Жизнь и смерть святого чёрта Гришки Распутина. Часть 3я. Предыдущая - ЗДЕСЬ
Распутин и последние Романовы – неразделимы. Без мистически настроенной императорской четы, без их навязчивого желания всегда держать под рукой кого-то из юродивых, праведников и новых апостолов не было бы ни Распутина, ни того гнусного явления, которое народ окрестил распутиновщиной.
1894 год. На 50-м году жизни скончался император Всея Руси Александр Третий. На престол взошел его сын Николай, последний царь династии Романовых. И, скажем без обиняков, -- самый слабый монарх за всю историю российского самодержавия.
Умственными способностями наследник престола, мягко говоря, не блистал. Даже его отец с сожалением отмечал: «Увы, у Николя совсем детские суждения». Лучшей же характеристикой личности императора является дневник, который он исправно вел с 1877 года. В нем он отмечал архиважные, с его точки зрения, события. Таких было немало:
- 28 мая 1905 г.: "ездил на велосипеде и убил 2 ворон»,
- 2 февраля 1906 г.: "гулял и убил ворону»,
- 8 февраля 1906 г.: "гулял долго и убил две вороны".
- Или -- «Обедали у Черевени: он, бедный, совершенно надрызгался... Был картофель и Ольга к чаю...».
- «Проиграл 9 руб., потом весело ужинал с песнями...»,
- «Поехал к Бергамаско и снялся с Татьяною в разных положениях... Закусывал по обыкновению...
- "Вчера весело провел время. Выпили 125 бутылок шампанского".
Знаменитый генерал Драгомиров, дающий наследнику уроки тактики, первым вынес беспощадный диагноз: «Сидеть на престоле годен, но стоять во главе России неспособен». Наблюдательный экс-председатель Совета министров В.Н. Коковцев сформулировал то же самое более тактично:
"его образование недостаточно, и великие задачи, решение которых составляет его миссию, слишком часто выходят из пределов досягаемости его понимания. Он не знает ни людей, ни жизни».
Наконец в 1916-м в своих записках знаменитый Палеолог подведет черту:
"У Николая нет ни одного порока, но у него наихудший для самодержавного монарха недостаток: отсутствие личности. Он всегда подчиняется".
Не случайно в годы правления Николая в аристократических салонах становится весьма популярным анекдот: «И кому понадобилась конституция, ограничивающая монархию, когда мы уже десять лет имеем ограниченного царя?».
Справедливости ради надо сказать, что и сам Николай в глубине души осознавал свою профнепригодность в деле управления империей. Не случайно уже низложенный, он будет несказанно счастлив вести жизнь обыкновенного русского помещика -- колоть дрова, пить с семьей чай, возиться с детьми, листать в гамаке подшивку своего любимого журнала «Инвалид». А вот кто не мог смириться с потерей трона, так это его супруга – властная и взбалмошная Александра Федоровна, Аликс. Именно ее с полным основанием можно считать «архитектором распутиновщины». Именно она привила мужу мистицизм, веру в рок, высшие силы, которые в случае необходимости придут им на помощь.
Влияние жены на Николая было безмерным. Причин тому несколько. Во-первых, он действительно любил эту женщину. Во-вторых, будучи волевой, властолюбивой дамой, она легко подчиняла волю мужа своей, умело играя на его самолюбии. В этом легко убедиться по ее письмам. 13 декабря 1916 г:
"Как легко ты можешь поколебаться и менять решения, и чего стоит заставить тебя держаться своего мнения... Как бы я желала влить свою волю в твои жилы... Я страдаю за тебя, как за нежного, мягкосердечного ребенка, которому нужно руководство" (письмо ° 639 -- все свои письма к мужу она нумеровала).
Она всю жизнь требовала от него твердости, жесткости и воли в исполнении своих желаний:
"Будь тверд... помни, что ты император" (° 305 от 4 мая 1915 г.); "министры должны научиться дрожать перед тобой" (° 313 от 10 июня 1915 г.); "покажи депутатам кулак... яви себя государем! Ты самодержец, и они не смеют этого забывать" (° 351 от 11 сентября 1915 г.); "покажи всем, что ты властелин... Миновало время... снисходительности и мягкости" (° 631 от 4 декабря 1916 г.); "Россия любит кнут!" (° 639 от 13 декабря 1916 г.); "будь Петром Великим, Иваном Грозным, императором Павлом - сокруши их всех!" (° 640 от 14 декабря 1916 г.)...
В общем, по примеру большинства «первых леди» России Алекс упорно лезла в политику и постоянно науськивала мужа на всех, кто осмеливался усомниться в императорском всезнании и величии. Своего она добилась -- внутренняя и внешняя политика России всецело управлялась ее прихотями.
Продолжение скоро, подпишись на наш канал и читай:
Дмитрий Лычковский, главный редактор журнала «Патрон» - для "Лилит" (с)