Революция в области литературы
Искусственный интеллект совершает на наших глазах глобальную революцию в области литературы. Когда-то Гутенберг изобрел книгопечатание, и книги стали издавать большими тиражами. В 19 веке Пушкин открыл в России эпоху профессиональных писателей (то есть, живущих на доходы от написанных литературных произведений). В 20 веке в СССР создали Союз Писателей и прослойку богатых профессиональных советских писателей, издаваемых большими тиражами. В 21 веке на фоне упавших почти до нуля тиражей художественной литературы появилась категория писателек, создающих десятки книг, потребляемых широкой публикой. (Термин «писателька» не имеет гендерной окраски, писательки могут быть любого пола, в этом смысле Стивен Кинг тоже писателька).
Хороший писатель должен быть бедным?
Между качеством литературных произведений, тиражами книг и доходами писателей никогда не было прямой корреляции. Самым популярным и издаваемым автором в России в начале 20 века был Матвей Комаров, написавший шедевры вроде «Повести о приключении английского милорда георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы». Его книга «Славный мошенник и вор Ванька Каин» издавалась рядовыми тиражами в 50-100 тысяч экземпляров.
В СССР книги издавались огромными тиражами, и не только книги настоящих писателей, вроде Горького или Шолохова, но и, к примеру, Бабаевского - «Кавалер Золотой Звезды», советский аналог маркграфа и Ваньки Каина.
После развала СССР пропали и советские писатели, которые могли жить на гонорары от издаваемых книг. История ходит кругами, и маркграфы снова пошли в поход на наш книжный рынок
Маркграф вернулся: новое воплощение Матвея Комарова
Недавно появилась информация о том, что самой издаваемой писательницей России стала довольно молодая дамы, успевшая написать десятки романов в стиле Матвея Комарова — в ее романах как раз и фигурируют милорды, графы, задрожавшие пальцы руки, унизанной перстнями и все такое красивое и увлекательное. Нет нужды вникать, идет ли речь об иронических детективах или о «попаданках» - ну, вроде, «сижу я тут за кассой в «Пятерочке», падаю со стула, - бац! - оказывается, я графиня в средневековье и меня собираются выдать замуж за графа», или, для разнообразия, «стою я, такая блогерша моды, зацениваю новые тренды на форму дырок в джинсах, тереблю в руках лейбл от (набор иностранных букв), а тут — бац!...» и так далее по тому же сценарию.
Океан графинь-попаданок
Могло создаться впечатление, что литературе пришел конец. Микроскопические тиражи нормальных книг в этом океане графинь-попаданок никто не заметит, да еще если рынок как бы нормальной человеческой литературы монополизирован одним гигантским издательством (владеющим и типографиями и розничной сетью и литературными премиями и критиками). То есть, выбор такой: или макулатура с «попаданками» или макулатура более высокого уровня с русофобскими книгами объявленных великими русскими писательницами Улицкими и Яхиными.
ИИ вышел на ринг
Но вот искусственный интеллект объявил о начале новой литературной революции. Началось с того, что журнал фантастики Clarkesworld объявил о том, что прекращает прием коротких рассказов от авторов. Журнал оказался завален рассказами, написанными чат-ботом ChatGPT. Редакции уже некогда читать поступающие рассказы, количество их измеряется сотнями, и как оказалось, чат-бот пишет такие рассказы буквально за минуты. Мир фантастической литературы уже никогда не будет прежним.
Писательки смогут отдохнуть
К чему это приведет? А вот к чему: писателькам, пишущим о «попаданках» и прочих графинях, пришел конец. Совсем скоро чат-боты будут писать не просто романы о попаданках, а романы, написанные по конкретным заявкам конкретного читателя. Нужно будет только сформулировать, чего вам хочется, дать референсы, и чат-бот мгновенно создаст уникальный, написанный специально для вас роман. Причем вы сможете менять его сюжет по ходу дела, если что-то не понравится. Никакие писательки такой конкуренции не выдержат.
Даже Стивен Кинг такой конкуренции не выдержит. Его фантастическое писательское трудолюбие совсем скоро никого уже не изумит. Чат-боты будут писать не 5 страниц в день, а пять миллионов или пять миллиардов страниц. Если читателю что-то не понравится, произведение будет мгновенно переделано в соответствии с его пожеланиями. Кстати, и сериалы будут производиться примерно так же. Это чуть сложнее, чем создание текстов, но по сути, методика будет та же.
Профессия: читатель
И отдельно, где-то в стороне от мира массовой литературы имени Матвея Комарова (грубо говоря, на чердаке или в темном чулане) будут существовать писатели-люди (в сущности, что-то вроде городских сумасшедших), занимающиеся малодоходным делом написания литературных произведений. Читать произведения, написанные людьми, будет узкий слой профессиональных читателей, отказавшихся от чтения (а скорее, прослушивания, поскольку прослушивание успешно заменит чтение) персонализированных личностно-адаптированных флюидных произведений.
О, прекрасный новый мир! Кстати, чем там в книге все закончилось? Хорошо бы изменить кое-что в конце романа. Надо пойти дать указания чат-боту.
Если это интересно - ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь! Это поможет роботу Яндекса определить, какие статьи показывать вам в ленте в первую очередь. Кроме того, статьи показывают только подписчикам, они не появляются в общей ленте