потери, с соотношением 3:1 по сравнению с обороняющейся стороной. Этот тезис продиктовал российским стратегам форму ведения боевых действий в 2022 году. Российская армия стремительным наступлением в первый месяц захватила обширные украинские территории. Но согласно плану, удерживать их не предполагалось. Ибо в таком случае наша армия оказалась бы вынужденной иметь трёхкратный численный перевес над ВСУ. И нести утроенные потери. Наоборот, сразу после первого месяца было запланировано перейти к обороне и заставить ВСУ вести атакующие действия. Таким образом, инициатива уступалась противнику СОЗНАТЕЛЬНО. Поскольку в таком случае именно противник оказывался вынужденными создавать на направлениях своего наступления требуемый численный перевес 3:1 и нести трёхкратно более высокие потери.
Действительно, почти полгода начиная с апреля 2022 года, украинская армия непрерывно наступала, создавая иллюзию стратегического просчёта российского командования. Отступление нашей армии вызывало очень острые эмоции в обществе. Никто не хотел понимать, что ценой украинских наступлений оказывались их огромные потери. Но к ноябрю прошлого года положение на фронте стабилизировалось. Горячие головы остыли и вместо излияния эмоций стали трезво размышлять.
Что оказалось?
А вот что. Украинское руководство в своём наступательном порыве осуществляло одну мобилизацию за другой. Всё это происходило на наших глазах. И мы видели, как каждая новая мобилизация становилась истеричнее прежней. Облавы, угрозы, массовое уклонение от получения повесток. Расширение возрастной категории, от стариков до подростков.
А куда же подевались украинские солдаты прежних волн мобилизации? Они были уничтожены. В результате сознательно спровоцированных нашим командованием наступлений ВСУ их армия понесла очень большие потери. Точных цифр нет, но безвозвратные потери могут достигать 500 тысяч человек. Из них погибшими - около 150 тысяч.
Сейчас, в феврале 2023 года, уже ясно - полноценно восполнить эти потери Украина не сможет. Мало того, что неуклонно падает качество новых призывов, так ещё никому в стране точно неизвестно, сколько осталось мужчин? Огромное их количество покинуло страну и не собирается туда возвращаться.
Военные аналитики, специализирующиеся на освещении темы СВО, говорят о том, что сейчас на фронте ситуация существенно изменилась. Если весь прошлый год российская армия реально находилась в численном меньшинстве, то сейчас на линии боевого соприкосновения возник паритет 1:1. И это с учётом того, что около 150 тысяч российских мобилизованных бойцов ещё не попали на фронт!
Я делаю вывод о том, что первая часть российского стратегического плана СВО блестяще (!) выполнена.
Украинская армия обескровлена в наступательных столкновениях с незначительной частью обороняющейся российской армии. Украина в военной кампании 2022-го года утратила весь человеческий резерв. А российский резерв по-прежнему находится в запасе, напоминая мне наполеоновскую гвардию 1812 года в России или Резерв Верховного Главнокомандования перед Сталинградской битвой 1942-го.
Что дальше?
Я думаю, что время перехода в стратегическое наступление ВС РФ ещё не пришло. Нам известно, что украинское командование собрало последние имеющиеся ресурсы и готовит весеннее наступление. Нет никаких причин российскому руководству отказаться от прежней модели поведения. Следует предоставить противнику возможность начать наступление. Повторю, что в таком наступлении он будет нести утроенные потери в сравнении с нами. Так же, как и в прошлом году, возможно произойдёт некоторое отступление наших войск. Но вряд ли оно окажется глубоким, поскольку уже подготовлены запасные линии обороны. А вот для ВСУ это наступление станет последним в нынешней войне. Кадровый состав воинских частей будет выбит, возможности пополнения не окажется - некем.
В час "Х" будут введены в действие российские резервы и стратегический план СВО перейдёт во вторую фазу - всеобщее наступление по всему фронту и полный разгром ВСУ. Противопоставить этому противник ничего не сможет. Ибо в этой войне победит тот, у кого больше дивизий. Российское командование сумело сохранить свои войска, а украинское - нет.
На этом я основную часть статьи закончу и перейду к нескольким частным моментам.
Первое. Спецоперация выявила критические недостатки российской армии в тактических способах ведения боевых действий. В принципе, тут нет ничего удивительного. Никакие учения не заменят реальную войну. Первый год пришлось накапливать опыт и учиться на ошибках. Думаю, это неизбежное следствие длительного мирного периода в жизни страны. Мы все много нервничали по этому поводу, но пришла пора успокоиться.
Второе. Для чего Украина создаёт угрозу наступления на Приднестровье? Она пытается спровоцировать российскую армию на преждевременное наступление в Донбассе. Или на некие десантные операции в районе Тирасполя. Ожидаемым результатом станут высокие потери российской армии и, как следствие, облегчение весеннего контрнаступления ВСУ. Уверен, что российское командование всё это прекрасно понимает и даст адекватный ответ.
Третье. Насколько целесообразно с российской стороны будет применить тактическое ядерное оружие (ТЯО)?
Можно коротко порассуждать. Если признать, что число погибших со стороны ВСУ составило 150 тысяч, то аналогичные наши потери должны быть в соотношении 1:3. Это значит, что мы потеряли около 50 тысяч погибшими. Скорее всего, меньше, но порядок чисел должен быть такой. Я считаю, что эти потери можно было бы сократить путём более эффективного поражения живой силы противника и его боевой техники. Речь не идёт об уничтожении городов с мирным населением. Но удары с применением ТЯО по тренировочным полигонам, скоплениям противника перед готовящимся наступлением, по эшелонам с боевой техникой явились бы вполне уместными.
На этом ставлю точку.