Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

«Полярная болезнь» и другие спектакли Марины Брусникиной

Режиссер Марина Брусникина – проводник современной поэзии, прозы, драматургии на сцене Московского Художественного театра. Она автор проектов «Ночь поэзии» и «Круг чтения», сокуратор экспериментальной лаборатории АРТХАБ, направленной на поиск новых для МХТ драматургов и режиссеров. Глубокий и искренний интерес к современным текстам, умение разглядеть то, что еще только возникает на художественном поле, услышать интонацию сегодняшнего дня, делают ее спектакли особенно существенными для репертуара МХТ.

Рассказываем о постановках Марины Брусникиной, которые можно увидеть в Художественном театре в оставшиеся дни февраля и в марте.

Сцена из спектакля "Полярная болезнь"
Сцена из спектакля "Полярная болезнь"

«Полярная болезнь» Марии Малухиной

Малая сцена, 10, 29 марта

Одна из недавних премьер текущего сезона. «Полярная болезнь» – это история о трех женщинах, которые едут торговать в отдаленные поселки Крайнего Севера. Татьяна, Валя и Люба – у каждой из них своя причина оставить дом и, надеясь только на себя, кочевать по вечной мерзлоте под Полярной звездой. Однако это пьеса – вовсе не бытовая, ведь кроме людей, в ней действуют и духи Севера, подлинные хозяева этих мест. Духи, которые привносят в ослепительную белизну холодного пространства яркие краски и даже юмор.

Вот что говорит о спектакле сама Марина Брусникина: «Мария Малухина – очень талантливый современный автор. В пьесе “Полярная болезнь” есть живые характеры, точно прописанные, узнаваемые персонажи – это хорошо придуманная драматическая история. Тут есть, что играть актрисам, которых давно люблю и уважаю: в нашем спектакле заняты Дарья Юрская, Ольга Литвинова, Янина Колесниченко, Юлия Чебакова, Алена Хованская.

Одновременно этот текст очень попадает в тебя по ощущению современности, хотя вроде бы сюжет разворачивается в девяностые годы, и Мария пишет про челночниц. Но на самом деле “Полярная болезнь” – про то, что происходит с нами сегодня, про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности – а что же будет дальше? Ты читаешь пьесу и думаешь: да, так было, и это тоже пережили, и всё равно выжили. Вот это ощущение женской силы, которая все преодолевает, показалось мне очень нужным сегодня».

Сцена из спектакля "Пролетный гусь"
Сцена из спектакля "Пролетный гусь"

«Пролетный гусь» по прозе Виктора Астафьева

Малая сцена, 28 февраля, 3 марта

Легендарный спектакль, двадцатилетие которого мы отметили в прошлом сезоне. Вот уже двадцать лет зрители на нем не скрывают слез, переживая то, ради чего, собственно и существует искусство, – катарсис, то есть чувство очищающего сострадания.

В чем загадка этого спектакля? Почему два рассказа Виктора Астафьева – «Пролетный гусь», о трагической судьбе молодого фронтовика и его семьи после войны, и «Бабушкин праздник» о том, как родственники собрались в деревне на дне рождения бабушки, – производят сегодня такое впечатление? Наверное, потому, что этот спектакль вызывает сильнейшее чувство сопричастности к истории страны. А еще потому, что хоть десятилетия и летят стремительно, но по сути ничего не меняется: по-прежнему достойных и честных людей прессуют, выдавливают из жизни, а когда сейчас ты встречаешься с родными, то эта радость часто окрашивается грустью.

«Ты не можешь не сделать этот спектакль», – так сказал Олег Павлович Табаков двадцать один год назад Марине Брусникиной. По ее словам, прикосновение к этой прозе было как электрический разряд. Ее постановка – очень простая, лишенная эффектных декораций – это тоже электричество.

Сцена из спектакля "Офелия боится воды"
Сцена из спектакля "Офелия боится воды"

«Офелия боится воды» Юлии Тупикиной

Малая сцена, 26 марта

В этой трагикомедии об одном семейном кризисе (сын-подросток бунтует, муж выпивает, жена увлекается другим мужчиной) присутствуют шекспировские мотивы. Именно они придают вполне бытовой истории иное измерение. В центре сюжета Гера – Гертруда – пожилая свекровь главной героини Лии (Дарья Юрская). В сознании Геры давно перепутались реальность и фантазия, играет ее легендарная Наталья Максимовна Тенякова, и это, безусловно, нужно видеть!

Марина Брусникина: «Эта история – трагикомедия о шекспировских страстях, кипящих в одной современной семье. О вечном стремлении человека к чему-то возвышенному и прекрасному, к истинной любви и счастью, к заданной Шекспиром высоте взаимоотношений, страстей и драм».

Сцена из спектакля "Боюсь стать Колей"
Сцена из спектакля "Боюсь стать Колей"

«Боюсь стать Колей» Ивана Андреева

Новая сцена, 16, 30 марта

Сюжет пьесы, написанной уральским драматургом Иваном Адреевым, разворачивается в плацкартном вагоне поезда Уфа – Екатеринбург. Главный герой Алик (Данил Стеклов) едет к невесте. Но жениться он не особенно хочет, да к тому же вагонные знакомства и рассказы наводят молодого человека на мысль о том, что создавать семью надо по любви. И что хорошо бы в этом важном вопросе не идти на поводу у окружающих, а прислушиваться только к себе, к своему сердцу. А еще в поезде иногда случаются встречи, которые переворачивают всю жизнь… В общем, острая, узнаваемая комедия нравов, с одной стороны, полная юмора, а с другой – вовсе не поверхностная. Ведь говорится в ней об очень серьезных вещах.

Фото Александры Торгушниковой, Олега Черноуса, Екатерины Цветковой

Сцена из спектакля "Полярная болезнь"
Сцена из спектакля "Полярная болезнь"

Генеральный спонсор — Банк ВТБ

#МХТ Камергерский, 3
#ВыбирайтеТеатр