Найти тему
Магия Алисандры.

Природа славян.Глава3.Быт и нравы.

Имя твоё

В слове заключена огромная сила, и это подмечено очень давно. Нашим предкам слово казалось божественным, приписывали ему чудодейственную силу. Слово, по их представлению, могло дать человеку счастье и погубить его. Оно способно прогнать болезни, оградить от зла, сдвинуть камни, повернуть реки, обезопасить в бою, предсказать судьбу. Словом, человек может победить, помочь, а может. и навредить.

Люди издревле знали, что имя дает определенный психологический и поведенческий настрой. По этой причине даже скрывали свое имя от малознакомых. Имя, данное новорожденному человеку, дает ему и предрасположения к действиям, которые закодированы в этом имени. Важно, с какой буквы начинается имя. Это - буква Творец, показывающая, чем работает человек. Последующие буквы показывают, как работает человек, через что, посредством чего. Последняя буква (буквы) - для кого? чего? работает.

Не случайно на "ша" оканчиваются многие употребляемые в быту сокращенные имена: Маша, Саша, Даша и так далее. "Ша" - защита от злого. Несуразное имя искажает сущность человека. Современная статистика подтвердила, что люди с неблагополучными именами в несколько раз более предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям, психическим срывам, комплексам. Им труднее добиться успеха.

Раньше новорожденного приносили к святому старцу, который, посмотрев дитя, говорил, с помощью чего он может подвосстановить слабые места в ауре дитяти. Называл, к чему предрасположен ребенок, к какой деятельности. Соответственно этому и давалось имя.

Сейчас при выборе имени лучше довериться интуиции молодой матери. В ней может сработать Родовая Память.

В наше время мы почти не задумываемся о значении своего имени. А для предков имя - условный символ мыслимого явления. Для них имя было осязаемым, живым. При наречении имени они были убеждены, что привязывают к ребенку не только сло-80, но и свойство, им обозначаемое. И у друга, и у врага спрашивали:

"Скажи имя твое!" "Коего, молодец города, которой земли, Как молодца именем зовут, Как молодца по отце чествуют?"

С величайшим уважением к слову относились и слагатели русских былин. Автор "Слова о полку Игореве" создает образ вещего Бояна, живые струны которого "славу рокотали", воспроизводит "злато слово".

Языческие имена совпадали с философией света и добра, были чисты и красивы как родник. Одним из самых распространенных имен у славян было имя с корнем "мир": Мирослав, Мира, Миродар, Миронега, Миря, сокращенные: Радим, Вадим, Хвалим. Слово "мир" общеславянское. Оно имеет три основных значения:

  1. люд, народ,
  2. покой, согласие,
  3. свет, вселенная.

Славяне мира ждали, желали и поэтому родились имена: Ждимир, Будимир. Создавали, строили и укрепляли мир: Крепи-мир, Творемир, Ратемир. Наряду с именами на "мир" имели много имен на "рад": Рада, Радим, Радимир, Радовит, Радомила, Радослав, Радомысль.

Корень "лад" означал порядок, стройность, гармонию: Лада, Ладек, Ладемир., Ладислав.

Одним из древнейших является имя Владимир, оно встречается у поляков, чехов и даже немцев. Корень "влад" указывает на глагол "владеть", означал владыка, повелитель: Влад, Волод, Владислав, Володарь.

Корневая основа славянских имен обширна и насчитывает несколько сот. Наиболее распространенные имена на: гост, бог, бор, боль, вель, выш, добр, дом, жив, люб, люд, полк, рад, рат, свят, яр. По данным словам можно даже определить степень нравственности наших праотцов. Давайте с радостью назовем эти имена: Слава, Славата, Славник, Славента, Богуслав, Брислав, Болеслав, Витослав, Всеслав, Во-лослав, Вышеслав, Дедослав, Домослав, Гореслав, Даньслав, Ждислав, Жизнеслав, Изяслав, Переслав, Радослав, Святослав, Судеслав, Чурослав, Ярослав. Все эти имена отражают желание иметь мир, покой, порядок, ценить жизнь, свет, общество, благо, добро, красоту, силу, ум. Сильные мужчины, богатыри носили светоносные имена: Всетбог, Светозарь, Светослав, Светмир, Святовит, Святобор, Свень, Светолик. Яр-свет и сила умноженная: Ярим, Ярец, Яромир, Яролюб, Яра, Яремка.

Убийц, воришек и предателей называли иначе: Поганополк, Блуд, Любозвон. Корень "добро", как и большинство славянских слов, многозначен. Он определяет и возраст, и зрелость, и пользу, и счастье: Доброгост, Добрыня, Добромысл, Добромил, Дослава, Добромир, Доброгнева, Добродея.

Вполне логично, что от глагола "любить" возникло больше женских имен: Люба, Любава, Любуша, Любана, Любата, Любовь. Много нежных имен породило чувство умиления: Мила, Милослава, Милаша, Милица.

Наши предки имели два-три имени, но не заводили себе фамилии. Иван Грозный фамилии не имел, как не имела его большая часть славян Древней Руси. Самые ранние фамилии появились в XV веке, да и то больше похожи на прозвища. А говорили примерно так: "Сын Володимир, внук Ярослава, и с ним бежа Порей и Вышата, сын Остромир воеводы Новгородьского".

Самый древний пласт имен наши предки позаимствовали у животного и растительного мира и пользовались ими до XVIII в. (например: Баран Павлов -крестьянин). Наверное, вам будет смешно узнать далекие имена ваших пра-пра-прадедушек: Бык, Жеребило, Кобель, Собака, Хомяк, Медведь, Беркут, Соболь, Грач, Лещ, Окунь, Блоха, Вошка, Жук, Комар, Паук, Упырь. Имена из растительного мира: Дуб, Береза, Дубяга, Калина, Орех, Репа, Ячмень.

Красивы имена, рожденные из стихий: Вода, Водан, Гроза, Гром, Свет. Все эти древнейшие имена послужили образованию фамилий: Орловы, Громовы, Дубовы.

В славянском языке найдутся имена, созвучные предметам: Мешковы, Кашины, Тюрины. И еще большая семья имен образовалась от внешнего вида человека: Румяной, Рыжий, Красной, Черныш, Рябой, Веселой, Гордой, Резвой.

Имя могли дать и по времени рождения: Вешняк, Поздняк, Меньшак, Первой, Первуша, Шестак.

По профессии, роду занятий: Гончар, Дегтяр, Коновал, Кожемяка.

По социальному положению: Селянин, Бобыль, Холоп. По родству: Несвой, Не-гнаш, Чужой.

По имени народа, из которого вышли родители: Угр, Чех, Русин, Казарин. По имени богов: Божко, Свар, Сварович, Жива.

Логично, что убийц, воришек, предателей, злых людей народ называл иначе: Поганполк, Блуд, Любозвон, Гнида, Невер, Нелюб, Олух, Пес, Горясер, Немир, Пакослав.

По поводу рождения и имени наречения существовали обряды: ребенка брали на руки, клали на землю, на порог, на очаг, поднимали, обносили вокруг избы и целовали. Приносили подарки: зерно, тмин, соль, позднее деньги. Детей у славян нарекали по желанию отца или матери, при христианстве крестные - отец и мать.

Чтобы имя не умирало вместе с человеком, они не только передавались по наследству от деда к внуку, от бабушки к внучке, но и писали его на надгробном памятнике, на камнях, на иконах, на чашах.

Много имен пришло к нам из Греции и других стран: Олег, Ольга, Игорь, Андрей, Евгений, Софья и др.

С приходом христианства стали постепенно уходить родовые и племенные имена. Была введена новая система имен, канонизированных христианством, сейчас их называют Святцы. Иногда христианские имена - непривычные слуху - русифицировались. Каноническая Ирина превращалась в Арину, Евдокия - в Авдотью.

Древние имена были богаты, разнообразны, привычны русскому человеку. Имя несло с собой почти полную информацию и характеристику о человеке. Было ясно и понятно, кто есть кто. Радомир, Владимир, Творимир, Святослав, Ярослава (в этих и других славянских именах) - величие, сила духа, подлинная поэзия и необыкновенное благозвучие, ласкающие слух и услаждающее душу. Имя - это предрасполагающее орудие освоения Мира, это судьба - светотканый код человека.

  

   Природа русского обряда

"Обряд" - слово русское и происходит от слова "ряд", рядить или обряжать, значило- обсудить, договориться о чем-либо, установить то или иное житейское правило,, провести праздник.

В широком смысле слова - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей.

Обряд-это освященное многовековой традицией, развернутое, условно-символическое действие. А все символы подсказывала сама природа: в узоре хороводов, в слове, в песне. Сам обряд становился актом очищения и соединения с космосом, дававшим силы телесные и духовные. Человек знал и чувствовал, что после напряженной работы в обряде, в торжественном единении с другими людьми он приобретает новые силы. Основные солнечные праздники делили ритм жизни на четыре фазы. Обряды изменились по форме, но по своему смыслу и назначению в цикличной смене времен года, в хозяйственной деятельности и в самой человеческой жизни оставались неизменными. Они направлены на установление скрытых связей между природой и людьми. Обряд имеет сложную структуру. Он сопровождается не только мифами, но и песнями, драматическими действиями, ряжением, а каждый звук, слово и движение есть порождение природы.

Наши предки постоянно несли в себе чувство и понятие триединого мира. Это чувство отражалось на всем: на быте, на творчестве, на празднике, тем более на обрядах. В обряде происходило обращение к прошлому, к умершим и через настоящее обращались к будущему. Люди понимали, что только сообща, подобно всем частям и частицам космоса, можно выстроить и ощутить единство, лад и красоту. Наверное, поэтому у русских развита привычка быть вместе, развито коллективное общение и образ жизни. Двигаясь по кругу-хороводу, они похожи на планеты, вращающиеся вокруг солнца. Идя в правую сторону, чувствовали положительный заряд. Именно в красивом и спокойном хороводе можно услышать через тонкие чувства спутника жизни. В хороводе равномерно распределяется энергия: слабый находит, сильный делится. Само пение также является целительным актом. Поющий соединяется со звучанием Вселенной. И чем правильней и чище он поет, тем он здоровее. А когда поют коллективно, особенно в унисон, человек еще быстрее гармонизируется с ритмами природы и выстраивает "мост" от земного к бесконечному. Ритм и звучание ткут мироощущение. Звук "о" и круг дают чувство единения, звук "а" и разведение рук в стороны помогают открыться, звук "у" и устремление рук вверх дают соединение с Правью.

Триединый мир присутствует в каждом движении и звуке. Даже одежд! несет эти понятия. Сам силуэт свободный, подобен летящей птице, особенно рукава. Головной убор - олицетворение неба. Узоры на рубахах - стихии мироздания: вода, воздух, огонь и земля. Рисунок хороводов и ритуалов также отображает стихии, животный и растительный мир. Самым сильным и любимым хороводом у русов всегда был хоровод - солнце (хоро - круг).

Предметы-символы в обрядах помогают человеку не только украсить обряд, но и психологически настроиться на действо. Хлеб-соль - земля и солнце, полотенце - кусочек чистого космического пространства или полоса жизни человека, венок - круг оберегающий, яйцо - символ постоянного рождения и самой Вселенной, чучело - образ зимы, холода, уходящего времени, береза - символ расцвета природы, дерево Лады, дуб - священное дерево Рода и Перуна, ветка - ключ к возрождению или к сердцу любимого. Обрядовое печенье -плодородие. Обрядовая каша - символ начала и конца, жизни и смерти одновременно (из зерна появляется жизнь, рождается цвет, новые семена и с нового семени начинается снова этот вечный процесс). Блины - солнце, Рождественская звезда (колядочная) - коловорот солнце. Елочка-древо жизни, мировое дерево.

Обряд - время бога, проявления бога в нас, время откровения и очищения. Обряды проводятся на "крестцах" - на пересечении магических потоков земли и света.

Итак, человек - дитя природы, чувствовал себя гармоничной и достойной ее частицей , умел торжествовать по - земному и по - небесному.

Обычное течение жизни логично чередовалось и соединялось с духовным. Важные и маленькие дела были наполнены смыслом, а потому радовали всегда. Эти качества настолько сильны, "что не поддаются уничтожению. Чувство честной общины, ее справедливые законы на основе понятий прошлого, настоящего, будущего - это дары небесные и никаким земным провокациям уже не могут быть подвержены.

Образный и реальный мир обряда - уникальное изобретение человечества, механизм очищения и соединения. Проблема одна: с кем вы? Со светом или тьмой? Обряды и символы имеются и у тех, и у других.

Русские обряды одни из самых архаичных. В них присутствуют ценные знания прошлого. Весь ритуальный русский календарь - кладезь генетического богатства. А песни, сказки, былины, игры, обряды - неумирающие факты космической деятельности человека.