Найти тему
Сториз от Nikitozzy

Авиакатастрофа под Смоленском. Загадка гибели президента Польши.

Ни одна авиакатастрофа не происходит по какой-то одной причине. Цепь небольших, иногда даже малозначимых событий может привести к трагедии национального масштаба.

10 апреля 2010 года самолёт советского производства Ту-154 ВВС Польши на борту которого находится президент страны Лех Качьинский с женой разбивается при заходе на посадку в аэропорту Смоленск-Северный. Помимо президента Польши на борту находились представители парламента и высокопоставленные военные. Все 96 человек на борту погибли.

До сих пор ходят слухи, что крушение такого важного борта - результат заговора или диверсии. Но давайте просто разберем факты, послушаем записи переговоров пилотов в кабине и сделаем вывод, что же произошло на самом деле.

Обломки рейса Ту-154 польских ВВС
Обломки рейса Ту-154 польских ВВС

Если вам нравятся мои статьи, то я буду рад подписке, лайку и комментарию. Это поможет писать и публиковаться материалы дальше.

10 апреля 2010 год. 9 часов 27 минут утра. Аэропорт им. Ф.Шопена, Варшава. Спецборт Ту-154 с президентом Польши и его женой на борту, а также с делегацией высокопоставленных чиновников и военных совершает взлет. Их цель - посещение Катыньского мемориала, который находится в Смоленской области. Это место печально известно тем, что тут в 1940 году тут были расстреляны более 20 тысяч польских военнопленных. Делегация во главе с президентом Качьинским должна принять участие в траурных мероприятиях, посвященных 70-летию этих событий. В салоне самолета царит приятная обстановка. Повод грустный, но тем не менее настроение у делегации отличное.

Президент Польши Лех Качьинский с женой Марией
Президент Польши Лех Качьинский с женой Марией

Самолет Ту-154, на котором летит делегация не новый - ему уже более 20 лет. Но следует учитывать, что он регулярно обслуживался, проходил все осмотры и поэтому был совершенно исправен. Все-таки самолет президента! Буквально за несколько месяцев до полета двигатели самолета были капитально отремонтированы.

Разбившийся Ту-154М за 39 часов до катастрофы
Разбившийся Ту-154М за 39 часов до катастрофы

В тот день командиром спецборта был 35-летний пилот польских ВВС Аркадиуш Протасюк. Его нельзя очень опытным пилотом. Протасюк имел 3521 час налета, из них на Ту-154 2937 часов. А вот в качестве командира он успел налетать лишь 445 часов.

Командир Аркадиуш Протасюк
Командир Аркадиуш Протасюк

Первоначальный план полета был такой: из Варшавы самолет должен был направиться в сторону Минска, затем пройти мимо Витебска и приземлиться в аэропорту Смоленска. Это может показаться странным, но командир Протасюк не получил от диспетчеров аэропорта информацию о погодной обстановке в аэропорту Смоленска. Он решил, что будет узнавать текущую обстановку по пути. Это была первая большая ошибка командира.

Примерно через 40 минут полета, когда борт Ту-154 находился недалеко от границы между Белоруссией и Россией командир Аркадиуш Протасюк запрашивает метеосводку у диспетчера аэропорта Смоленска. К ужасу командира ему сообщают, что...аэропорт закрыт для посадки из-за плотного тумана.

"Условий для приема нет!" - сообщает диспетчер аэропорта Смоленска
Туман в аэропорте может вызвать задержки и отмены рейсов
Туман в аэропорте может вызвать задержки и отмены рейсов

Был бы это обычный коммерческий рейс, то командир бы принял единственно правильное решение: вернуться в аэропорт вылета. Но, как вы понимаете, это был не самый обычный рейс. Ни о какой смене планов не может быть и речи.Командир Аркадиуш Протасюк оказывается перед крайне тяжелым выбором: продолжать полет или сообщить президенту, что посадка невозможна.

Протасюк связывается с экипажем самолета Як-40 польских ВВС, который вылетел на час раньше и уже приземлился в Смоленске. Пилоты сообщают ему, что условия для посадки очень тяжелые, что приземлились они с трудом. Также экипаж Як-40 сообщил, что транспортный российский самолет Ил-76 пытался приземлиться после них, но не смог и вернулся в аэропорт вылета. Эта информация вызывала у Протасюка еще больше беспокойства.

Як-40 ВВС Польши, прибывший в Смоленск за час до Ту-154
Як-40 ВВС Польши, прибывший в Смоленск за час до Ту-154

На записи черных ящиков можно услышать, как неожиданно в кабину самолета заходят главком ВВС Польши Анджей Бласик и директор диппротокола МИД Польши Мариуш Казана.

Главком ВВС Польши Анджей Бласик
Главком ВВС Польши Анджей Бласик

Командир Протасюк докладывает Бласику, что аэропорт прилета фактически закрыт и что он попробует совершить посадку, но если не получится, то придется уходить на запасной аэродром или возвращаться назад. Это явно разозлило Бласика. Вся делегация должна вовремя оказаться в Смоленске и далее ехать на мероприятия на Катынский мемориал. Судя по всему, на записи слова Бласика невозможно разобрать, он требует, чтобы Протасюк во чтобы то ни стало сажал самолет в Смоленске, пусть даже придется это делать с нескольких попыток. На что командир отвечает, что в самолете не хватит топлива. Далее в разговор подключился Мариуш Казана.

"Что будет, если не сядем?" - спросил Казана
"Упадем..." - мрачно пошутил капитан Протасюк

Этот страшный прогноз сбудется всего через 23 минуты...

Почему Протасюк продолжает полет, понимая, что посадить самолет он не сможет? На это повлияло то, что случилось за два года до рокового полета. 12 августа 2008 года Протасюк выполнял рейс на президентском спецборте в качестве второго пилота в Тбилиси. Однако, в тот день начался конфликт в Южной Осетии и командир корабля Гжегож Петручук отказался выполнять приказ президента садиться в Тбилиси и приземлился в азербайджанском аэропорту Гянджа.

Президент Лех Качиньский был крайне недоволен тем, что пилот посмел ослушаться прямого приказа. Позже командира Петручука отстранили от полетов, что для профессионального летчика равносильно убийству. Аркадиуш Протасюк еще тогда понял - ослушаться приказа Качиньского значит навсегда попрощаться с карьерой военного пилота. Поэтому в его голове вертелось только одно - посадить самолет с президентом несмотря ни на что.

-9

Итак, командир ТУ-154 Аркадиуш Простасюк готовит самолет к посадке на аэродром Смоленска в условиях плотного тумана. В кабине находятся посторонние - главком ВВС Польши Анджей Бласик и директор диппротокола МИД Польши Мариуш Казана. Из-за общей нервозности и тяжелой ситуации командир не замечает, что скорость снижения лайнера выше, чем того требуют по правила. Командир Протасюк знает - туман такой плотный, что возможно это будет его самая сложная посадка в жизни. До этого он совершал посадку в таких условиях в качестве командира всего пять раз. А тут еще за спиной высокопоставленный генерал...

Самолет стремительно приближается к земле. Штурман Анджей Михаляк, у которого самостоятельного опыта полетов всего 26 часов совершает грубейшую ошибку - он отсчитывает высоту по так называемому радиовысотомеру - прибор, который измеряет расстояние точно под самолетом, а не по барометрическому, который показывает высоту относительно полосы. Проблема в том, что прямо перед полосой овраг и реальная высота относительно полосы отличается на 20 метров. То есть в реальности самолет находился ниже, чем предполагали пилоты.

Обломки Ту-154 польских ВВС
Обломки Ту-154 польских ВВС

Командир ТУ-154 Аркадиуш Простасюк, находясь под давлением главкома ВВС Польши Анджея Бласика судорожно пытается в тумане увидеть огни полосы аэропорта Смоленска. В самолете уже несколько секунд громко работает сигнал Pull Up означающий, что земля слишком близко и нужно срочно набирать высоту. Но командир этого не далает. Второй пилот Роберт Гживна понимает, что все зашло слишком далеко и крикнув "Уходим!" пытается слегка поднять нос самолета, но командир пресекает это. 60 метров, 50, 40, 30 метров сообщает штурман. Командир Протасюк не реагирует, он уверен, что вот-вот увидит огни аэродрома. А в это время самолет уже начал касаться крыльями верхушек деревьев.

"20 метров" - сообщает высоту штурман.

Но в кабине царит полная тишина. Это были последние слова, зафиксированные черным ящиком. Ровно в 10 часов 40 минут самолет Ту-154 врезается в кромки деревьев в километре от посадочной полосы, переворачивается и полностью разрушается.

Обломки Ту-154 польских ВВС
Обломки Ту-154 польских ВВС

Все 96 человек на борту, включая президента Польши Леха Качиньского с женой погибают мгновенно. Уже позже следователи обнаружат следы алкоголя в крови главкома ВВС Анджея Бласика, который психологически воздействовал на командира Протасюка и фактически заставил его совершить роковую ошибку - пытаться посадить самолет вопреки всем правилам.

Теперь ты знаешь немного больше. Если вам нравится то, что вы прочитали, то подписывайтесь на мой канал: там много статей и видео на разные темы.❤️❤️❤️