Продолжение. Начало здесь⤵️
То, что записано в его автобиографии дальше, можно воспринимать почти буквально: «…В ответ на мольбу город, кажется, раскалывается, и все жители принимаются ходить над землей, покинув привычные места. Родные устраиваются на крыше и отдыхают там. Все цвета смешиваются. Превращаются в ничто…» -- Он был услышан. Божественное отозвалось отовсюду. Кстати сказать, он не относил себя ни к одной из конфессий, расписывал и христианские храмы, и синагоги, иллюстрировал Библию, обращаясь к темам и Ветхого и Нового Завета, а на вопрос о вере отвечал:
«Я мистик. Я не хожу в церковь или синагогу. Моя молитва – моя работа… Я верю пророкам. Вот мое кредо».
Еще до первой своей влюбленности в прекрасную Женщину, он уже был страстно влюблен в Жизнь в любом и каждом ее проявлении. Наконец встретившись, эти две Музы так тесно переплелись, что однажды едва не покинули его обе сразу...
Любовь небесная и любовь земная
В жизни Шагала были три женщины, в шагаловском небе -- только одна: возлюбленная Бэлла.
Они познакомились у общей приятельницы Тэи. Увиделись и сразу ошарашили друг друга до немоты… Вечером того же дня он снова случайно встречает ее: «…с ней я должен быть! – вдруг озаряет меня. – Она молчит, я тоже… как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. Я понял: это моя жена…», -- это строки из его автобиографии.
А вот записанное Бэллой:
«Удивили его глаза… голубые, как небо. Глаза не такие, как у всех, продолговатые, похожие на миндаль… Я никогда не видела таких глаз, разве только на иллюстрациях к сказкам про зверей… Рот приоткрыт, не знаю, то ли он хочет что-то сказать, то ли укусить белыми острыми зубами. Все в нем от движений затаившегося зверя…» «Мне доводилось встречать художников, но ни у кого не было такого лица…»
О вечерней встрече того же первого дня их знакомства:
«Он говорит со мной так, словно видит каждый день. Он совсем не страшный. У него спокойный, сдержанный голос… Я смотрю на него. Кудрявые волосы выбиваются из-под шапки, развеваются, словно он хочет улететь вместе с ветром. Его глаза смотрят прямо в мои глаза. Я опускаю голову…».
И еще: «Я стою рядом с ним… Я ждала его? Искала? Меня трясет… От него я теряю рассудок. Раньше я была такая спокойная, жила в тишине нашего дома, читала книгу за книгой, избегала людей, пряталась за шторами от братьев и их шуток. И вот…», «Я хочу очутиться дома. Но ноги не слушают меня. Он мой проводник, я иду вместе с ним…»
Так красавица Бэлла, урожденная Розенфельд, дочь витебского купца -- владельца трех ювелирных магазинов «потеряла голову» и стала невестой «простого художника». Начинающего художника, который в пору жениховства со своей стороны мог предложить разве что кусочек неба, да и то – нарисованного на холсте, полученном из рук невесты… Вот строчки его воспоминаний:
«Да еще художник!» «Что люди скажут?!» – так честили меня в семье моей невесты, а она по утрам и вечерам приносила в мою мастерскую сладкие пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, яркие, разноцветные лоскуты и даже доски, которые служили мне мольбертом…»
«Мать моей невесты говорила ей:
- Послушай, мне кажется, он даже красит щеки… Что это за муж – мальчик розовый, как девушка? Он никогда не сумеет заработать на жизнь…»
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Евгения Рузина (с) "Лилит"