Одной из блистательных достопримечательностей Санкт-Петербурга является официальная летняя резиденция российских правителей в Царском Селе. В марте 1918 года, после передачи в государственную собственность, парадная резиденция императорской семьи, включающая в себя Екатерининский парк с дворцом и павильонами, Александровский парк с дворцом и павильонами и Баболовский парк с дворцом, вошли в состав музея-заповедника "Царское Село". Дворцово-парковые ансамбли Царского Села складывались на протяжении не одного десятилетия.
Друзья! Сегодня, после продолжительной паузы, мы возвращаемся в Царское Село и совершим прогулку по регулярному Старому саду. Это будет продолжение экскурсии, начатой в первой части. Напомню, участок земли, где сейчас находится садово-парковый ансамбль, в 1710 году Петр I подарил Марте Скавронской, будущей супруге императора. В течение нескольких лет в 1720-х годах голландскими садовниками Яном Роозеном и Иоганом Фохтом напротив дворца был распланирован и сформирован регулярный сад. В настоящее время его границы простираются от Екатерининского дворца и до Больших каскадных прудов. Ширина сада соответствует ширине дворца.
С восшествием на трон Елизаветы Петровны Екатерининский дворец неоднократно подвергался реконструкции. Пока, наконец, в 1748 году за работу не взялся обер-архитектор императорского двора архитектор Франческо Растрелли, итальянец по происхождению. Капитальная перестройка дворца была закончена в 1756 году. На императрицу новый здание произвело неизгладимое впечатление. Вместе с дворцом новое развитие получил и регулярный парк. Одновременно с перестройкой дворца в начале 50-х годов Растрелли выполнил реконструкцию регулярного Старого сада. Да, регулярный парк претерпел значительные изменения. Был перепланирован и расширен. Кроме того, Растрелли возвел новые павильоны: Грот, Эрмитаж и Катальную горку. Архитектором был сформирован новый облик регулярного парка.
А теперь прогуляемся и познакомимся с достопримечательностями Старого сада. Друзья, в первой части мы уже имели удовольствие взглянуть на павильон "Верхняя ванна" или, как его называли в XVIII веке, "Мыльня их высочеств". Из названия понятно, что предназначалась она для членов царской семьи. Продолжим знакомство с павильоном. Расположен он у Зеркального пруда. Возведен павильон в 1777-1779 годах архитектором Василием Нееловым в партнерстве со своим старшим сыном Ильей. Стены и потолок центрального зала каменной мыльни расписал русский художник Алексей Иванович Бельский (1726-1796).
Академик Императорской Академии художеств Бельский расписывал роспись Екатерининского дворца в Царском Селе, Зимнего дворца, Большого Петергофского дворца. Иконы, выполненные его рукой, украшали стены церкви Зимнего дворца, Троицкого собора Александро-Невской лавры. Этот памятник архитектуры в наши используется как помещение для временных выставок. Остается добавить, что Верхняя ванна исполнена в стиле раннего классицизма.
Совсем рядом с Верхней ванной располагается еще один павильон, имеющий отношение к банным процедурам. И это Кавалерская мыльня, или Нижняя ванна. Хозяйственная постройка расположена в стороне от центральной Эрмитажной аллеи и наполовину скрыта за деревьями и кустарниками. Это говорит только об одном, что предназначалось сие помещение для придворных дам и кавалеров.
Автором сооружения является Илья Васильевич Неелов. Построен павильон в те же годы, что и Верхняя ванна. По своей архитектуре отличается от царской бани. Нижняя ванна имеет десять помещений с центральным залом. Над ним возвышается световой барабан, на котором, в свою очередь, покоится купол. Его хорошо видно на нижнем снимке. В Советскую эпоху в разные годы помещение Верхней ванны использовалось и как прокат велосипедов, и как молочный буфет и зал игровых автоматов. Летом 2011 года, после реставрационных работ павильон распахнул свои двери для посетителей. В помещении Верхней ванны открылась экспозиция "Кавалерская мыльня XXI века". Интерьер павильона не сохранился. По историческим документам в залах воссоздана обстановка купален прошедшей эпохи.
Обратили внимание? Ниже Зеркальных прудов регулярный парк имеет совершенно другую планировку, нежели той его части, расположенной у дворца. Партер перед дворцом напоминает мозаику в виде узоров барочных растреллиевских паркетов. Выполнены узоры из угля, толчёного кирпича и цветного песка. В части парка, за Зеркальными прудами все иначе. Здесь главенствуют аллеи с фигурно стриженными деревьями и кустарниками.
Вы прекрасно знаете, что в Царском Селе представлена крупнейшая коллекция венецианской мраморной декоративной парковой скульптуры. Уступает она только собранию Летнего сада. Но в отличии от Летнего сада, где практически все оригиналы заменены на копии, здесь демонстрируются подлинники. Мы без всякой машины времени оказались в прошлом, когда царские особы гуляли на откорытом воздухе и любовались прекрамными работами итальянских мастеров скульптуры. Да, спустя столетия и мы видим те же мраморные изваяния, представляющие мир мифологических и аллегорических образов. Только время неумолимо, из года в год оставляет на них свои следы. Старый сад - это музей под открытым небом, островок ушедшей эпохи.
Гротовая аллея наравне с Эритажной является центральной аллеей Старого Сада. Здесь на партерах аллеи перед северным фасадом Грота находятся две статуи: "Мудрость, попирающая порок" и "Любовь к Родине" ("Патриотизм"). Все статуи и аллегории парка являются символами прославления побед России и, как задумывал Петр Великий: для воспитания и образования подданных. "Любовь к Родине" - одна из многих работ итальянского скульптора XVIII столетия Бартоло Модоло.
Сейчас мы направляемся к павильону, расположенному в конце аллеи, у самого берега Большого пруда. Одного взгляда достаточно, чтобы определить автора проекта этой постройки. Павильон "Грот" так и излучает барочную пышность и богатство деталей отделки. Конечно, это работа Бартоломео Франческо Растрелли. Зодчий спроектировал и начал строить павильон в 1755-1756 годах. Отделочные работы затянулись надолго и были закончены при императрице Екатерине II в 1770-х годах. Внутреннюю отделку заканчивал архитектор Антонио Ринальди. Да, задуманный Елизаветой Петровной, построен для Екатерины II. При новой хозяйке павильон был переименован в "Утренний зал".
Установив античные скульптуры и вазы, создав уютную домашнюю обстановку, императрица использовала павильон для отдыха и уединения. А по утрам встречалась здесь со своими внуками. Это были не просто встречи, Екатерина II активно общалась с цесаревичами Александром и Константином, обучала грамоте, читала им книги. Всемерно занималась воспитанием внуков. Исторический факт: императрица самолично составила трактат о правильном воспитании юных цесаревичей. Вот несколько наставлений:
Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи
Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностью
Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи давать только чёрный хлеб
Время - процесс постоянных материальных перемен. Семейные же ценности, вопросы воспитания не подвластны времени! Это истины на все времена! тезисы императрицы только подтверждают это!
Что ж, продолжим! Южный фасад павильона "Грот" выходит прямо к берегу Большого пруда. От того было логичным построить на этом месте пристань. Однако мраморная пристань с чугунными перилами появилась у павильона только в середине XIX века. Авторство проекта постройки причала принадлежало русскому архитектору, старшему дворцовому архитектору Царского села Александру Фомичу Видову. Помимо работ по оформлению интерьеров и садов летней царской резиденции, Видов остался известен и тем, что построил первую в городе водонапорную башню и улучшил водопроводную систему.
Там же, у южного фасада Грота, установлены две скульптуры: статуя "Гладиатор" и "Умирающий галл". Эти копии известных античных статуй были выполнены методом гальванопластики копии в 1859 году Иоганном Гамбургером. Гальванопластическая скульптура появилась в эпоху царствования Александра II. Всего мастером гальванопластики гамбургером было изготовлено 26 копий античных статуй.
Тем временем мы направляемся по главной аллее регулярного парка Эрмитажной к царскосельскому Эрмитажу. Да, в Саарской мызе был и есть свой Эрмитаж. Такого рода павильоны были распространенным явлением в регулярных садах и парках Европы в XVIII-XIX веках. Не обошло это веяние и царскую Россию. Правда, со временем в России из места для религиозных и философских размышлений павильоны больше стали выполнять развлекательную функцию с обеденными залами.
Итак, мимо остается горбатый мостик через Рыбный канал. В пару минутах ходьбы от нас уникальное для парковой архитектуры сооружение - павильон "Эрмитаж". А пока немного отниму у вас время и расскажу о протоке, идущей параллельно Екатерининскому дворцу от Большого пруда до Малых Каскадных прудов. Прорытый в 1721 году Рыбный канал был первым искусственным водоёмом Екатерининского парка. Название каналу пошло от того, что в нем предполагалось разводить рыбу. Однако в силу того, что вода была не проточной рыба, не прижилась. К тому же зимой вода промерзала до дна. Но название закрепилось. В середине 70-х годов инженером Иваном Кондратьевичем Герардом по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова через канал было возведено два металлических моста и два арочных гранитных. А до этого времени хозяева Екатерининского дворца и гости пользовались деревянными мостами. Пятый мост появился в 1825 году.
"Дикая роща"... Именно так именовался сплошной лесной массив до строительства павильона Эрмитаж. Процесс переустройства регулярного Старого Сада протекал не один год. Благоустройством и расширением его границ занимались архитекторы Михаил Григорьевич Земцов, Савва Иванович Чевакинский и Франческо Растрелли. В 1743 году Земцов разработал проект нового павильона на территории той самой "Дикой рощи". Строительством последовательно руководили архитекторы Квасов, Чевакинский. Растрелли же принадлежит окончательное завершение стройки с новым проектом по декоративному оформлению фасадов. Перед взором императрицы Елизаветы новый павильон предстал во всей красе в 1749 году. Предназначен он был для небольших приемов и развлечения узкого круга придворных и царских гостей.
Здание павильона двухэтажное. К центральному корпусу, выполненному в виде восьмигранника по диагонали примыкают четыре дополнительных помещения, связанных с центральным залом галереями-переходами. Павильон был окружен искусственным рвом, наполненным водой. Однако по распоряжению Екатерины II фигурный ров в 1777 году был зарыт. Причина - нехватка воды. По архивным документам и историческим рисункам в ходе реставрационных работ канал был восстановлен. Канал окружает балюстрада. В свое время она, как и кровля павильона, были украшены статуями и вазами. К сожалению, скульптурное убранство не сохранились.
Белые колонны и наличники, украшенные позолотой, гипсовые барельефы, фигуры атлантов, поддерживающих балконы - все это великолепие на сине-зеленом фоне стен было восстановлено специалистами-реставраторами в 2005-2006 годах. Царскосельский Эрмитаж вновь обрел исторический облик. Выполненная в середине XVIII столетия внутренняя в большинстве своем сохранилась и дошла до нас практически в неизменном виде. В 2010 году, после восстановления внутреннего убранства первые после 1941 года павильон Эрмитаж вновь открыл свои двери для посетителей. Изюминкой павильона являются лифтовые подъемные механизмы. установленные в 1842-1846 годах. Служили они для доставки на второй этаж еды и напитков. Система механической подачи блюд в обеденный зал состоит из пяти подъемных столов.
Мы завершаем нашу прогулку по историческому регулярному парку Царского Села - Старому Саду. Как и триста лет назад, здесь царит порядок и закономерность. Все подчинено канонам регулярного парка: геометрически правильная планировка и структура, господство прямых линий и строгих очертаний. Впереди нас ждет вторая часть Екатерининского парка - пейзажный Английский парк. Приглашаю к прогулке! Следите за публикациями! До новых встреч!
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!
.