Редакция Елены Шубиной уже не раз радовала сборниками рассказов разных авторов, объединенных одной темой. Как ясно из названия, в этот раз составители (Сергей Шаргунов, Роман Сенчин) собрали под одной обложкой рассказы современных авторов о Сибири.
Рассказать о Сибири
Понятно, что Сибирь настолько огромная и разная, что рассказать о ней одним сборником сложно. Об этом предупреждает ещё предисловие:
Даже столь пестрый сборник не может передать огромность и многообразие той, кому посвящены эти тексты. <...> Эта книга возможна во множестве томов.
С. Шаргунов "Гравитация Сибири"
И все же я никак не ожидала, что в книге окажется всего 18 рассказов. (Для сравнения: "Москва Место встречи" - 32 автора, "В Питере жить" - 35).
Сборник разделен на 3 части по 6 рассказов.
Часть I Вспоминая
Это воспоминания тех, кто провел детство и юность в Сибири, но давно здесь не живет. Для кого Сибирь - перевернутая страница.
Самыми запоминающимися в этом разделе для меня были рассказы Романа Сенчина "Моя Тува" и Ярославы Пулинович "Город безымянных улиц".
"Моя Тува" интересен как другая реальность, отличная от региона, в котором я выросла. Доходный и трудоемкий ковыльный промысел (вы слышали о таком? Из ковыля изготавливали кисти, чтобы белить потолки), острая межнациональная рознь, выкосившая ровесников автора...
А "Город безымянных улиц" стал для меня самым узнаваемым, хотя и расположен на Севере. Это рассказ о детстве, которое вне географии, - с дружбой навек, неистощимой фантазией на игры и чудом первой любви.
Часть II Открывая
Самая колоритная и вдохновляющая часть сборника. Ее авторы приезжали в Сибирь работать или путешествовать.
Путешествие без багажа, думаю, это то, что должно периодически случаться с каждым человеком. Это когда едешь в никуда - без брони, трансферов и с чисто приблизительным планом действий.
Так путешествует Наталия Клевалина, автора рассказа "Духи и я" - она отправляется в Туву учиться шаманскому искусству.
Не менее спонтанно - автостопом - путешествуют по Алтаю герои рассказа Ирины Богатыревой "Звезды на Телецким".
Очень интересно рассказывают о своей работе в заповедниках Байкала и Алтая, о людях, с которыми свела эта работа, Илья Кочергин в "Чувствительности к географии" и Олег Ермаков в "Восхождении в Сибирь".
Рассказ Василия Авченко Станция Зилово" с рассуждениями о забайкальских топонимах поначалу показался скучным, как вдруг автор поделился весьма интересным наблюдением:
И историю, и географию мы узнаем и знаем, по большому счету, через литературу. Именно она дает возможность почувствовать далекие места своими, близкими - будь то катаевская Одесса, пусть и ставшая теперь заграницей, бажовский Урал, распутинская Ангара или астафьевскией Енисей.
Как это верно, согласны? А дальше ещё более интересный вывод:
Если местности нет в хорошей книге, прочитанной и усвоенной страной, - считай, этой местности нет вообще. Допустим, Колыма в нашей литературе присутствует, - а кто знает Яну, Алазею или Оленёк, которые в Европе вполне тянули бы на статус "великих рек"? <...> Культурное освоение территории не менее важно, чем военное, административное, демографическое и экономическое. В этом смысле остров Сахалин по-настоящему открыл и присоединил к России не моряк Невельской, при всем уважении к его подвигам, а писатель Чехов.
Часть III Погружаясь
Здесь четче всего звучат голоса людей, проживших в Сибири всю жизнь.
Михаил Тарковский рассказом "В зимнем створе" переносит в астафьевские места, где говорят непривычным, но по книгам уже таким знакомым языком (прилагается Енисейский словарик). И совершенно понятно, почему это описание трудной жизни в суровой природе - отрывок из сценария к фильму "Счастливые люди".
Евгений Попов в рассказе "Сибирь" пытается осмыслить, что вообще такого особенного в этом регионе (хотя не только он пытается, конечно) и напоминает нам, что это и есть те самые "места не столь отдаленные", где, в отличие от крупных городов центральной России, отсидевший вовсе не изгой общества.
И где действительно была и есть романтика, как бы ни было опошлено это слово к концу 60-х прошлого коммунистического века, когда оно означало, что молодежь для того только и создана, чтобы, покинув хоть и скудную, но городскую инфраструктуру, практически бесплатно или за советские гроши вкалывать на комарах или на морозе во имя туманного светлого будущего, которое уже не за горами.
Завершает эту часть и весь сборник документальный рассказ Андрея Антипина "Две реки. Две судьбы" - 2 истории коренных жителей села Подымахино Иркутской области, мужа и жены. А в них история всей страны. И невозможно читать без внутренних слез.
Вот такая книга. Сказано много, но мне оказалось мало. Осталось ощущение, что она действительно должна быть написана в нескольких томах.