Найти тему
Белый Шрифт

Дом Черепов в Чайоню-Тепеси

Версия о человеческих жертвоприношениях в Чайоню напрашивается сама собой, когда читаешь описание находок – здесь и рельефное изображение черепа на стене и каменная плита со стоком и каменный нож. И всё это ещё и обильно покрыто человеческой кровью. И это не считая аккуратных кучек человеческих костей под полом. Но это не точно.

Расположенный у истоков реки Тигр, Чайоню был заселён с конца 10-го тыс. и до конца 7-го тыс. до н.э. Уже в первой половине 10-го тыс. до н.э. его жители помимо охоты на диких животных активно занимались сбором и хранением дикорастущих злаковых и бобовых растений. К середине 9-го тыс. до н.э. они предположительно возделывали пшеницу, и вполне определённо разводили коз и овец.

Изображение из открытых источников сети интернет
Изображение из открытых источников сети интернет

С конца 10-го тыс. и до 9 400-х гг. до н.э. в Чайоню преобладают округлые глинобитные дома, диаметром 4-5 метров, на низком каменном фундаменте.

Изображение из открытых источников сети интернет
Изображение из открытых источников сети интернет

Начиная с 9 400-х гг. до н.э. в Чайоню начинают применяться всё новые архитектурные приёмы. Здания приобретают строго прямоугольную форму со стенами из сырцового кирпича на развитом каменном фундаменте. Появляются сооружения общественного и ритуального назначения, с установленными в них стелами и скамьями у стен. С 9 000-х гг. до н.э. жители Чайоню начинают мостить каменными плитами и украшать мозаикой пол в таких зданиях. А позднее выкладывать булыжником дорожки и площадь в поселении.

Изображение из открытых источников сети интернет
Изображение из открытых источников сети интернет

Одним из ритуальных зданий и был «Дом Черепов», неоднократно перестраивавшийся на протяжении с начала 10 тыс. и до середины 9 тыс. до н.э. «Дом Черепов» был размером 7 на 8 метров, из нескольких помещений с примыкающим двором. Непосредственно в самом «Доме» находились каменные стелы, каменная плита и вырезанный в полу сток. И на плите и на стенках стока и на найденном там же каменном ноже имелись следы крови человека и крупного рогатого скота. В довершении картины в подпольных хранилищах были найдены 70 черепов и отдельные части скелетов ещё 400 человек.

Фундамент того самого "Дома Черепов" Изображение из открытых источников сети интернет
Фундамент того самого "Дома Черепов" Изображение из открытых источников сети интернет

Но утверждать о существовании в Чайоню культа человеческих жертвоприношений, просто перенесение на седую древность современных представлений. Уже в самом Чайоню в жилых постройках были открыты как первичные, так и вторичные захоронения. В «мастерских» были так же найдены фрагменты человеческих черепов. Да и нельзя сбрасывать со счетов распространённые в то время на Ближнем Востоке погребальные особенности – это захоронение под полом дома и разнообразные вторичные погребения. Последние имели многочисленные местечковые особенности – перезахоронение через некоторое время всех костей, изъятие и хранение отдельно черепа, подхоронение останков одного человека в могилу другого, или предварительное очищение скелета от мягких тканей, что вероятней всего и происходило в «Доме Черепов».

Данная процедура, по всей видимости, происходит от ещё более древних первобытных ритуалов, призванных «помочь» умершему удалиться в загробный мир. Так как по представлениям первобытных обществ, дух покойного не может покинуть тело или удалиться от него, пока оно полностью не обесплотится, т.е. пока плоть полностью не исчезнет с костей и разложение не прекратиться. Последнее достигалось различными методами – просто длительным ожиданием полного разложения, вынесением тела хищным птицам или, как в случае с Чайоню, помощью высококвалифицированных специалистов, избавлявших покойного от уз бренной плоти и тем самым ускорявших его отбытие в страну вечной охоты.

Источники

Чайоню-Тепеси. Корниенко Татьяна Владимировна Большая Российская Энциклопедия

Пищевая и социальная сложность в Чайеню-Тепеси, юго-восточная Анатолия: стабильные изотопные доказательства дифференциации рациона в зависимости от практики погребения и пола в раннем неолите. Пирсон Дж., Гроув М., Озбек М., Хонго Х.

Сверхъестественное в первобытном мышлении. Люсьен Леви-Брюль