Найти тему

ПАВЕЛ ШЕНЦОВ | О ВОЙНЕ С "ПОПСОЙ", ПЕСНЯХ НА ЗАКАЗ И НАСТОЯЩЕМ ТВОРЧЕСТВЕ | ИНТЕРВЬЮ

На своём веку я повидал великое множество разных авторов-исполнителей, парней и девушек с гитарами, которые с разной степенью успешности доносили и доносят своё искусство до широких масс. Особенно много таких в Городе на Неве, всегда бывшим прибежищем для русского искусства самых разных жанров и форм. Но всё же есть среди них отличающиеся подлинной самобытностью и серьёзным подходом к своей музыке... среди них - и Павел Шенцов, молодой петербургский артист, на творчество которого я советую вам обратить внимание. Надеюсь, что это интервью поспособствует вашем интересу!

Исполнителей с гитарами много. Чем отличается Павел Шенцов?

Первый вопрос - и самый сложный. Мне кажется, это для себя должен решать слушатель. Моя цель, цель моих песен - делать, в первую очередь, интересную музыку. Для этих целей я беру интересные стихи у достойнейших наших современных поэтов, какие-то пишу сам (довольно редко), иногда обращаюсь к уже классическим произведениям, как нашим, так и зарубежным. Также не боюсь использовать неординарные ходы и инструменты. При этом я стараюсь, чтобы порог вхождения в моё песенное творчество отсутствовал. Невыполнимая, конечно, задача, но мы над этим работаем.

Ты помнишь первое написанное тобой произведение? Первую песню?

О да! Я помню этот кошмар!
(смеётся) Мне было лет... одиннадцать? Тринадцать? Что-то такое... Она была написана в пику родне, которая смотрела по "Первому каналу" какой-то праздничный музыкальный фаст-фуд. Меня тогда уже "покусал" Шевчук, и я не в самых лестных выражениях высказался про то блестящее и безвкусное, что творилось на экране. На что мне резонно возразили, мол, не нравится? Сделай лучше!
Ну, я пошёл в соседнюю комнату и минут за двадцать написал свою первую песню. Я помню её до сих пор, но никогда никому не спою. Человечеству и так не легко, не хочу усугублять!

Как у тебя пишутся песни - быстро или медленно?

В подавляющем случае песни пишутся от текста. И очень быстро.
Я читаю стих. Если он сразу "отзывается", то достаточно просто взять гитару и исполнить то, что было заложено в тексте. Так появляется основа, а всю аранжировку я додумываю уже во время записи.
Но иногда я специально придумываю себе некие "челленджи" для того, чтобы отсечь самую малую возможность самоповторов. Например начать работу над музыкой не с гитары, а... с барабанов? с глюкофона? с виолончели? Мне такое очень нравится, позволяет держать в тонусе свои композиторские навыки.

-2

Как ты считаешь, к какому жанру можно отнести твоё творчество? Насколько вообще важно отнести артиста к определённой категории, жанру. Может, важнее его стиль?

В каком жанре я играю?
Это тот самый вопрос, который я никак не задам себе, потому что очень боюсь получить на него ответ.
Сложно. У меня скорее в песнях есть определённые, органичные моим песням паттерны, услышав которые можно определить моё авторство.
А жанр... Одно время я заявлял, что играю фолк-рок, но это так... Сегодня я играю фолк, с флейтой и варганом, через полгода я записываю масштабное тяжёлое пятиминутное полотно, где хрипят перегруженные гитары, звенят исторические английские колокола и почти не слышно им вторит челеста, а что будет ещё через полгода, уж только Древним Богам известно.
Мне жанры вообще не интересны. Это как писать песни, например, не используя на нотном стане диезы и бемоли. Можно с подобными ограничениями написать песню? Можно, конечно. Но зачем?
Интереснее, на мой взгляд писать много разнообразной музыки.
Удивлять слушателя.
"Может важнее его стиль?" - спрашиваешь ты меня, а я тебе отвечаю, что без своего собственного стиля, без индивидуальности, нет и не может быть музыкального проекта, который выступает для кого-то, кроме "стаи товарищей".
Кто придёт на твой концерт, если ты не интересен? И зачем?

Если бы тебя попросили выбрать три свои главные песни, то какие это будут песни?

Не могу однозначно назвать три главные на все времена, могу только главные на этот период времени. Сто процентов - спроси ты у меня этот же вопрос через год, да черт побери, даже через пол-года! И ответ скорее всего будет отличаться. А так....
"Мой гроб ещё шумит в лесу" - это песня-мем, через которую меня находит львиная доля слушателей. И всего бы этого не было, если бы не один чешский поэт. Спасибо Франтишеку Грубину за отличные стихи!

Франтишек Грубин (род. 17 сентября 1910 г. Прага — ум. 1 марта 1971 г. Ческе-Будеёвице) — чехословацкий писатель, поэт и киносценарист
Франтишек Грубин (род. 17 сентября 1910 г. Прага — ум. 1 марта 1971 г. Ческе-Будеёвице) — чехословацкий писатель, поэт и киносценарист

"Капитаны" - это драйвовый боевик на стихи Николая Гумилёва. К сожалению пока не существует студийной аудиозаписи, отражающей её актуальную музыкальную итерацию, но на следующем большом альбоме она обязательно будет. А пока можно и нужно приходить и слушать её на концертах.

Николай Степанович Гумилёв (3 [15] апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, Петроград) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист. Первый муж Анны Ахматовой, отец историка Льва Гумилёва.
Николай Степанович Гумилёв (3 [15] апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, Петроград) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист. Первый муж Анны Ахматовой, отец историка Льва Гумилёва.

"Воздух" - эта песня помогла мне над многим поразмыслить и в конце концов привела к визуальной концепции, которой я в последнее время следую.

Твои песни очень романтичны. Романтизм - неотъемлемая часть искусства?

Не всего искусства на планете, но моего музыкального - безусловно. Мои песни - они для целеустремлённых романтиков.

Как ты думаешь - артисту лучше существовать независимо или в рамках большого бизнеса с большими деньгами?

Ну...независимо я уже пробовал, теперь если кто-то вдруг надумает озолотить меня - милости прошу! (смеётся)

Ты бы мог написать песню на заказ? Если да, то при каких вводных?

Да, у меня уже был такой опыт. Заказчика я называть не буду, скажу только, что она осталась довольна.
Вводные могут быть любыми, главное, чтобы я располагал для этого временем. И пока я не очень хорош в написании полностью электронных композиций.

-5

Зачем человеку петь? Это ведь нелогично...

О-о-о! Вот здесь я прям не соглашусь!
С самого начала цивилизационного пути человека, его сопровождали обрядовые песни. Даже раньше ещё. Когда человек рад - он поёт. Когда человек грустит - песни тоже грустные.
Насколько я в курсе последних палеонтологических находок, даже у неандертальцев существовали примитивнейшие, предположительно, ритуального назначения вещи. А создать изделие, когда ты неандерталец - это очень сложно. Гораздо проще спеть песню, но это нельзя не подтвердить, не опровергнуть.
Все испытывают эмоции. И животные и люди. И когда эмоции сильные - начинается песня.

Когда в последний раз ты встречал рассвет?

Я "сова" и встречать рассвет для меня - пытка. Так что нечасто и надеюсь, что так продолжится и впредь. Мне ближе выйти ночью на крыльцо с кружкой кофе по-ирландски.

-6

Назови пять важных для тебя исполнителей/композиторов?

"Операция Пластилин", "Оргия Праведников", "Jethro Tull", "Ministry", "Красные Звёзды".

Назови пять важных для тебя книг.

Я наверное лучше назову пять важных для меня авторов. Умберто Эко, Алексей Иванов, Владимир Сорокин, Терри Пратчетт, Джо Аберкромби.

Назови пять важных для тебя фильмов.

"Эквилибриум", "Области Тьмы", практически все фильмы Гильермо дель Торо, "Стар Трек: Возмездие", "Generation П".

Если бы можно было попасть в любую эпоху (в прошлое или в будущее) и встретиться с кем угодно, с кем бы ты хотел встретиться и поговорить?

В первую очередь, я полетел бы к себе самому лет на пятнадцать назад и очень долго и вкрадчиво с самим собой разговаривал. Разъяснял. Рассказывал. Может быть, отвесил самому себе хорошего тумака.
Ну а потом я бы с удовольствием посетил все возможные времена и эпохи в максимально хаотичном порядке.

"The Beatles" или "The Rolling Stones"?

"Роллинги" мне никогда не нравились, да и "Битлы", честно признаться, тоже. Вот если бы стоял выбор между "Led Zeppelin" или "Black Sabbath"...я бы выбрал "Jethro Tull"!

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#музыка #интервью #статьи #дзен #эксклюзив #спб #рок #бардовскаяпесня #фолкрок #новаямузыка