Найти тему
РЖД Тур

Ловец слов. Денис Котов — о фестивале «Книжный маяк Петербурга», возрождении библиотек и культуре чтения

В Cеверной столице прошел фестиваль «Книжный маяк Петербурга». Мы поговорили с его основателем Денисом Котовым о том, сколько каждый человек должен прочитать за год, какой должна быть библиотека и в чем интернет проигрывает книгам.

Статья создана по материалам "Журнал для пассажиров. Комфортная жизнь в движении."

Интеллектуальный праздник для всех любителей чтения объединит более 100 событий: лекции, встречи с любимыми авторами, мастер-классы, презентации новых книг, дискуссии. Главная цель масштабного офлайн- и онлайн-проекта — привлечь многомиллионную аудиторию к литературе и чтению. В интервью Денис Котов как основатель и автор идеи «Книжного маяка» рассказал о прошлом, настоящем и будущем фестиваля, который создан не только для читателей, но и для поддержки работников книжной индустрии.

— Как появился фестиваль «Книжный маяк Петербурга» и в чем его главная цель, миссия?

— В 2020 году, во время пандемии, когда впервые отменили Международный культурный форум, мы в сообществе книжников подумали, что нужно сделать какой-то праздник, новый фестиваль, который можно будет проводить при любых условиях. И в октябре 2020 года провели первый фестиваль в гибридном формате, когда мероприятия проходят одновременно и физически, и в онлайне. Основная сверхзадача фестиваля — создать условия, чтобы 80 % россиян читали в среднем 12 книг в год или больше. Для этой цели мы собираем дружину книжников, состоящую из библиотекарей, издателей, писателей, книгораспространителей, общественных деятелей — всех тех, кто поддерживает книжную культуру и чтение, и два раза в год проводим фестиваль: один раз — в октябре, другой раз — в феврале. Чтобы минимум два раза в год возникал всероссийский интеллектуальный уикенд, когда можно и физически, и в онлайн-формате соприкоснуться с большим количеством интересных людей, смыслов, концепций и обсуждений. Вторая основная задача — объединить огромное количество библиотекарей, издателей, писателей в одну большую команду, которая может занять достойное место в современном медиаполе, формируя привлекательный, полезный и содержательный поток смыслов.

— Как появилось название фестиваля?

— Это результат размышлений о сильном бренде, который должен стать известным и популярным. Мы сложили три супербренда: книги, маяки и Петербург. Получился «Книжный маяк Петербурга». При этом книга рассматривается как метафора маяка в океане инфошума, а маяк — как метафора книги, как источник света и ориентиров. Когда мы сложили эту формулу, стало понятно, что это перспективная идея, которая может создать свою систему маяков, службу, состоящую из книжников разных регионов. Поэтому в 2023 году намечено расширение до проекта «Книжные маяки России». В разных частях страны будут зажигаться маяки-фестивали, на которых мы встречаем людей-маяков, книги-маяки, организации-маяки, проекты-маяки, — они дают нам систему координат в нашем сложном мире.

— Ближайший фестиваль состоится в феврале, расскажите о его программе...

— «Книжный маяк Петербурга», который пройдет с 17 по 19 февраля, будет включать в себя более 100 событий. Они будут доступны в гибридном формате — и для физического посещения, и в онлайн-трансляции, и в последующей записи. Большинство мероприятий предполагает свободное посещение по предварительной регистрации. Все видеозаписи мероприятий будут доступны после фестиваля на нашем центральном портале и на YouTube-канале. Помимо этого, состоится 60-часовой круглосуточный центральный эфир фестиваля, в котором примут участие современные писатели, поэты, музыканты, медийные лица, деятели культуры, образования, науки, мыслители и философы. Фестиваль пройдет на разных площадках в Санкт-Петербурге — в библиотеках, книжных магазинах, культурных центрах, а часть — в музее РЖД. Участниками предыдущего фестиваля были Вячеслав Полунин, Татьяна Устинова, Александр Цыпкин, Сергей Лукьяненко и многие другие.

— Будет ли следующий фестиваль чем-то отличаться от предыдущего, помимо состава участников?

— Одна из инноваций фестиваля — мы расширяем региональные студии просмотра. Библиотеки в регионах начинают подключаться активнее: Владивосток, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Ульяновск, Пенза, Волгоград, Сочи и другие города. Одним из центральных событий фестиваля станет дискуссия на тему «Путешествия со смыслом», посвященная развитию чтения и книжных сервисов в поездах, чтобы путешествия по железной дороге стали любимым времяпрепровождением россиян с пользой для культурного саморазвития. Идея в том, что мы обсуждаем новую культурную модель: в поезде откладываем мобильные телефоны, читаем книги и общаемся с попутчиками.

— Что означает подзаголовок «Музыка смыслов» в названии фестиваля?

— В этот раз фестиваль посвящен музыке, поэзии, аудиокнигам, лекциям, всему тому, что оживляет смыслы звуком. Обязательно будут и концерты.

— Какой должна быть библиотека, чтобы она снова стала популярным местом?

— Уже сейчас в Петербурге, например в библиотеке Маяковского, создан прообраз такой библиотеки, и в нее заходят уже больше тысячи человек в день. Идея в том, что библиотека становится не только спокойным местом, где можно соприкоснуться с любой нужной книгой в бумажном или электронном виде, но и площадкой, где проходят интересные мероприятия, встречи, разговоры. Это такая фундаментальная замена кухонь, кафе, где протекает содержательный диалог, где люди могут соприкасаться с культурой текста, где проявляется творческое выражение человека — не только текстовое, но и музыкальное, поэтическое, художественное. Третье место между домом и работой, где тебе хорошо, спокойно, вокруг интересные и адекватные люди и есть неограниченный доступ к культурным сокровищам.

— «Книжный маяк» ориентирован больше на молодежь или все-таки на взрослую аудиторию?

— Фестиваль предназначен для думающих, активных, любопытных, интересующихся людей вне зависимости от возраста. Для тех, кто исследует жизнь, литературу и смыслы.

— На ваш взгляд, есть ли какой-то проверенный способ вызвать у ребенка интерес к чтению, приучить его читать?

— Этот способ в первую очередь касается книжной культуры родителей и создания книжной среды в квартире. Если дома есть книги, причем не просто стоящие в библиотеке, если ребенок видит отношение родителей к книгам, видит, что они их читают, обсуждают, в том числе и с ним, если ребенок ходит с родителями не только по торговым комплексам и кружкам, но и в библиотеки, книжные магазины, если это часть бытовой культуры, когда ребенку предоставляется право выбрать и купить свою книгу, — всё это соединяет его с культурой книги, с другими читателями, и этот интерес протекает сквозь всю его жизнь.

— Существует стереотип, что люди стали меньше читать с появлением интернета. Как вы относитесь к этому мнению?

— Для взрослых придумали электронные игрушки, им продали идею, что через электронный экран можно решить все вопросы, найти всю информацию. Но книги — это не столько информация, сколько смыслы, накопленный жизненный и философский опыт человека. Поэтому книга как источник — это экономия времени за счет изучения опыта другого человека. В чем его отличие от интернет-потоков? В том, что книга всегда приглашает читателя в глубину, а интернет-информация достаточно поверхностна, хотя широка и разнообразна. Поэтому каждый человек выбирает, нырять ли ему в глубину, задерживая дыхание и останавливая время вокруг себя, либо плавать по поверхности и радоваться лучам электронных экранов.

Фото: предоставлены организационным комитетом фестиваля «Книжный маяк Петербурга»