Найти тему
О прожитом и узнанном

Подвиг лётчиков был великим. А вот фильм о нём получился слабеньким.

Вчера на 1 канале посмотрел фильм «Лётчик». Фильм вышел на экраны ещё в 2021-м. Старый, по нынешним меркам. Но полностью его видел лишь вчера, 25 февраля. До этого всё на том же ТВ видел лишь заключительную часть. Тогда он меня не впечатлил.

А сколько восторженных отзывов первых зрителей фильма в кинотеатрах нам показывали телевизионщики...

В этот раз смотрел от начала до конца. Убедился, что первое впечатление было верным. Фильм оказался, по моему убеждению, недостойным того подвига советских лётчиков, о котором он рассказывает.

Кадр из фильма. Из открытых источников.
Кадр из фильма. Из открытых источников.

Впечатление такое, что его сюжет собрали по кускам из других – советских - фильмов, рассказывающих о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны.

По ходу разговора вспомню те советские фильмы.

А теперь о «Лётчике».

Начну с его сильных сторон.

Первая – это блестящие, впечатляющие кадры воздушных боёв. В начале фильма и в его финальных кадрах. Нынешняя кинематографическая техника позволяет делать подобное.

Вторая – список военных лётчиков на экране, летавших и воевавших после потери ног. В нашей истории был не только Алексей Маресьев. Этим героям – вечная слава!

А всё остальное, о чём нам рассказывают авторы фильма, - это снятое до них и виденное нами ранее, «перепевы». Или, так модные ныне, авторские придумки.

Первые титры на экране нам сообщают, что события происходят в декабре на Западном фронте. Судя по карте, которую в полёте разглядывает главный герой, капитан Комлев, немецкую танковую колонну на своём штурмовике Ил-2 он атакует неподалёку от Новгорода в районе Демянска.

Так внимательно останавливаюсь на подробностях и деталях, поскольку они играют большую роль для всего сюжета фильма.

Авторы сочли неважным, было ли это в первых числах декабря или после 5 числа, когда началось успешное контрнаступление советских войск под Москвой.

Если события развиваются до советского контрнаступления, то странно, почему немецкие танки не на Москву наступают, а оказались где-то под Демянском - в январе-феврале 1942-го в тех местах был «демянский котёл», в котором оказались немцы. Но нам-то рассказывают о декабрьских событиях.

Да и полёт сбитого капитана не под Москвой, где испытывался дефицит советской авиации, тоже выглядит странным. В ту пору каждый самолёт, танк, солдат был важен для защиты Москвы. Тем более, таких самолётов, как штурмовик Ил-2, выпуск которых был начат лишь в феврале 41-го, а авиазавод в Куйбышеве начал их выпуск всего за месяц до полёта нашего героя.

А далее для меня, как зрителя, начались полные непонятки.

Самолёт сбивают, он жёстко падает на территорию, занятую немцами, Комлев тяжело ранен.

К сбитому самолёту бегут немецкие солдаты, приехавшие на грузовике, чтобы захватить в плен сбитых лётчиков. Стрелок самолёта сначала отстреливается от немцев из самолётного пулемёта, затем тащит на себе командира в лес, к реке.

Кадр из фильма. Из открытых источников.
Кадр из фильма. Из открытых источников.

А там начинаются богатые вымыслы авторов.

Стрелок находит какую-то корягу. Ею он откалывает кусок льдины размером аккурат в размер раненого командира, укладывает того на эту льдину и отталкивает её от берега, пустив бесчувственное тело по течению.

Гляжу на всё это и диву даюсь.

Мало того, что немцы, вылезшие из машины метров за 200-300 от сбитого самолёта, не смогли догнать стрелка, несущего на плечах раненого товарища. Так, у стрелка хватило времени найти подходящую корягу, которой он – не ломом, не пешнёй – успел отколоть нужный по размерам ледяной кусок.

Но главное – всё это происходит на северо-западе от столицы. Не на юге страны. Происходит в декабре 41-го, а сводка погоды того года гласит:

«впервые температура воздуха понизилась до −7 °C 4 ноября. Температура воздуха опустилась на 15—18 градусов лишь на три дня (11—13 ноября) и в дальнейшем вновь находилась в границах −5…−10 °C, значительно снизившись лишь к началу контрнаступления РККА».

Да при такой температуре, державшейся в течение месяца – или долее, не знаем, когда тело капитана, героя фильма, на льдине по течению реки авторы пустили – это какая же река не замерзает на северо-западе России или под Москвой? Г-да, какая, к чертям собачьим, льдина в качестве плота?

А что сотворил наш герой, когда его с другого берега реки увидели двое немцев, зачем-то оказавшихся в лесу, у воды, а он вскочил и бросился от их автоматных очередей в лес? Что это было? Его ж, бесчувственного, тащил на себе, спасая ценой собственной жизни, его стрелок, а затем он без признаков жизни плыл на льдине-плоту. Чудеса, да и только, по воле авторов.

И далее, совсем чушь какая-то происходит.

Офицер, командовавший той группой немцев из фельд-жандармерии (так, называет его один из немцев; но почему-то все они без специальных металлических горжет), которая приехала для захвата экипажа самолёта, захватив живым или мёртвым стрелка, не успокоился, а пустился в погоню за раненым лётчиком.

Кто ж ему такой приказ отдал? Зачем кому-то так понадобился обычный лётчик в декабре 1941-го, когда под Москвой битва идёт, каждый немецкий солдат на счету, а

в 1941 году попало в плен или пропало без вести, по данным российских военных историков, 2 млн. 335 тыс. 482 человека.

И чего этот нацист несколько дней, до своей гибели от пули всё от того же умирающего капитана Комлева, гоняется по российским лесам, по деревенькам, вешая их жителей, сжигая крестьянские дома?

Кадр из фильма. Из открытых источников.
Кадр из фильма. Из открытых источников.

А чем лучше того маниакального немца русский волк, который сам прыгает в волчью яму, в которую упал капитан? Понимаю, голодный зверь жрать хотел, но кончать жизнь самоубийством?.. Говорят, волки – умные, осторожные звери.

Что касается «лирической» линии фильма – случайная романтическая встреча лётчика со своей будущей любовью, её сексуальная обнажёнка в постельной сцене, их случайная встреча в госпитале, где она поёт, а он лечится (почти один в один с «Парнем из нашего города») – признаюсь, не цепляет. Банально, надуманно, точнее, позаимствовано…

Другие же сцены почти один в один списаны с «Повести о настоящем человеке», где обошлись без любовных сюжетных линий, тем более, постельных сцен, зато включили душевные страдания человека, лётчика, которому отрезали ноги.

А ещё в том фильме рефреном проходит: «ты же – советский человек».

Кстати, в нынешнем фильме натурально показаны культи после ампутации. Ещё одно достоинство (техническое) к тем немногим, что есть в этом фильме.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.