Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 16. Куда может привести нераскаянное сердце?

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Центральной вестью проповеди Иисуса Христа, так же как и Его предшественника Иоанна Крестителя, был призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Что такое покаяние? Как понять его природу? Почему покаяние имеет решающее значение в вопросе моего спасения?

Покаяние напрямую связано с прощением грехов. Бытует распространенное мнение, что простить – это значит забыть. Многие люди полагают, что простить тот или иной проступок и восстановить отношения можно безо всякого покаяния.

Тем более примирение с Богом, Который есть любовь. «Ну почему Он выбрал такой сложный, такой страшный путь! Зачем было Христу идти на крест, терпеть такие муки, когда можно было бы просто всех простить и всё забыть?»

Божья любовь неразделима с Божьей справедливостью. Хотя Его милость и превозносится над правосудием, она правосудия не отменяет – грех требует возмездия. И чтобы избежать этого для человека есть только один путь - покаяние. Именно на этот путь направляет всех нас Божья благодать.

Куда приводит человека нераскаянное сердце?

Ответ можно найти в двух притчах Иисуса Христа и первая из них . «Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:1-9).

Притча о неверном управителе, наверное, самая сложная из всех притч Иисуса. При ее истолковании, как правило, допускается две ошибки. Первая ошибка - это отождествление господина с Господом. По аналогии с притчами о пропавшей овце, затерянной монете и блудном сыне мы понимаем Бога Отца под хозяином овец, хозяйкой дома и отцом блудного сына.

В случае с хозяином неверного управителя этого делать нельзя, потому что динамика притч уводит со сцены положительных персонажей. Уже в притче о блудном сыне появляются персонажи отрицательные. А в притчах 16 главы нет положительных героев, разве только нищий Лазарь, который предстает пред нами больше страдальцем, чем праведником.

Ошибка вторая: при чтении притчи о неверном управителе создается впечатление, будто Иисус его хвалит.

Вы тоже так думаете? Одобряет ли Христос его действия? Да, хозяин в притче выразил некое одобрение изворотливости своего слуги, как принято в деловом мире.

А что говорит Иисус? (Лк.16:9). Хвалит ли Он управителя? Здесь нет никакой похвалы или одобрения. Потому что Господь продолжает:

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:10-13).

О чем это? О неверности. Христос осуждает неверность. Бог против всякой лжи и всякого лукавства, потому что такому человеку нельзя доверять не только Царства Божьего, но даже управление его собственным домом. Это управление Бог называет «малым». Здесь мы не видим никакого одобрения неверности управителя.

Христос делает из притчи два вывода: невозможно служить Богу и мамоне (Лук.16:13), и всё, что у нас есть, должно служить спасению как нашему, так и окружающих нас (Лук.16:9-12). Господь не делает неверного управителя положительным героем, - он так и остался неверным и не раскаивается в своей неверности. Он просто хочет избежать последствий своего греха. Грех раскрыт, наказание неизбежно. Изощренный ум подсказал ему выход, – подлог, замена расписок. Одним преступлением покрыть другое. И при этом попытаться заручиться поддержкой других хозяев, сделав им своего рода добро. Несомненно, что и сам хозяин на его месте поступил бы так же, иначе он не похвалил бы вороватого управителя. Но эта похвала не сулит неверному слуге ничего хорошего. Вор остался вором, хотя и очень догадливым. А вор, пойманный на краже и подлоге, обычно получает заслуженное наказание за свои темные дела.

Как же понимать слова Христа? «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9).

Когда мы делаем добро, люди будут помнить нас добрым словом и будут благодарны, даже если мы сделали это из неправедных побуждений. Отношения между людьми укрепляются добром, которое мы делаем друг другу. Даже если я не хотел помочь, но под давлением обстоятельств все-таки помог, - я все равно приобрел друга. И не только на земле.

Об этом говорят и другие притчи Иисуса, например о неправедном судье (Лук.18), который, оставаясь неправедным, все-таки сделал добро настойчивой вдове. И как вы думаете, что испытывала эта бедная женщина к неправедному судье?

Или в притче о ленивом сыне, который никак не хотел идти работать в винограднике отца, но все-таки пошел (Мф.21:29).

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным», то есть богатством или возможностями, приобретенными неправедными путями, которым вы воспользовались, сделав добро.

Посмотрите, как попытался это сделать один начальник мытарей по имени Закхей (Лук.19). Половину своего неправедного богатства он сразу же отдал нищим. А из другой половины возместил убытки тем, кого он обидел. И возместил в четырехкратном размере.

Что на это сказал Иисус? «Ныне спасение дому сему», то есть домашним Закхея. Возместив ущерб и загладив обиды, он приобрел массу друзей. Причем не только на земле.

Покаяние, возмещение причиненного ущерба, заглаживание вины и восстановление добрых взаимоотношений - это единственный путь спасения. Покаяться, раздав свое неправедное богатство неимущим и обокраденным, удовлетворить обиженных, - так поступает тот, кто воистину достоин царской короны на небесах. Поэтому весть о покаянии в проповеди Христа предшествует вести о наступлении Царства Божьего.

Чем заканчивается притча о блудном сыне?

Она не заканчивается. Отец взывал к покаянию старшего из сыновей, и если он не раскаялся, то его история продолжается в следующих притчах. Можно предположить, что его труды умножили богатство отца, и он в конце концов унаследовал имение, став его хозяином (притча о неверном управителе). А если он и далее развивал свой финансовый успех, погрузившись в мирские дела и затем достигнув полной финансовой независимости, но в результате лишившись способности к покаянию, то его история завершается последней пятой притчей, где он предстает в роли шикующего богача.

Мы не знаем, чем закончилась история неверного управителя, также как и история двух блудных сыновей доброго отца. Но мы знаем, чем заканчивается история человека, который не раскаивается в своих грехах и ведет безбожный образ жизни. О конце такого человека повествует пятая притча Спасителя, дающая возможное продолжение и окончание предыдущих двух притч.

После рассказа о неверном управителе следуют слова, которые на первый взгляд выпадают из логики повествования и являются просто своего рода вставкой между притчами. Но это только на первый взгляд.

«Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лук.16:15-18).

Центральным призывом Христа во всех пяти притчах 15 и 16 глав является призыв к покаянию.

Кому и в чем?

В первую очередь фарисеям в пренебрежении к тем людям, которые не достигли такого богатства, знаний и положения в обществе, которые есть у тебя. Высокомерное отношение человека к человеку Бог называет «мерзостью» (Лук.16:15).

И если я веду себя в качестве того, кто всех умнее, кто может себе много позволить, кого буквально распирает от знания информации во всех областях, кто очень высокого мнения о себе, то я своим высокомерием просто попираю Божий закон любви и ничем не лучше мужа, разводящемуся со своей женой ради свадьбы с другой.

Почему такое неожиданное сравнение?

Надо отметить, что Иисус имеет ввиду такого мужа, который выказывает себя праведной стороной развода, то есть праведником. Он судит о себе очень высоко. Господь говорит здесь о разводе, которого быть не должно, потому что Иисус приравнивает поступок мужа к прелюбодеянию, то есть к нарушению закона, который допускает развод только по причине греха (блуда) одной из сторон.

В словах, произнесенных между притчами о неверном управителе и притче о богаче и нищем Лазаре, Христос подчеркивает важность Божьего закона (Лук.16:17). Господь напоминает, что закон был и до Иоанна Крестителя, и этот закон предписывает добрые отношения между людьми. И прежде всего между людьми, которые заключили завет с Богом, по принципу: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Иисус обращается к Божьему народу, к Своему народу. И когда Иоанн начал провозглашать покаяние в преддверии наступления Царства Божьего, не все решили, что они в этом покаянии нуждаются, хотя изо всех сил старались войти в Небесное Царство.

Но эти усилия ничего не дадут, если человек не покается в своих беззакониях, в своей греховности, в отсутствии праведности и не оставит свой порочный образ жизни, в том числе и высокомерное отношение к людям.

«Вы выказываете себя праведниками» - это обращено к сребролюбивым и алчным фарисеям (Лук.16:14), кичившимся своими публичными и непубличными омовениями, превозносившими себя и свою праведность, к достижению которой они прилагали столько «героических» усилий.

Но на поверку их праведность оказалась ничем не лучше «праведности» прелюбодея, разводящегося со своею женой. А разводится по причине женитьбы на другой – именно в этом грех прелюбодеяния. Заключил брачный завет с одной, не понравилась, - разрывает этот завет и заключает его с другой.

Иисус обвинял алчных фарисеев в духовном прелюбодеянии. Их так называемая «праведность» привела к тому, что они стали поклонниками другого бога – маммоны, то есть богатства. Чем богаче человек, тем он праведнее. Это с одной стороны, а с другой – праведник не может быть бедным.

Как нам резюмировать слова Христа?

Бог знает, что ваши сердца заполнены злобой, алчностью, завистью, несмотря на то, что вы со всей тщательностью пытаетесь исполнить букву закона. Сребролюбивый уже нарушает Божий закон и нуждается в покаянии, которое проповедовал Иоанн Креститель. Ваши чрезмерные требования к людям внушили им отвращение к закону, который был и остается незыблемым.

Вашими действиями и отношением к людям вы расторгли завет, как муж расторгает брак, и «женились» на другом боге. Но никакое высокое положение, никакое огромное богатство не сделает вас воистину праведными и не спасет вас в день суда. Вот смысл слов Христа, предваряющих притчу о богаче и нищем Лазаре.

Отметим: через притчи Иисус взывает к покаянию каменные сердца всех тех, кто разбогател и ни в чем не имел нужды и думавших при этом, что они уже одной ногой в Божьем Царстве. Иисус взывает к тем «праведникам», которые насмехались над призывами Господа жить по совести, используя свои богатства, свои большие возможности, свое положение в обществе для спасения людей и восстановления отношений. Конец самодостаточных гордецов печален и неизбежен, если только они не прислушаются к голосу Святого Духа, взывающему через человеческую совесть.

Чем заканчивается жизненный путь человека, не покаявшегося в своих грехах?

Вот пред нами двое: богач и нищий. Две крайности человеческого бытия. Один имеет все, другой ничего. Мы ничего не знаем ни о характере Лазаря, ни о его вере и добрых делах. Ясно одно: этот человек испил до дна горькую чашу страданий, не имея ни сил, ни возможностей, ни здоровья как-то изменить свою жизнь и избавиться от мук.

«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук.16:20,21).

Наверное, можно поставить Лазаря в один ряд с теми несчастными инвалидами от рождения, которые остановились в своем умственном развитии на уровне годовалого ребенка. Или с теми, кто от рождения до конца своих дней прикован к постели, к инвалидному креслу. То есть Лазарь – это представитель всех страдающих людей, неспособных ухаживать за собой, обслуживать себя, лишенных всех радостей жизни. Тех, кто получает только злое в земной жизни своей, как сказал Иисус.

О покаянии таких людей не приходится говорить. За них этот вопрос решает Господь, и Он Сам принимает за них решение – смогут ли они утешаться в Царствии Небесном. Притча Иисуса утверждает, что таким путем определенные люди из данной категории по милости Божьей попадут на небеса.

Но что говорит Иисус о тех, кто вкусив всех возможных благ этого мира, находясь в здравом уме и твердой памяти не покается в своих грехах? «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени се» (Лук.16:22-24).

Бездумное прожигание жизни в роскоши, неге, наслаждениях, удовольствиях, развлечениях имеет плачевный итог. Как в басне «Стрекоза и муравей». Приходит время расплаты, подведение итогов за прожитую жизнь.

Что в итоге?

Все достижения, которые человек построил на этой земле, пошли прахом, потому что прахом стал сам человек. Но это еще не самое страшное по сравнению с тем, что по смерти его ожидает воскрешение и Божий суд, на котором придется отвечать за свои поступки.

Притча Христа иносказательна. Это аллегория, которую нельзя толковать буквально. Она отличается от предыдущих притч тем, что описывает нереальные события и основана на иудейских представлениях о загробной жизни. О том, что история нереальна, говорят такие детали как лоно (грудь) Авраамово, великая пропасть между праведниками и нечестивыми, телесные мучения богача в пламени, его визуальный и слуховой контакт с отдыхающим Лазарем.

Ситуация из области иудейских преданий, но никак из библейского вероучения, по которому после смерти человек перестает существовать до того времени, когда Сын человеческий при Своем Втором пришествии воскресит умерших.

Но суть притчи не в этом. Суть ее в том, что без покаяния нет спасения. Богач, мучающийся в пламени, это хорошо понимает. Так же он по отношению к себе видит неизменность, необратимость приговора Божьего суда. Понимает, что его покаяние запоздало. Да и вообще невозможно, потому что он его образ жизни умертвил его способность к покаянию. Последнее, о чем он еще может просить, это о своей семье.

«Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лук.16:27-29).

Моисей - свидетельство закона и соблюдение Божьих заповедей.

Пророки - это весть покаяния, потому что именно с этой вестью чаще всего Бог посылал их к народу.

Для человека, который любит Бога, достаточно соблюдения заповедей и покаяния в грехах, чтобы наследовать Божье Царство. О том, что богач хорошо понимал значение покаяния для спасения, говорят его следующие слова: «Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:30,31).

Божьи чудеса никогда не заменят нам Его святого Слова. Они могут стать отправной точкой в богопознании, но если человек строит свою веру на необычных явлениях вместо Священного Писания, он строит на песке. Вера должна иметь твердое основание, и это основание – Библия и только Библия.

Так что же такое покаяние, которому уделяется такое важное значение?

В первую очередь это дар Святого Духа, который дается всем без исключения. Покаяние включает в себя, по меньшей мере, четыре шага:

1. признание греха; «признай только вину твою» (Иер.3:13). Однако признание может быть вызвано давлением обстоятельств, когда человека «приперли к стене». Поэтому необходим следующий шаг:

2. сожаление о содеянном; «беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» (Пс.37:19). Иуда Искариот скорее всего прошел эти два шага, когда раскаивался в своем преступлении. Почему же он погиб? Почему не почувствовал себя прощенным? Потому что не сделал третьего шага, который можно выразить так:

3. «я не ищу себе оправдания»; «не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс.140:4). Иуда нашел извинения своему предательству. Он оправдал себя тем, что ему нанесли обиду; его лишили надежды на почетное место в Царстве Божьем на земле; ему не дали проявить его мудрость, опыт, таланты. Иуда оправдал себя тем, что Иисус не оправдал его надежд. Иуда не сделал третьего важного шага на пути истинного покаяния, а значит не дошел до четвертого:

4. отвращение и ненависть к греху; «и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали» (Иез.6:9). Результатом отвращения к греху, ненависти к себе за содеянное зло будет непременное оставление греха, что является целью истинного покаяния.

А результатом покаяния будет прощение и освобождение от вины. Результатом этого будет наше причастие к Господу: когда оставляем свои греховные наклонности, мы становимся истинно частью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.