В Керченском драматическом театре имени А.С. Пушкина 24 февраля состоялся закрытый показ. Публика буквально вела осаду Дворца культуры «Корабел», где пока временно квартируется труппа. Выдержала осаду и директор театра Александра Георгиевна Галкина – все немедленно желали лицезреть «Голого короля» по пьесе Евгения Шварца.
Сам драматург уже давно считается классиком, и его монархи – отдельная тема для разговора. Вспомним милейшего Короля из советской «Золушки» в исполнении Эраста Гарина! Августейшая особа этакая пряничная, кукольная. В «Голом короле» все по-другому. Там столько гротеска, сарказма, всякого рода аллюзий и порой горечи, что нельзя не согласиться с выражением самого Шварца, когда он говорит о русском юморе не как о юморе положений и каламбура, а как об «отчаянном нарушении законов логики и рассудка».
Вот и складывается впечатление, когда смотришь керченский спектакль «Голый король. Иллюзия сказки», что логика рассыпается и разлетается, словно кривое зеркало. Но только на первый взгляд. На самом деле у режиссера и автора инсценировки Романа Рогозы как раз мысль идет четко и ход рассуждений понятен. Но театр пошел своим путем.
Авторы спектакля поместили «Короля» в мир буффонады, выбрав стилистику молодежного течения киберпанк, ориентированного на протестную аудиторию и одиночек.
Художники спектакля (Елена Щербакова) разодели своих героев самым фантастическим образом. Перед нами что-то похожее на парад от гольдониевских трактирщиц до подобия самурайского стиля с берцами. Юбки придворных опутаны проводами. Министр нежных чувств, виртуозно поданный Александром Левчуком, забавно наряжен в отделанную мишурой обувь на платформе. Шоу-балет «Культурная революция», затянутый в черное, исполняет своеобразный роковой танец палачей. Небывалая красочная палитра соответствует атмосфере спектакля, где Александр Петренко в роли Генриха (Свинопаса) является скорее бездушным блогером, для которого главное – хайп и борьба, неважно с кем и с чем. У него даже к Генриетте (Принцессе) Юлии Шляховой больше деловой подход. Мы видим на экранах то экстренные новости, то тех поросят, которые, по сути, его аудитория и к которым он и относится как к стаду. Вот где авторы спектакля видят зло. Голый король – это так, жертва обмана, а такие блогеры, холодные, расчетливые и циничные куда страшнее.
Да, Король Тимофея Пульянова скорее жертва. Он в своей наивности даже честен, и его скорее жаль, несмотря на то, что постоянно в руках у него красуется что-то вроде рунного топора.
Сценограф Елена Осипова поместила посредине сцены пышный трон, откуда и произрастает так называемое древо жизни (переплетенные провода, подключенные к экранам). На самом деле зритель сначала придавлен всем этим цветовым и звуковым фейерверком, но никто и не обещал строгую классику: театр постоянно экспериментирует, ищет, пытается вести именно диалог со зрителем. И здесь режиссер и автор инсценировки оставил 50 процентов от драматурга и понес историю с «Принцессой на Горошине», «Свинопасом» и «Голым королем» в мир, в который мы ныне погружены. Сегодня положительным персонажем нередко является киберпреступник, и конфликт с голым королем уже смотрится зачастую как детский бунт того же Короля из «Золушки».
Но керчане осмелились, рискнули показать пока в закрытом, экспериментальном режиме именно своего «Голого короля». И надо отдать должное театру, который растет профессионально. Мы увидели ансамблевую работу с чудным Шутом Юрия Короткова, с интересной актрисой Мариной Даниловой – Администраторшей гостиницы, со смешной Баронессой Юлии Вородимовой, с потешным Камергером Андрея Цеменко, с сексапильной Гувернанткой Кристины Марецкой. Как уже родная вписалась в труппу и детская театральная студия «Своя игра».
Может, повторюсь, но театр в Керчи – дело новое, и его каждый шаг не просто обсуждается, а порой подвергается «хакерским» атакам этаких псевдопатриотов, ищущих во всем злой умысел. Вход идут кляузы, статьи-доносы, так называемые письма общественности и прочие отработанные приемы и схемы. И эти обер-фискалы, борцы за нравственность стараются испортить жизнь молодому талантливому коллективу, который каждый раз способен не просто радовать, но и удивлять, как это случилось на закрытой премьере. Надеюсь, закрытой пока.