Режиссер Марина Брусникина – проводник современной поэзии, прозы, драматургии на сцене Московского Художественного театра. Она автор проектов «Ночь поэзии» и «Круг чтения», сокуратор экспериментальной лаборатории АРТХАБ, направленной на поиск новых для МХТ драматургов и режиссеров. Глубокий и искренний интерес к современным текстам, умение разглядеть то, что еще только возникает на художественном поле, услышать интонацию сегодняшнего дня, делают ее спектакли особенно существенными для репертуара МХТ.
Рассказываем о постановках Марины Брусникиной, которые можно увидеть в Художественном театре в оставшиеся дни февраля и в марте.
«Полярная болезнь» Марии Малухиной
Малая сцена, 10, 29 марта
Одна из недавних премьер текущего сезона. «Полярная болезнь» – это история о трех женщинах, которые едут торговать в отдаленные поселки Крайнего Севера. Татьяна, Валя и Люба – у каждой из них своя причина оставить дом и, надеясь только на себя, кочевать по вечной мерзлоте под Полярной звездой. Однако это пьеса – вовсе не бытовая, ведь кроме людей, в ней действуют и духи Севера, подлинные хозяева этих мест. Духи, которые привносят в ослепительную белизну холодного пространства яркие краски и даже юмор.
Вот что говорит о спектакле сама Марина Брусникина: «Мария Малухина – очень талантливый современный автор. В пьесе “Полярная болезнь” есть живые характеры, точно прописанные, узнаваемые персонажи – это хорошо придуманная драматическая история. Тут есть, что играть актрисам, которых давно люблю и уважаю: в нашем спектакле заняты Дарья Юрская, Ольга Литвинова, Янина Колесниченко, Юлия Чебакова, Алена Хованская.
Одновременно этот текст очень попадает в тебя по ощущению современности, хотя вроде бы сюжет разворачивается в девяностые годы, и Мария пишет про челночниц. Но на самом деле “Полярная болезнь” – про то, что происходит с нами сегодня, про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности – а что же будет дальше? Ты читаешь пьесу и думаешь: да, так было, и это тоже пережили, и всё равно выжили. Вот это ощущение женской силы, которая все преодолевает, показалось мне очень нужным сегодня».
«Пролетный гусь» по прозе Виктора Астафьева
Малая сцена, 28 февраля, 3 марта
Легендарный спектакль, двадцатилетие которого мы отметили в прошлом сезоне. Вот уже двадцать лет зрители на нем не скрывают слез, переживая то, ради чего, собственно и существует искусство, – катарсис, то есть чувство очищающего сострадания.
В чем загадка этого спектакля? Почему два рассказа Виктора Астафьева – «Пролетный гусь», о трагической судьбе молодого фронтовика и его семьи после войны, и «Бабушкин праздник» о том, как родственники собрались в деревне на дне рождения бабушки, – производят сегодня такое впечатление? Наверное, потому, что этот спектакль вызывает сильнейшее чувство сопричастности к истории страны. А еще потому, что хоть десятилетия и летят стремительно, но по сути ничего не меняется: по-прежнему достойных и честных людей прессуют, выдавливают из жизни, а когда сейчас ты встречаешься с родными, то эта радость часто окрашивается грустью.
«Ты не можешь не сделать этот спектакль», – так сказал Олег Павлович Табаков двадцать один год назад Марине Брусникиной. По ее словам, прикосновение к этой прозе было как электрический разряд. Ее постановка – очень простая, лишенная эффектных декораций – это тоже электричество.
«Офелия боится воды» Юлии Тупикиной
Малая сцена, 26 марта
В этой трагикомедии об одном семейном кризисе (сын-подросток бунтует, муж выпивает, жена увлекается другим мужчиной) присутствуют шекспировские мотивы. Именно они придают вполне бытовой истории иное измерение. В центре сюжета Гера – Гертруда – пожилая свекровь главной героини Лии (Дарья Юрская). В сознании Геры давно перепутались реальность и фантазия, играет ее легендарная Наталья Максимовна Тенякова, и это, безусловно, нужно видеть!
Марина Брусникина: «Эта история – трагикомедия о шекспировских страстях, кипящих в одной современной семье. О вечном стремлении человека к чему-то возвышенному и прекрасному, к истинной любви и счастью, к заданной Шекспиром высоте взаимоотношений, страстей и драм».
«Боюсь стать Колей» Ивана Андреева
Новая сцена, 16, 30 марта
Сюжет пьесы, написанной уральским драматургом Иваном Адреевым, разворачивается в плацкартном вагоне поезда Уфа – Екатеринбург. Главный герой Алик (Данил Стеклов) едет к невесте. Но жениться он не особенно хочет, да к тому же вагонные знакомства и рассказы наводят молодого человека на мысль о том, что создавать семью надо по любви. И что хорошо бы в этом важном вопросе не идти на поводу у окружающих, а прислушиваться только к себе, к своему сердцу. А еще в поезде иногда случаются встречи, которые переворачивают всю жизнь… В общем, острая, узнаваемая комедия нравов, с одной стороны, полная юмора, а с другой – вовсе не поверхностная. Ведь говорится в ней об очень серьезных вещах.
Фото Александры Торгушниковой, Олега Черноуса, Екатерины Цветковой
Генеральный спонсор — Банк ВТБ
#МХТ Камергерский, 3
#ВыбирайтеТеатр