С приходом третьего десятилетия XXI века весь мир столкнулся с новыми испытаниями, которые в том числе оказали влияние на туристическую отрасль.
Так, в 2020-2021 годах в период пика распространения коронавирусной инфекции туристический поток многих стран сильно изменился. Россия не стала исключением. Так, мы наблюдали значительное уменьшение количества поездок граждан Российской Федерации за пределы страны в сравнении с предыдущими допандемийными годами. Согласно данным Росстата, турпоток в зарубежные страны в этот период существенно снизился.
Кроме того, на графике видно, что количество туристических поездок в 2022 году не вернулось к допандемийному значению. Оно в два раза меньше, чем в 2019 году. Данная ситуация связана с тем, что Россия не успев оправиться от экономических последствий пандемии, столкнулась с новыми трудностями, вызванными санкционной политикой ряда стран Европейского союза. Вместе с тем, желание россиян отдыхать и познавать меньше не стало.
Все эти обстоятельства послужили толчком для развития внутреннего туризма нашей страны.
Популярные и новые направления внутреннего туризма в России
По информации, представленной Росстатом, в 2022 году востребованность федеральных округов среди туристов сложилась следующим образом.
Рассмотрим более детально самые востребованные уголки нашей страны.
Так, в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Ростовскую область, Татарстан, Нижегородскую область, Башкортостан, Самарскую область, Новосибирскую область, Бурятию едут для культурного отдыха, а также в целях познания местных и исторических достопримечательностей, знакомства с местной национальной культурой.
С целью оздоровления и курортного отдыха туристы посещают Крым, Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкессию, Дагестан, Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую области.
Для активного отдыха путешественники выбирают Алтай, Приморье и Камчатку.
Кроме того, туризм на Камчатке сочетает в себе и культурные, и оздоровительные цели. Посетить ее рекомендовал даже сам Президент России Владимир Путин.
Здесь начинается Россия...
Если цели посещения туристами теплых черноморских регионов, Москвы и Санкт-Петербурга, а также других крупных городов материковой части России достаточно понятны, то давайте рассмотрим, в чем состоит уникальность «жемчужины» нашей страны – Камчатки.
Камчатка знаменита своими вулканами, гейзерами и ледниками, разнообразием водных биоресурсов, культурой местного населения, термальными источниками. Сюда приезжают, чтобы увидеть первозданную красоту дикой природы и, очутившись на вершине вулкана, заглянуть в самое жерло. Также любители активного отдыха могут испытать себя на прочность в сплаве по холодным горным рекам, порыбачить на дикого лосося, встретив при этом косолапого «хозяина» леса.
Здесь можно в один день совершить морскую прогулку по акватории Авачинской бухты, полюбоваться на лежбище сивучей, прокатиться до острова Старичков, половить морских обитателей, включая краба, а вечером поесть вкусной ухи из свежевыловленной рыбы и попариться в термальных источниках, – поведал местный житель Роман.
Развитию туристического кластера Камчатки уделяется огромное внимание со стороны государства. Губернатор Камчатского края Владимир Солодов и краевое правительство регулярно обращают внимание на необходимость развития региона в этом направлении.
Мы видим, что туризм – это самая динамично развивающая отрасль в экономике Камчатского края, она в огромной части зависит от работы на уровне муниципальных районов, от готовности предоставлять земельные участки, от скоординированности и продуманности этой работы на уровне муниципалитетов, - отметил Владимир Солодов.
В рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» определены четыре локации для организации всесезонных курортов в муниципальных районах Камчатского края. Всесезонные курорты — это взаимосвязанные организации и предприятия гостинично-туристической сферы, размещенные на территории компактно расположенных объектов туристической недвижимости, которые развиваются под единым брендом туристической территории. Выбранные населенные пункты значительно удалены от Петропавловска-Камчатского, однако расположены на наиболее популярных, но труднодоступных маршрутах. В перечень всесезонных курортов не включены территории с высоким потенциалом, уже находящиеся в активной стадии проработки и/или имеющие инвесторов. Такой подход позволит региону получить максимальный эффект от реализации мастер-плана, - рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов о проделанной работе по развитию туристических макротерриторий в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Как государство поддерживает туристическую отрасль в России?
Правительство России активно вводит меры государственной поддержки в сфере туризма. В 2022 году разработан и внедрен ряд новых мер и механизмы их реализации. Так, например, введены следующие меры поддержки туристической отрасли.
- Обнуление НДС для гостиниц.
С 2022 года и в ближайшие пять лет для гостиниц действует нулевая ставка НДС. Ожидается, что предпринимательская деятельность в туристической сфере станет более рентабельной за счет существенного повышения инвестиционной привлекательности таких бизнеспроектов.
- Льготное кредитование в туризме.
Инвесторы могут привлечь заемные средства на строительство или реконструкцию отелей категории не менее «три звезды» площадью не менее 5000 кв. м или с номерным фондом от 120 номеров, а также санаториев. Льготные кредиты в размере от 100 млн до 70 млрд рублей выдаются на срок до 15 лет по ставке 3-5% годовых.
- Возмещение 50 % затрат на организацию чартеров.
Данная мера предполагает субсидирование половины стоимости фрахта самолета, что позволяет туроператорам компенсировать 50% затрат на обслуживание воздушного судна. Компенсации будут доступны туристическим компаниям, которые задействуют для перевозки туристов не менее шести парных рейсов по одному маршруту. Число перевезённых пассажиров при этом должно быть не менее 300 человек.
- Субсидия на создание модульных гостиниц.
Строительство быстровозводимых модульных отелей происходит на принципах софинансирования: не менее 50% от стоимости проекта — это средства бизнеса, вторую часть стоимости проекта поддерживает государство за счет субсидии.
- Грант на развитие туристического проекта в регионе.
Программа дает возможность предпринимателям в регионах реализовать или запустить свой бизнес в туризме в одном из следующих форматов – обустройство пляжей, детских и спортивных зон отдыха, национальных туристических маршрутов; приобретение туристического оборудования; разработка электронных путеводителей, мобильных приложений и аудиогидов; создание безбарьерной среды для туристов, а также создание модульных кемпингов, автокемпингов и глэмпингов.
Среди уже реализованных мер эффективно себя показали такие меры как снижение взносов туроператоров, льготы на внутренний туризм для семей (возмещение 50 % затрат на путевки в детские лагеря, скидки на ЖД билеты для семей с детьми) и туристический кешбэк.
Все эти мероприятия государственной поддержки осуществляются в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Перспективы развития внутреннего туризма в России
Каким образом будет дальше развиваться туристическая отрасль в России? Давайте попробуем спрогнозировать.
С одной стороны, закрытие границ переориентировало россиян на внутренний туризм, что позволило открыть новые маршруты для путешествий и отдыха в родной стране. Масштабы туристического потенциала России раскрылись с новой стороны. Меры государственной поддержки также достаточно благоприятно влияют на развитие туристического бизнеса внутри страны.
С другой стороны, существует проблема нехватки качественных гостиниц и других элементов туристской инфраструктуры, что вряд ли поможет жителям России на данный момент оценить домашний туризм. Дополнительным фактором, ухудшающим впечатления туристов от поездки по внутренним маршрутам в сезон, является резкий рост цен на авиабилеты, а также цен в гостиницах и ресторанах.
Также неизвестно, будут ли реализованы программы финансирования туристической отрасли в полной мере и какой эффект они произведут с учетом инфляции.
Очевидно, что в стране всегда будут люди, которым необходимо узнавать новые места, получать новые впечатления. При этом количество таких людей может изменяться в зависимости от экономической ситуации.
Однако, тяжело спрогнозировать планы россиян относительно туристических поездок внутри страны. В некоторых регионах инфраструктура уже устарела и физически, и морально, а в каких-то – ее вообще не было.
Вместе с тем, у российского туризма имеются колоссальные перспективы. Ведь в России есть масса регионов, где можно развивать туристическую отрасль. Главным условием является обустройство достойной инфраструктуры на местах. Необходимо создавать отели, визит-центры, кафе, разрабатывать экологические тропы, а также развивать транспортную составляющую регионов (дороги).
Будем надеяться, что жители нашей необъятной страны, несмотря на открытие границ, предпочтут туристические поездки по нашей стране привычным поездкам за рубеж. Как говорится "за бугром хорошо, а дома лучше".