Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

Всё ли хорошо в экономике Германии?

Журналист и политолог Грегор Шпицен, основатель Телеграм-канала @Mecklenburger_Petersburger

Пока в немецком парламенте, в германских медиа и на улицах городов ФРГ продолжаются ожесточённые дебаты о том, всё ли возможное сделала Германия для помощи Украине и не стоит ли усилить масштабы поставок тяжёлой бронетехники, которые до сих пор ограничивались четырьмя несчастными «Леопарадами», немецкую экономику продолжает ощутимо потряхивать. И это несмотря на оптимистичные прогнозы профильного министра Роберта Хабека.

Крупнейший немецкий концерн химической индустрии BASF сокращает 2600 рабочих мест по всему миру (около 2/3 рабочих мест будет сокращено в Германии) после значительного падения прибыли в прошлом году и тяжёлого бремени, вызванного энергетическим кризисом.

Так BASF планирует закрыть несколько заводов, в том числе завод по производству прекурсора пластмасс TDI, построенный всего несколько лет назад, что затронет ещё 700 рабочих мест. Как крупнейший потребитель промышленного газа в Германии, в прошлом году BASF сильно ощутил рост цен на энергию и аммиак, которые высросли на €3,2 млрд. В прошлом году прибыль концерна снизилась на 11,5% до €6,9 млрд. После опубликования пессимистичного прогноза на нынешний год в минувшую пятницу акции BASF упали на 7,5%.

Интересно, что аммиак, который производится из природного газа — это ключевой компонент для химической промышленности (производство пластмасс), сельского хозяйства (удобрения) и военной индустрии (взырвчатые вещества). После бурного роста цен на газ и приостановке поставок дешёвого трубопроводного сырья из России BASF логично задумался о минимизации издержек.

Поэтому вкидывая на улицу немецких рабочих и сворачивая производство в Германии концерн отнюдь не намерен снижать масштабы инвестиций на мировых рынках, где есть доступ к дешёвым источникам сырья и цены на него более предсказуемы. Так, по данным BASF, доля инвестиций компании в Азию увеличится до 47%, в основном за счёт строительства нового крупного завода в Чжаньцзяне, Китай, в то время как на Европу придется только 36%, а на Северную Америку - 15% инвестиционного бюджета.

Хотя постапокалиптического сценария Германии зимой 2022/2023 удалось избежать, а немецкая экономика по итогам минувшего года даже продемонстрировала небольшой рост, вряд ли это можно считать признаком того, что в народном хозяйстве ФРГ всё в порядке. Многие опасаются, что проблемы BASF — это лишь начало в цепочке банкротств, объявлений о сокращении рабочих мест и анонсов о релокации производств из Германии.

Об экономическом коллапсе Германии говорить пока рано, но очевидно, что промышленная мощь ФРГ, которой все завидовали на протяжение последних 30 лет (не умаляя трудолюбия немецких рабочих и ушлости германских бизнесменов) держалась в значительной степени на российских ресурсах. И как поведёт себя немецкая экономика без них — большой вопрос, ответ на который мы должны получить в нынешнем году.

Подпишись на канал «Специально для RT»