Найти тему

Мир австрийской легенды

Кем на самом дела был знаменитый милый Августин? Почему одна из башен собора святого Стефана, архитектурного символа Вены, так и осталась недостроенной? Как завладеть несметными сокровищами, которые хранит в себе гора Унтерсберг? Ответ на эти и другие вопросы мы найдем в причудливом мире австрийских легенд, после соприкосновения с которым история, культура и даже язык этой страны заиграют совершенно новыми красками.

Легенды – это не то же самое, что сказки. Если сказка служит для того, чтобы развлечь детей, дать им наставление и всецело является плодом фантазии рассказчика, то в основе легенды всегда лежат конкретные исторические события и географические локации. Это может быть озеро Монд-Зе, замок Дюрнштайн, гора Унтерсберг, или даже трактир «Береги пфеннинг» на одной из венских улиц.

Если у вас есть хотя бы примерное представление об истории Австрии, то вы поймете, что и событий в народной памяти осталось немало. Частые эпидемии, нападения восточных племен, междоусобные войны местной знати – истории обо всем этом передавалось из поколения в поколение, обрастая новыми, порой фантастическими подробностями.

Надо сказать, что ландшафт Австрии очень способствовал таким преобразованиям. Посудите сами: дремучие леса, заснеженные горные вершины, величественный Дунай, руины старинных замков и крепостей. Народная фантазия смело населяла такие пейзажи таинственными сущностями, что отчасти помогало объяснить природные явления, неурожаи, нападения диких зверей и прочие явления враждебного мира. Так в горах поселились гномы и кобольды, под гладью рек и озер – русалки, а чащах лесов – феи и прочие волшебные жители. А с укреплением христианства к ним присоединяется и черт, который может представать перед перепуганным персонажем как в своем настоящем обличье, так и в виде человека в пестрых одеждах.

Кто же главный герой австрийских легенд? Как правило, это обычный крестьянин, дровосек, рыбак, ландскнехт, вернувшийся с войны или из вражеского плена. Любопытно отметить, что особ благородных кровей легенды не жалуют. Обычно они выступают отрицательными персонажами, которые душат своих подданных налогами при жизни, а после смерти в виде призраков охраняют свои сокровища в разрушенных замках. Частенько в сюжетах легенд мы встречаем представителей не только физического, но и умственного труда: ученых, алхимиков, бродячих студентов. Они редко фигурируют в качестве главных персонажей, их функция – помогать простому народу, практически всегда безвозмездно. Ведь ученый человек не только никогда не останется без куска хлеба, но и при желании может обратить любой металл в золото.

Основной мотив, который мы встречам в австрийских легендах – это вступление человека в сделку со сверхъестественным существом. Это может быть как персонаж языческого фольклора, так и христианский черт. Выражаясь экономическим языком, иметь дело с первыми – значительно прибыльнее. Так, можно получить мешок золота лишь за то, что накормил гнома похлебкой, или заступился за русалку, которую оскорбляла толпа пьяных молодчиков.

С чертом же все обстоит гораздо серьезней. Он готов отдать все, что угодно, получив взамен христианскую душу. После сделки, скрепленной кровью, человек получает несколько лет безбедной жизни, однако рано или поздно приходится платить по счетам и заложенная душа попадает в ад на вечные муки. Расплата за легкие деньги всегда неизбежна, на какие бы ухищрения не шел герой. Лишь несколько раз встречается сюжет, где черта удавалось обмануть с помощью полученного от него же волшебного предмета. Но, судя по всему, это были очень глупые представители дьявольского рода.

Обычно в сборниках австрийские легенды поделены по географическому признаку: по федеральным землям, где они были записаны. Так, Венский цикл – это в первую очередь городские легенды. Они объясняют названия улиц, церквей, происхождение вывесок заведений. Одна из самых остроумных венских легенд – «Окорок на Красной башне». Хотите узнать, как деревянный окорок годами унижал венских мужчин? Ответ вы узнаете, прочитав эту небольшую истории, которая, вероятно, заставит вас улыбнуться.

Собор Святого Стефана в Вене
Собор Святого Стефана в Вене

Легенды Зальцбурга – это истории о гномах и спрятанных под горами сокровищами. В центре зальцбургского цикла – величественная гора Унтерсберг. Смельчаки, пытаясь завладеть золотом и серебром, то и дело терпят фиаско из-за жадности и рассеянности. Возможно, сокровища просто ждут своего часа и достойного владельца?

Гора Унтерсберг
Гора Унтерсберг

Нижняя и Верхняя Австрия – это земли разрушенных замков, отголосков былого величия их знатных владельцев. Там, где когда-то лилось вино и играла музыка, теперь вьют гнезда птицы и гуляет ветер. Но с наступлением ночи призраки прошлого вновь появляются на земле, проклятые людьми и Богом за свои злодеяния. Их вечный удел – сторожить свои былые богатства, пока кто-нибудь не снимет с них проклятия, или хитростью не унесет полные карманы золота.

Замок Дюрнштайн, Нижняя Австрия
Замок Дюрнштайн, Нижняя Австрия

Легенды земли Бургенланд, самого восточного региона Австрии, испытали на себе влияние других народов: проживающих там хорватов и венгров. Центральный мотив этих легенд – борьба с захватчиками, а также таинственное озеро Нойзидлер-Зе, четвертое по величине в Европе.

Озеро Нойзидлер-Зе
Озеро Нойзидлер-Зе

И это – лишь малая толика легенд, сложенных жителями Австрии. В этом и их отличие от авторской литературы, что эти истории берут свое начало в самой народной среде, впитывая в себя дух народа таким, как он есть. Трудолюбие, уважение к знанию, а также неприятие праздного образа жизни и недоверие к легко доставшемуся богатству – те добродетели, которые красной нитью проходят через каждый цикл легенд.

P.S. Мое знакомство с темой произошло благодаря этой книге. "Таннен-Э — город под вечными льдами" представляет собой сборник легенд, сгруппированных по региональному принципу (разделы "Вена", "Зальцбург", "Штирия" и так далее). Книга вышла в 1999 году и, согласно описанию, является первой публикацией австрийских легенд на русском языке.

-6