Найти тему
О Москве нескучно

Как бы мог выглядеть Курский вокзал в Москве

Оглавление

Правда ли, что раньше на месте современного вокзала стояло здание конца 19 века? Почему в 1930-х его задумали перестраивать? Какие невероятные проекты предлагали разные архитекторы? Почему ни один из них так и не был утверждён? А также - кому из участников конкурса всё-таки удалось поучаствовать в переделке вокзала? И кто создал здание, которое мы видим сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Больше не справляется

Возможно, многие знают, что до начала 1970-х годов здание Курского вокзала выглядело по-другому. Если нет, я в конце статьи оставлю ссылку на материал об этом. Кому интересно, прочитайте. Поймёте, почему сейчас Курский именно такой. Старую постройку возвели ещё в 1896 году. Она простояла почти 40 лет. Тогда случилась первая реконструкция вокзала, которая почти не отразилась на его внешнем виде. Однако всё могло случиться иначе. Сегодня я предлагаю вам посмотреть, каким представляли себе новый вокзал в первой половине 1930-х годов.

В то время московским градостроителям стало понятно: вскоре старые вокзалы перестанут справляться с нагрузкой. Количество пассажиров быстро увеличивалось, а пропускная способность зданий, в основном 19 века, достигла своего предела. Изначально планировали, что Курский станет частью огромного железнодорожного узла. В какой-то степени его можно было назвать прообразом современного МЦД. То есть хотели соединить Курскую и Октябрьскую железные дороги, сделав на участке 4 вокзала.

Тогда считалось, что вокзал - это лицо города. Именно его видели первым люди, которые приезжали в столицу. Поэтому кроме функциональной составляющей огромное значение придавали архитектуре будущей железнодорожной станции. Чтобы найти лучший вариант, в 1933 году объявили всесоюзный конкурс. В итоге проверяющая комиссия рассматривала немалое количество проектов. Есть быть точным, то 44. Плюс ещё имелось три заказных работы.

Всё не то

Сложной являлась не только архитектурная задача. Курский вокзал планировали очень большим. Он должен был пропускать 200 поездов и 150 тысяч пассажиров в сутки. С функциональными требованиями все участники конкурса справились хорошо. Как писали в литературе того времени, это дало "богатейший материал, ряд интересных, свежих мыслей и новых, смело задуманных предложений". Однако внешний вид вокзала не вызвал у проверяющей комиссии восторга.

Если кратко, то полностью им не понравилась ни одна из идей. Они считали, что почти все варианты не отражали того, каким должен был стать вокзал. Ни само здание, ни устройство площади перед ним. Поскольку рельеф местности понижался ближе к железнодорожным путям, то многие архитекторы задумали сделать двухуровневую конструкцию. На верхнем, например, были только поезда дальнего следования. На нижнем - пригородные. Это влияло на облик вокзала.

Конечно, у некоторых проектов отмечали удачные решения. Но в целом, их признавали провальными. Если посмотреть на них, то даже сложно представить, как такие конструкции могли бы органично здесь вписаться. Пусть тогда рядом ещё практически не было никакой застройки, кроме двух корпусов жилых домов под №27 (по Земляному валу). Всё это привело к тому, что проверяющая комиссия выбрала целых 10 проектов для вручения 1-й премии. Однако ни один из них в жизнь воплощать не собирались.

Архитектурное упорство

Как я писал ранее, существовали не только проекты конкурсные, но и заказные. Один из них поручили преподавателям МИИНЖС (так в те времена именовался СГУПС-МИИТ: университет инженеров транспорта). Другой разрабатывали архитекторы Александр Гринберг и Георгий Луцкий. Третий вариант создавали в Госпроекттрансе стараниями Георгия Волошинова. Фигура последнего зодчего стала определяющей для дальнейшей истории вокзала.

Во-первых, Волошинов занимался реконструкцией здания в 1938 году. Московские власти решили ограничиться ей, потому что так и не смогли найти новый подходящий проект. Да и от идеи диаметра (назовём это так) Курской и Октябрьской железной дороги с четырьмя вокзалами отказались. У Земляного вала уже не требовалась такая огромная станция. Если сравнить фотографии до и после проведённых работ, вы можете и не заметить никаких изменений во внешнем облике вокзала. Спустя 30 лет этот же архитектор всё-таки добился воплощения в жизнь своего проекта (пусть и совсем не такого, как изначально). Именно Волошинов создал тот Курский вокзал, который мы с вами видим сегодня.

В наше время эта постройка считается, как минимум, спорной. Даже если не брать в расчёт специфический внешний вид. "Сломался" ансамбль, который создавали вокзал и наземный вестибюль Кольцевой линии. Его проектировали как раз, опираясь на облик существовавшего в 1950 году Курского вокзала. Однако в начале 1970-х новое здание восприняли хорошо. Оно стало воплощением чего-то экспериментального. Тогда модернизм был очень модным и актуальным направлением в архитектуре.

Для тех, кто дочитал до конца, ссылка на материал, где больше про историю Курского вокзала. Это одна из моих первых статей, так что она может быть не такой длинной и обстоятельной:)

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!