Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Не царь, не им­пе­ра­т­ри­ца -- си­во­ла­пый му­жик сто­ял у штур­ва­ла им­пе­рии". Как сбылось пророчество Распутина

Оглавление
Источник фото: arzamas.academy
Источник фото: arzamas.academy

Жизнь и смерть свя­то­го чёр­та Гриш­ки Рас­пу­ти­на. Часть последняя.

Предыдущая - ЗДЕСЬ⤵️

Аго­ния

К 1916 го­ду Рас­пу­тин с его не­ог­ра­ни­чен­ным, про­с­то фан­та­сти­че­с­ким вли­я­ни­ем на цар­скую се­мью до­с­тал всех. Ни для ко­го не бы­ло се­к­ре­том, что толь­ко бла­го­да­ря ему ряд афе­ри­стов на­грел ру­ки в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны на по­став­ках бо­е­при­па­сов, про­ду­к­тов, ме­ди­ка­мен­тов. Имен­но он пре­до­с­та­вил ца­ри­це тай­но­го бан­ки­ра – Ру­бин­штей­на (за это зна­ком­ст­во в рас­пу­тин­ский кар­ман пе­ре­ко­че­ва­ла су­ма­сшед­шая сум­ма), че­рез ко­то­ро­го Аликс от­пра­в­ля­ла день­ги из гос­каз­ны сво­им об­ни­щав­шим в го­ды вой­ны не­мец­ким род­ст­вен­ни­кам.

Гриш­ки­ны не­скон­ча­е­мые пья­ные де­бо­ши, по­гро­мы и op­гии при­во­ди­ли в ужас жи­те­лей Пе­тер­бур­га. На всех уг­лах обы­ва­те­ли шу­шу­ка­лись о его по­стель­ных от­но­ше­ни­ях с ца­ри­цей. По ру­кам хо­ди­ли по­хаб­ные ка­ри­ка­ту­ры, на ко­то­рых Ни­ко­лай с оза­бо­чен­ным ви­дом из­ме­рял Рас­пу­ти­ну его муж­ское до­с­то­ин­ст­во. Боль­ше­ви­ки до­воль­но по­ти­ра­ли ру­ки – все шло как нель­зя луч­ше. Ав­то­ри­тет мо­нар­хии был не­по­пра­ви­мо по­дор­ван. Не царь, не им­пе­ра­т­ри­ца -- си­во­ла­пый му­жик сто­ял у штур­ва­ла им­пе­рии.

Рас­пу­тин стал ко­стью в гор­ле Рос­сии. Оли­це­тво­ре­ни­ем ца­ря­ще­го ха­о­са и аго­нии. Ка­ж­дое на­зна­че­ние в верх­нем эше­ло­не пра­ви­тель­ст­вен­ных служб, в вер­хуш­ке Цер­к­ви, про­хо­ди­ло че­рез ру­ки Гриш­ки. Го­мoce­к­су­а­ли­сты ста­но­ви­лись ие­рар­ха­ми. Не­го­дяи и каз­но­кра­ды – ми­ни­ст­ра­ми. За 16 ме­ся­цев (с ию­ля 1915 г.) Рос­сия пе­ре­жи­ла не­слы­хан­ную ми­ни­стер­скую че­хар­ду: сме­ни­лось че­ты­ре пре­мьер-ми­ни­ст­ра, пять ми­ни­ст­ров вну­т­рен­них дел, че­ты­ре ми­ни­ст­ра сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, три во­ен­ных ми­ни­ст­ра...

Идея убий­ст­ва Рас­пу­ти­на как един­ст­вен­ный спо­соб спа­се­ния стра­ны бу­к­валь­но но­си­лась в воз­ду­хе. В днев­ни­ке дво­ю­род­но­го бра­та Ни­ко­лая – кня­зя Дми­т­рия по­я­в­ля­ют­ся про­ро­че­с­кие стро­ки:

«На­ша ро­ди­на не мо­жет быть уп­ра­в­ля­е­ма ста­в­лен­ни­ка­ми по без­гра­мот­ным за­пи­с­кам гряз­но­го и рас­пут­но­го му­жи­ка. Это при­ве­дет ди­на­стию Ро­ма­но­вых к ка­та­ст­ро­фе».

Не пу­ли тер­ро­ри­стов-ре­во­лю­ци­о­не­ров, не не­мец­кие сна­ря­ды, а са­мо су­ще­ст­во­ва­ние это­го че­ло­ве­ка гро­зи­ло раз­ру­шить од­ну из ве­ли­чай­ших ми­ро­вых им­пе­рий. Оп­по­зи­ция, об­ще­ст­во, двор -- все тщет­но бо­ро­лись с му­жи­ком из без­ве­ст­но­го се­ла. Смер­ти его жа­ж­да­ли все. Рас­пу­тин был об­ре­чен...

Он сам это пре­кра­с­но по­ни­мал. Пе­ре­жив к то­му вре­ме­ни уже два по­ку­ше­ния, Рас­пу­тин то­пил свой страх в ал­ко­го­ле и раз­ну­з­дан­ных op­ги­ях, кри­ча при­хле­ба­те­лям: «Убь­ют, убь­ют ме­ня греш­но­го. И то­г­да все без ме­ня про­па­де­те». В де­ка­б­ре 1916-го, не­за­дол­го до сво­ей кон­чи­ны, Гриш­ка пи­шет про­ро­че­с­кое пись­мо, ко­то­рое бы­ло оформ­ле­но ад­во­ка­том и пе­ре­да­но им­пе­ра­т­ри­це Але­к­сан­д­ре Фе­до­ров­не:

"Царь зе­м­ли Рус­ской, -- ес­ли ты ус­лы­шишь звон ко­ло­ко­ла, ко­то­рый воз­ве­с­тит те­бе, что Гри­го­рий убит, ты дол­жен знать: ес­ли это бу­дет твой род­ст­вен­ник, ко­то­рый при­чи­нил мне смерть, то­г­да ни­кто из тво­ей се­мьи, ни­кто из тво­их де­тей или род­ных не ос­та­нет­ся в жи­вых, не прой­дет и двух лет, и все они бу­дут уби­ты рус­ским на­ро­дом..."

Про­ро­че­ст­во сбу­дет­ся. Рас­пу­ти­на убь­ют род­ст­вен­ни­ки Ни­ко­лая, а уже в ию­ле 1918-го не ста­нет и цар­ской се­мьи.

Из­го­ня­ющие дья­во­ла

Лю­дей, пря­мо или ко­с­вен­но за­ме­шан­ных в убий­ст­ве Рас­пу­ти­на, бы­ли де­сят­ки. Но глав­ных убийц -- трое. Ини­ци­а­то­ра­ми за­го­во­ра ста­ли князь Фе­ликс Фе­ли­к­со­вич Юсу­пов (муж им­пе­ра­тор­ской пле­мян­ни­цы), Вла­ди­мир Ми­т­ро­фа­но­вич Пу­риш­ке­вич (де­пу­тат IV Го­су­дар­ст­вен­ной ду­мы, из­ве­ст­ный сво­и­ми ульт­ра­кон­сер­ва­тив­ны­ми взгля­да­ми) и ве­ли­кий князь Дми­т­рий Па­в­ло­вич (дво­ю­род­ный брат им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая). Имен­но эта тро­и­ца раз­ра­бо­та­ла де­таль­ный план ус­т­ра­не­ния Гриш­ки, ис­поль­зо­вав в ка­че­ст­ве при­ман­ки же­ну Фе­ли­к­са Ири­ну.

Ра­ди это­го пре­сту­п­ле­ния Юсу­пов пе­ре­де­лал под­вал особ­ня­ка на Мой­ке, пре­вра­тив его в изы­скан­ную сто­ло­вую. За­па­с­лись ору­жи­ем – ре­воль­ве­ра­ми, ка­с­те­та­ми, ядом. В лю­би­мой Гриш­кой ма­де­ре рас­тво­ри­ли ци­а­ни­стый ка­лий. На­тол­ка­ли яд и в пи­ро­ж­ные с ро­зо­вым кре­мом. На сто­ле за­го­вор­щи­ки спе­ци­аль­но раз­бро­са­ли ос­тат­ки еды, что­бы у гос­тя со­з­да­лось впе­чат­ле­ние, что да­мы вме­сте с Ири­ной толь­ко что вста­ли из-за сто­ла и че­рез не­сколь­ко ми­нут вер­нут­ся. Ко­г­да все бы­ло го­то­во, Юсу­пов по­ехал за Рас­пу­ти­ным...

Рас­пу­тин съел не­сколь­ко пи­ро­ж­ных, вы­пил две рюм­ки с ядом и... про­дол­жал спо­кой­но ве­с­ти бе­се­ду. То­г­да за­го­вор­щи­ки при­ня­ли ре­ше­ние при­стре­лить Гриш­ку. Пер­вым стре­лял Юсу­пов. Пу­ля по­па­ла жер­т­ве в грудь. За­ры­чав, Гриш­ка упал на пол. Поз­же Пу­риш­ке­вич опи­шет как все бы­ло.

«Нам пред­ста­ви­лась сле­ду­ю­щая кар­ти­на: пе­ред ди­ва­ном на шку­ре бе­ло­го мед­ве­дя ле­жал уми­ра­ю­щий Гри­го­рий Рас­пу­тин, а над ним, дер­жа ре­воль­вер в пра­вой ру­ке, за­ло­жен­ной за спи­ну, со­вер­шен­но спо­кой­ным сто­ял Юсу­пов, с чув­ст­вом не­пе­ре­да­ва­е­мой га­д­ли­во­сти вгля­ды­ва­ясь в ли­цо им уби­то­го "стар­ца". Кро­ви не бы­ло вид­но; оче­вид­но, бы­ло вну­т­рен­нее кро­во­из­ли­я­ние, и пу­ля по­па­ла Рас­пу­ти­ну в грудь, но не вы­шла».

Ка­за­лось, Рас­пу­тин мертв, но ко­г­да спу­с­тя пол­ча­са Юсу­пов по­до­шел к Гриш­ке, тот вдруг от­крыл гла­за, по­смо­т­рел на сво­его убий­цу и чет­ко ска­зал: «А ведь зав­т­ра, Фе­ликс, ты бу­дешь по­ве­шен…» За­тем мгно­вен­но вско­чил с по­ла и вце­пил­ся Юсу­по­ву в гор­ло. Еле-еле кня­зю уда­лось рас­це­пить гриш­ки­ны паль­цы. Рас­пу­тин же ки­нул­ся бе­жать, кри­ча на хо­ду: «Все ска­жу ца­ри­це!" Пу­риш­ке­вич че­ты­ре раза стре­лял в не­го уже на ули­це, по­пал в спи­ну и го­ло­ву, за­тем под­бе­жал и уда­рил упав­шую жер­т­ву в ви­сок. Что­бы быть уве­рен­ны­ми, что Свя­той черт опять не ожи­вет, убий­цы раз­моз­жи­ли ему ви­сок ги­рей, от­вез­ли к Не­ве и за­тол­ка­ли в про­рубь, под лед.

Те­ло бы­ло най­де­но че­рез три дня. Ко­г­да про­из­ве­ли вскры­тие, вы­яс­ни­лось, что в мо­мент уто­п­ле­ния Рас­пу­тин еще жил: его лег­кие бы­ли пол­ны во­ды. Вот как пи­шет в сво­ей кни­ге Эд­вард Рад­зин­ский:

«На­ка­ну­не Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, 19 де­ка­б­ря 1916 го­да, в Пе­т­ро­гра­де на ре­ч­ке Ма­лая Нев­ка всплыл труп - по­кры­тый ле­дя­ной кор­кой, с изу­ро­до­ван­ным ли­цом. По­ра­жа­ли ру­ки -- свя­зан­ные ру­ки бы­ли под­ня­ты. Буд­то там, по­до льдом, из­би­тый и про­стре­лен­ный че­ло­век все еще жил, все пы­тал­ся ос­во­бо­дить­ся от пут... Мно­же­ст­во лю­дей с фля­га­ми, кув­ши­на­ми и ве­д­ра­ми ус­т­ре­ми­лись в те дни к ре­ке. Они чер­па­ли во­ду, где еще не­дав­но пла­ва­ло страш­ное те­ло, они слов­но на­де­я­лись за­черп­нуть с во­дой и дья­воль­скую, не­прав­до­по­доб­ную си­лу это­го та­ин­ст­вен­но­го че­ло­ве­ка, о ко­то­ром зна­ла вся Рос­сия...»

Было интересно? Подпишись на наш канал и читай:

Дми­т­рий Лы­ч­ков­ский, глав­ный ре­да­к­тор жур­на­ла «Па­т­рон» - для "Лилит" (с)