Вкратце: я прочел новую книгу Энди Кларка «Врата Костей»; к сожалению, перевод ее еще не закончен. Впрочем, скоро ее переведут на русский, а пока я расскажу, о чем эта книга.
Роман «Врата Костей» Энди Кларка повествует о Неодолимом крестовом походе Робаута Жиллимана, но «с другой стороны»: не с позиции Жиллимана и не с позиций его антагонистов-хаоситов, а с позиции людей, участвующих в боевых действиях. Правда, хаоситов мы тоже увидим — еще каких! Действие начинается с того, что поступает сообщение из Империума Нигилус: там есть живые и верные Императору люди, которые продолжают сражаться с приспешниками Губительных Сил. А далее мы переносимся на храмовый мир Гаталамор.
Если вы хорошо помните бэк — Гаталамор был вотчиной мятежного кардинала-еретика Бухариса. Ко времени Неодолимого крестового похода Бухарис, понятное дело, давно преставился — но это же Варха, здесь со смертью нередко все только начинается. Описанию Гаталамора уделено немало времени. Мы увидим и гротескно огромный собор, прославивший этот мир в масштабах сектора, и чудовищные костницы и катакомбы, забитые усыпальницами, склепами и просто валяющимися бесхозными скелетами; увидим и людей, живущих среди костей. Среди них выделяются костные банды резчиков — они собирают фрагменты костей и продают паломникам за мощи святых. К слову, явная отсылка к средневековью: в те годы это был распространенный бизнес. Но все это только сцена; основное действо разыгрывается в этих декорациях силами более серьезных актеров.
С «нашей» (если вы тоже лоялист) стороны действуют Сестры Битвы, Имперские Рыцари во главе с принцессой Джессивейн и Мордианский полк, позже к ним прибывают на помощь Кустодии и команда их корабля и тридцать витязей прекрасных — отпрысков Дорна, примарисов из Бесчисленных Сынов. В качестве дядьки Черномора — наш старый знакомый по трилогии Хейли Расей Люцерн, а с ним и Фабиан и другие летописцы. Если «наша» сторона для вас — противоположная Империуму, то за вас играют Несущие Слово и Железные Воины со смертными последователями из числа хаоснувшихся жителей Гаталамора.
Естественно — как же иначе — нас ожидает много-много героического превозмогания. В первую очередь — со стороны имперских сил, оказавшихся отрезанными от основного Империума и вынужденных сопротивляться хаоситам без надежды на подмогу. В этом смысле самый прописанный и симпатичный персонаж, на мой вкус, — полковник Дворгин, командир мордианцев. Это действительно компетентный и ответственный офицер, слуга царю и отец солдатам. У него есть множество нормальных человеческих чувств: и память о Мордиане, и любовь к жене, и забота о подчиненных, и привязанность к молодому солдату, в котором он видит своего неродившегося ребенка, и дружба с канониссой сорориток Имельдой Веритас. Другие мордианцы показаны менее ярко, за исключением разве что сержанта Кеш. Адептас Сороритас представлены довольно стереотипно как люди верующие и чрезвычайно отважные, но при этом узколобые фанатики. Рыцари — ну, это рыцари, и они ровно такие, какими их изображают в рыцарских романах, которыми явно вдохновляются многие авторы «ЧБ», разве что на машинах. Опять-таки автор набросал схематичных персонажей, озаботившись сделать более выразительной только саму Джессивейн. В образах Кустодес Кларк сосредоточился на их боевом мастерстве и неодолимой силе; видно, что он очень старался придать каждому из них какие-то индивидуальные черты, но в итоге яркие характеры у него получились только в случаях Викеллана и отчасти щит-капитана Ахаллора.
Вообще заметно, что у многих писателей отрицательные персонажи получаются лучше положительных. Вот и во «Вратах Костей» так вышло. Самый живой персонаж «Врат Костей» — это хаосит-неделимщик Железный Воин Локк. Ему на удивление хочется сочувствовать — при том, что на этом моральном уроде пробу ставить негде, и все-таки у него есть представления о чести. У него есть подчиненные, о которых он по-своему заботится и на которых частенько злится; есть лучший друг — Несущий Слово Кар-Гатарр, который его спас в свое время, есть интересные воспоминания и обожаемый им танк «Дракокравги». Его противостояние с Джессивейн — очень яркая интрига всего романа. Железные Воины, злые колдуны, культисты Хаоса во главе с ученицей Кар-Гатарра Тарадор Йенг и личность самой Йенг — все они достаточно выразительны. Хотя и с хаоситами Кларк старался показать их жестокость, черствость, готовность жертвовать друг другом, так что в итоге вышли просто мелодраматические злодеи. Особенно с Тенебрусом это заметно.
Между прочим, попытки придать хаоситам человечность Кларку удались — но у меня вызвали скорее протест. Именно потому что Хаос убивает в своих адептах все разумное-доброе-вечное, какая к шуту дружба между старыми хаоситами или привязанность к молодой талантливой ученице?
В целом роман довольно увлекательный, но несколько линейный. В нем переплетены несколько сюжетных линий, но все они работают не на глубину, а на более подробное описание событий. Для «фантастики больших идей» Кларку определенно не хватает писательского мастерства. Никакой мета-идеи, никакой особой глубины и серьезных морально-этических проблем вы тут не найдете: это просто окопная и космическая боевая фантастика с гримдарком, варповщиной и классическим превозмоганием. Она отлично годится, чтобы скоротать вечер-другой, маст рид, чтобы узнать больше о борьбе Жиллимана и верных Империуму сил, а в целом — обычное динамичное приключенческое чтиво. И не требуйте от него большего.