Ержан, вставай, пора восьмой студийник выпускать.
Дэймон Албарн таки собрался с мыслями и всеми нарисованными персонажами и выпустил восьмой студийный альбом под эгидой Gorillaz, который называется “Cracker Island”, и, дорогие друзья, тут всё очень неоднозначно.
Стоит начать с того, что Gorillaz всегда славились своей актуальностью в рамках музыкальных вкусов широкой публики: начало нулевых и трип-хоп – держите “Gorillaz”, середина нулевых и рэп – ловите “Demon Days”, начало десятых и поп – наслаждайтесь “Plastic Beach”. Эта цепочка выглядит как вопиющее желание вставить везде свой Feel Good и грести кэш с абсолютно разной аудитории. Но! В этом и была суть Gorillaz как проекта Дэймона Албарна: брать то, что популярно сейчас, и при этом добавлять, изменять или урезать что-то в этом популярном, имея своё видение и концепт всего происходящего. В последние годы мы стали свидетелями возрождения синти-попа, те же MGMT или Lorde, к которому решил и сейчас приложиться Дэймон через руки и рты всех участников Gorillaz. И как-то вот все не эдак.
Первыми вышли несколько синглов, в том числе Craker Island, New Gold и Skinny Ape (про AR концерт последнего мы уже писали тут), как бы являясь трейлером всего того, что мы услышим на предстоящем альбоме. Как известно, в трейлерах чаще всего показывают самые интересные моменты будущего произведения, и тут, к сожалению, вышло именно так.
Не сказать что альбом плохой: всё те же запоминающиеся мелодии, меланхоличный и не всегда чистый вокал 2-D и всё тот же высочайший уровень продакшна - в итоге это всё сливается в однообразное звучание, которое похоже на то, что не вошло в “Plastic Beach” десять лет назад, будто это упрощенная версия альбома 2013 года.
Еще и проблема с гостевыми исполнителями: сначала мы имеем идеальное попадание Thundercat своей бас-гитарой и подпевками в заглавный трек “Cracker Island”, а затем абсолютно серое и неотличимое от тысяч других латинских треков присутствие Bad Bunny на “Tormenta”. Причем, кстати, фит с Bad Bunny предназначался для второго сезона Song Machine, где Gorillaz делают совместные треки с огромным спектром исполнителей из разных жанров и стран, и если честно, лучше бы он там и остался. Gorillaz всегда любили экспериментировать с жанрами и исполнителями: закидывали Del The Funkee Homosapien, который никогда не работал минималистичными инструменталами, на трип-хоп “Clint Eastwood”, приглашали Лу Рида, который всю жизнь в основном занимался разными узкими вариациями рок-музыки, для совместной работы над нойз-поповым “Some Kind Of Nature”. И на самом деле странно видеть, как имея опыт и в большинстве своём отличный подбор артистов для коллабораций можно было так сильно не попасть несколько раз в рамках одного релиза.
Что же в итоге? Ну, это однозначно не худший альбом Дэймона Албарна под эгидой Gorillaz, но и до идеала тоже далеко. Безусловно, каждый артист делает что хочет и как хочет, но, выражая субъективное мнение, Дэймон будто со времен работы над “Plastic Beach” не трогал синтезаторы и забыл, что на них можно более заковыристо и разнообразно исполнять свои задумки. Фиты – местами очень хорошо, местами очень мимо, иногда вообще не понимаешь, что это был фит, пока не прочитаешь исполнителей. Да и концепт тяжело прослеживается… Ах да, концепт же есть у альбома!
Два культа: Last Cult и Forever Cult, которые борятся за последователей. Первый организован Мёрдоком и участниками Gorillaz в июле 2022 года, когда они жили в Лос-Анджелесе, а второй культ был создан соседкой Мёрдока. На этом пока всё. Альбом, на первый взгляд, вообще от слова совсем не раскрыл свою литературную задумку, но при этом отлично с этим справляются музыкальные клипы. Сначала выходит “Cracker Island”, который показывает допрос всех участников Last Cult’а полицией. Не дается никакой предыстории, только в одном из моментов клипа показывают телевизор, где в новостях сообщают, что под буквами “Hollywood” произошло какое-то оккультистское событие, что дает намёк на произошедшее ранее. А затем выходит клип на “Silent Running”, который рассказывает, что участники Last Cult оказались на допросе, после того как спасли 2-D от принесения в жертву какому-то нечто участниками Forever Cult. И хочется верить, что со временем через музыкальные клипы и прочие медийные активности Дэймон Албарн также раскроет свою художественную задумку.
Вот теперь точно стоит кратко подвести итоги: альбом приятный уху, но бóльшая часть сливается в одно большое синтезаторное с «бум-туц» ударными. При этом всём “Skinny Ape” – очень крутая версия психодел-панка в XXI веке, a “Cracker Island” – эталон попсы в 2023 году. Концепт плохо раскрыт музыкой, но, учитывая любовь Дэймона к музыке как базе для других видов искусства, он точно раскроется другим способом. Стоит послушать, очень даже приятно, но не запоминается ничего кроме 2-3 треков.
Ержан, ты выпустил средний альбом, иди ещё поспи.