Найти тему
Обводный

Штурм Петербурга: Нарвский, Лиговский и Обуховский фронты.

Оглавление

После бомбардировки и артобстрелов во времена Блокады, наш город вновь заблестел в огне сражений. На этот раз дома уничтожаются не фугасными снарядами и зажигательными бомбами, а жадностью и экскаваторами. Вместо германских фашистов прицельным сносом занялись отечественные «девелоперы».

В центре города и на окраинах все застроено, но маховик прибыли не останавливается. Разрушительные удары сыплются один за одним: манеж лейб-гвардии Финляндского полка, здания в Ленэкспо, склады на улице Шкапина, Троицкий рынок и прочее - от институтов и заводов до флигелей. Богатые строители выкупают всю землю, которую возможно выкупить и втыкают максимально высокие дома, какие возможно воткнуть.

Растет прибыль - растут и аппетиты. Поэтому теперь, под новые «жизненно важные» проекты надо снести почти 200 исторических домов. А они, вот тебе раз, находятся в зоне застройки, которая защищена законом.

Закон №820-7.

В 2009 году был принят легендарный закон №820-7, который является железобетонным куполом охраны для исторического центра: от здания Эрмитажа до спусков к воде на Фонтанке. В этом законе вся территория города поделена на три зоны, которые имеют разный статус охраны. Причем под охрану попадают не только дома, но и сады, панорамы, ансамбли и строение улиц. Например, благодаря этому закону у нас нет рекламы циклопических размеров, пропали колхозные растяжки над улицами, с фасадов исчезли кондиционеры, а в центре города больше не могут появиться шедевры типа «Ренессанс холл» или ТЦ «Пик».

Закон №820-7 признает историческими объектами все, что возвели до 1917 года и, с оговорками, что до 1957 года. Поэтому самой простой схемой для сноса любого дома была подделка даты основания. С этим очень легко работать, т.к. часть исторического центра возводилась повторно после Великой Отечественной войны, и много где проходил капитальный ремонт. Например, Гостиный двор фактически построен заново в 1948 году и еще реконструировался до 1967.

И вот, закон №820-7 встал на пути новых гениальных планов. Проекты не могут быть реализованы, т.к. их хочется соорудить в запретной зоне. Но жадность и обилие денежных средств позволили, наконец-то, выйти застройщикам на новый уровень - уровень изменения законов.

Девелопер в предвкушении голосования по изменению закона №820-7. Кадр из знаменитого видео под песню «Комарово»
Девелопер в предвкушении голосования по изменению закона №820-7. Кадр из знаменитого видео под песню «Комарово»

С 2009 года мелкие «девелоперы» вынуждены были подстраиваться под закон, выполнять его нудные предписания, хитро обходить или сносить дома по ночам без разрешения. Мелкая подлая тактика приносила мелкий успех: у города отгрызали по чуть-чуть. Теперь же застройкой занимаются крупные уважаемые люди с серьезными бюджетами и связями. Такие крупные игроки не прячутся по ночам и не жмутся у стеночки, они откусывают по плечо.

Направления главных ударов.

Отстаивание исторического облика Санкт-Петербурга превратилось в битву между градозащитниками и бизнесом. Судьей в этих драках призван быть Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Это учреждение оценивает здания по их исторической ценности. Но комитет не всегда объективно судит и порой прямо встает на более богатую сторону. Если наберете в поиске «кгиоп новости», то скорее всего вам попадется очередной скандал:

Градозащитники Петербурга раскрыли схему обогащения на уничтожении исторических зданий
Посмотрите «до» и «после». Кого назвали жертвами в уголовном деле против работников КГИОП

Учитывая объем потерь и разрушений, военные термины здесь очень уместны. Итак, куда же наведены крупнокалиберные орудия российского строительного бизнеса?

Нарвский фронт.

-4

«Нарвская застава» давно не дает покоя застройщикам. Там по недоразумению расположились дома в 2-3 этажа, которые утопают в садах и зелени. Современные дома не должны так выглядить, тем более у простых горожан.

Тут нет проблем с парковкой, рядом две станции метро и парки. Как так получилось, что тоталитарный совковый район для вшивых рабочих тракторного завода оказался круче, чем демократические муравейники для свободных людей? Такую дикую несправедливость надо пресечь, и поэтому данный жилой массив будет развивать ООО «СПб Реновация».

Вот официальная информация по Кировскому району с сайта Городской программы развития застроенных территорий:

Расселение хрущевок пройдет в четырех кварталах. Всего по программе реновации Кировского района будет расселено 360 домов:
Автово 7, 8, 9 — 56 домов
Нарвская Застава — 161 дом
Ульянка 6 — 95 домов
Дачное 5 — 48 домов
Застройка здесь представлена домами 1959–61 годов (серия 1–240 из силикатных блоков), 1966–67 годов (серия 1–528 КП, панель), домами ЖСК улучшенной серии 1–528 КПП (кирпичные с шлакобетонным наполнением), типовыми сериями Г-1И, Г-2И, Г-3И, Г-3 МИ, Г-4П, Г-5.

Только тут неточность, в Нарвской заставе нет хрущевок. Точнее есть, всего 5 домов 1959-1965 года на улице Гладкова (из них под снос идет только 2 дома). Неужели подтасовочка? Конечно! В этом районе физически не поместится 161 хрущевка! Речь идет о сносе довоенных и послевоенных коттеджей, которые сформировали загородный уют и вполне себе архитектурный ансамбль.

По плану видно, что решение под домам, какие сносить, а какие реконструировать принималось от фонаря. Вот несколько примеров:

Более интересный пример на улице Оборонной. Там два дома стоят в одну линию: дом 6 сносят, а дом 4 нет.

Вот еще дома, которые расположены на одной улице:

В районе есть расселенные пятиэтажки 1930-х годов (Турбинная 9, Оборонная 15, Зои Космодемьянской 2). И они реально в плохом состоянии. Было бы разумным воссоздать аналогичные здания с улучшенной планировкой и из современных качественных материалов. А тут хотят воткнуть очередные массивные высотки.

Даже этот поверхностный обзор показывает на хищничество и сырость проекта. Здесь налицо историческая ансамблевая застройка, которая отвечает критериям культурного наследия. Тут почти нет хрущевок, аварийных зданий немного, и все их можно починить. Этот район требует внимания и ухода, а не сноса. А если и нужно что-то снести, то восстанавливать в первозданном виде без повышения этажности.

Район, который планируется на месте Нарвской заставы. План с сайта Городской программы развития застроенных территорий.
Район, который планируется на месте Нарвской заставы. План с сайта Городской программы развития застроенных территорий.

Лиговский фронт.

-10

Этот фронт вообще никак не фигурирует в прессе и остается самым тихим. А между тем, там самые старые постройки из всего списка сноса - склады Северного страхового общества, которые возводились во времена Александра II. В проекте они фигурируют как «склады Кокоревых».

В данном стесненном участке гениальные строители хотят воткнуть дополнительный терминал Московского вокзала для приема поездов, которые будут двигаться по скоростной железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом. План разработал «Проектный институт №1», главный архитектор - Константин Трофимов.

Чтобы понять, насколько склады Кокоревых важны для истории, была проведена экспертиза. Ее проводило ООО «Кант», которое заключило, что слишком много переделок и перепланировок (вспомним Гостиный Двор), поэтому здания не несут исторической ценности:

«Первоначальный архитектурный облик зданий сохранился с различной степенью искажений — перебиты оконные проемы с изменением конфигурации и габаритов, переустроены воротные проемы, пробиты дополнительные проемы, имеются пристройки, заполнения оконных и дверных проемов заменены без сохранения исторического рисунка расстекловки»

Кстати, в 2008 году был разработан похожий проект компании Urbis (по заказу РЖД), где склады Кокоревых сносятся под чистую. Видимо, его взяли за основу и современные строители.

2008 год. Многоэтажный комплекс с выходами на Лиговский и Военную улицу. Если присмотритесь, по Лиговскому сносят все, что правее дома Перцова. «Галерея» уже тогда была вне угрозы.
2008 год. Многоэтажный комплекс с выходами на Лиговский и Военную улицу. Если присмотритесь, по Лиговскому сносят все, что правее дома Перцова. «Галерея» уже тогда была вне угрозы.

Еще одна интересная деталь проекта, о которой мало говорят - это распределение потоков людей. С вокзала же надо куда-то выходить? А большинство состоятельных пассажиров будут разъезжаться и приезжать на такси и с личными водителями, создавая пробки на Лиговском проспекте. Но и здесь архитекторы нашли выход: планируется строительство новых автодорог и даже целой развязки!

Склады сейчас в разном состоянии, при этом они имеют потенциал не хуже Новой Голландии или Севкабеля. Красный неубиваемый кирпич, удобное расположение и множество пространств для проведения культурных мероприятий и молодежных тусовок. Пример «Этажей» показывает, что можно оживить и менее ценные постройки!

Тут можно открывать мастерские, выставочные залы, рестораны, развивать малый бизнес. А... точно... там это уже все есть, только мусор не расчищен, как в Новой Голландии и новые рамы в окна не поставили. Ну и паркуйся, где хочешь.

У любого гражданина, который немного знает карту и историю города возникают справедливые вопросы. Почему нельзя построить новый вокзал в районе Шушар или Рыбацкого? Там удобно сделать отдельную ж/д ветку и полно места для новой инфраструктуры, которая улучшила бы эти районы. И есть даже место для неудержимой фантазии архитекторов!

Раздолье вокруг станции метро Шушары на Яндекс.картах. Строй что хочешь и где хочешь. Поезда будут прибывать минут на 10-15 быстрее, т.к. не надо будет ползти по центру.
Раздолье вокруг станции метро Шушары на Яндекс.картах. Строй что хочешь и где хочешь. Поезда будут прибывать минут на 10-15 быстрее, т.к. не надо будет ползти по центру.

Почему нельзя снести «Галерею»? На этот вопрос отвечает главный архитектор К. Трофимов:

«А целиком, если взять конкретный муниципальный округ, то 98% валового продукта этого района генерируется «Галереей», ее стоимость оценивается в десятки миллиардов. Конечно, это [снос] не представляется возможным».

Получается, что деньги от «Галереи» важнее вокзала, тогда зачем нам вокзал? Может лучше расширить «Галерею»? Будет же еще больше валового продукта!

А самое главное, что это вторая с 1996 года попытка построить вокзал.

Проект вокзала из 1990-х от недружественных стран, в котором часть исторических зданий сохраняется.
Проект вокзала из 1990-х от недружественных стран, в котором часть исторических зданий сохраняется.

Тогда под новый терминал было снесено несколько дореволюционных домов по Лиговскому проспекту, и ладно бы построили вокзал - так ведь нет. Спустя 14 лет и пару перепродаж на данном участке возвысился торговый центр! Что мешает повторить этот замечательный маневр? В качестве тарана берем благородную государственную цель, а ограничения бюджета и отмазка в виде «сейчас не время для таких проектов» законсервируют новый котлован. Затем пыль уляжется, споры утихнут, и после серии перепродаж этот лакомый расчищенный участок освоят бизнесмены.

Петр Алексеевич вглядывается в души разрушителей.
Петр Алексеевич вглядывается в души разрушителей.

Обуховский фронт.

-20

С одной стороны, нужны новые мосты через Неву, т.к. рядом стоящие уже перегружены. С другой стороны, они перегружены из-за тупой градостроительной политики, которая позволила нагородить на правом берегу кошмарные многоэтажки, которые окончательно задушили Красногвардейский и Невский районы. Нагородил это все частный бизнес (и получил шикарнейшую прибыль), а проблему транспорта и инфраструктуры теперь решает государство (за счет налогов с горожан).

Внешний облик Большого Смоленского моста.
Внешний облик Большого Смоленского моста.

В этом месте переправу намечали еще в ленинградских генпланах, иногда с расширением набережной под зеленые зоны. Но что не смогла сделать коммунистическая партия, сделает ответственный бизнес.

Для строительства нового моста необходимо избавиться от 8 исторических домов. Один стоит на пути магистрали, еще семь - на съездах и в зоне расширения дорог.

Силой сноса в этом проекте является строительная компания SetlGroup. Это самые крутые ребята на рынке. По данным издания «Деловой Петербург» под их контролем самое большое количество земли в городе - 2500 гектаров (3500 футбольных полей), а самое главное - вся земля в зоне нового моста. И такую мощную силищу пытаются остановить какой-то хиленькой школой, в которой училась Ольга Берггольц. Страдающие чиновники очень часто ее упоминают, когда говорят о боли в сердце за этот район. Кстати, они же 5 апреля присвоили холдингу SetlGroup звание «Почетный меценат Санкт-Петербурга». Эта награда вручается за «благотворительную деятельность по сохранению исторического наследия, развитию культуры и искусства на сумму не менее 10 млн рублей».

Депутат от КПРФ Александр Рассудов (бывший председатель совета директоров строительной компании «Лидер Групп») высказался против спекуляций вокруг Ольги Берггольц. Он считает, что память о поэтессе у нас сохраняется плохо, т.к. нет нормального издания ее трудов:

«...Вместо этого мы устраиваем танцы с бубнами вокруг школы, где она проучилась всего несколько лет. Лучше переиздать ее произведения, от этого будет больше пользы»

Как мы видим, основными убийцами домов являются съезды. Сам мост разрушает только один дом - 48. И им, в принципе, можно пожертвовать. Но что можно сделать с остальными семью постройками?Градозащитники предлагали свой проект моста, который бы их сохранил.

Проект Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Съезды предлагаются более компактные, теряется лишь один дом.
Проект Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Съезды предлагаются более компактные, теряется лишь один дом.

Но этот вариант отвергли из-за нарушений санитарных норм: вокруг такой трассы должна быть зеленая зона отчуждения. Странно, что при строительстве моста Бетанкура такая зона никого не волновала.

Как петербуржцы живут в скандальном «доме Бетанкура» после крика о помощи

Рассматривая карты, можно наткнуться на еще одно свободное место, где можно сделать развязку - это пустая территория Невского завода, там уже свой лес вырос после сноса корпусов:

Белым обозначено пустое поле между Невским и компрессорным заводом. Красным - место для развязки по проекту. Можно строить съезды в белом месте, и вообще ничего сносить не надо. Но, тут есть очень большое «но».
Белым обозначено пустое поле между Невским и компрессорным заводом. Красным - место для развязки по проекту. Можно строить съезды в белом месте, и вообще ничего сносить не надо. Но, тут есть очень большое «но».

В 2020 году ОАО «Компрессорный комплекс», указанное выше, обанкротилось. Все его имущество выставили на торги за 375 млн. рублей. Для сравнения, зарплата футболиста Малькольма в «Зените» по слухам в районе 400 млн. в год. Т.е. бразилец может купить себе эту территорию с оборудованием и у него останется 25 миллионов, чтобы прожить год.

План на строительство моста появился в 2021 году, и там уже отмечена территория завода, как место будущей застройки SetlGroup. Хотя официально победа на торгах была озвучена только 3 апреля 2023 года. Все имущество ушло застройщику за 236 млн. - видимо, сделали им скидочку. Поэтому пустырь на предыдущей фотографии будет отдан под новые дома, а не под какой-то там съезд с моста. Свое никто не даст в обиду.

А теперь представьте: все поделено и оплачено, а тут бац! Вой каких-то непонятных бабулек-градозащитниц, Ольга Берггольц, и дома в охранной зоне, черт бы их побрал. Как выходить из подобной ситуации? Правильно! Чтобы исправить юридическое недоразумение на пути великого проекта, необходимо правильное голосование в городском парламенте.

Фасад Компрессорного комплекса. Оказывается мы еще можем потерять памятник эпохи модернизма. Про это вообще молчок.
Фасад Компрессорного комплекса. Оказывается мы еще можем потерять памятник эпохи модернизма. Про это вообще молчок.

Руководитель партии «Новые люди» Дмитрий Павлов (и основатель агентства недвижимости «Колвэй») входил в рабочую группу по подготовке законопроекта о сносах:

«Рассматривалась каждая стенка...<...> Что касается Высокоскоростной магистрали, практически все вопросы, которые были у градозащитников, сняты. Было перепроектирование проекта. То же касается Большого Смоленского моста. Можно принимать этот проект с чистой совестью»

«Развитие города» - идеологический таран застройщиков.

Общественность пускают по ложному следу заклинанием «город должен развиваться». При этом никто не конкретизирует, куда развиваться, как и зачем. Строительство метро - это развитие, но оно не строится. Открытие новых предприятий и модернизация старых - это развитие, но они банкротятся и сносятся. Строительство нового жилья в сложившейся застройке - это не развитие, а уплотнение. Это нагрузка на дороги, школы и поликлиники. Это ухудшение качества жизни для старых и новых жителей.

Что будет с Нарвской заставой, когда там поселится в 10 раз больше людей? Как будут разъезжаться люди с Московского вокзала-мутанта? Насколько быстро наступит некроз проспекта Обуховской обороны около нового моста, когда там добавят парочку съездов с потоками правого берега и подселят 50 тысяч жителей?

Эти вопросы никого не волнуют.

А самый главный вопрос, за сколько люди готовы продавать историю своей страны? Санкт-Петербург - уникальнейшее место в мире, где весь центр фактически был законсервирован на 100 лет. Именно эта история привлекает людей со всей планеты. Эту историю сохраняли под бомбежками и в голод, восстанавливали всем миром и бережно застраивали по краям. Теперь же некоторые умники за счет этой истории делают деньги, продают близость к ней и вид на нее. Саму историю уже никто не сохраняет кроме неравнодушных жителей. А им тяжело, у них нет таких рычагов как у девелоперов и депутатов.

Плакат 1941 года «Защитим город Ленина». Автор Владимир Серов.
Плакат 1941 года «Защитим город Ленина». Автор Владимир Серов.

Но фронт держится, не зря это город-герой. На сегодняшний день враг временно отброшен от Нарвской заставы - это победа сродни легендарной битве при Охте, когда удалось выкинуть небоскреб на задворки. На стороне города сражается сам председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, который реагирует даже на спил деревьев в скверах. Ширится градозащитное движение. Есть строители, которые пытаются делать красиво и реставраторы, которые бережно спасают и восстанавливают ткани города. Есть энтузиасты, которые отмывают витражи в парадных, и кто возвращает исторические двери и окна на законное место. Выстоим...

Главное - побольше огласки и сплоченность жителей. Темные проекты рассыпаются от лучей интереса горожан и общественного мнения. Шумиха привлекает сильных мира сего, кто вполне может перейти на сторону защитников истории и культурного наследия. А с такими союзниками линия обороны будет крепче в разы!