24 февраля российская армия начала обстрел соседней Украины. К этому вели многие заявления и политиков из Москвы, и заявления иностранных разведок, но поверить в то, что это случится, не мог почти никто. В первые утренние часы казалось, что сон продолжается. Сегодня этой трагедии исполняется ровно 1 год. Orda.kz о тектонических изменениях, которые война внесла в нашу жизнь
В районе 5 утра ровно год назад в Украину со стороны России, Крыма и Беларуси вошли российские войска. Особенно ярым обстрелам тогда подвергся полуторамиллионный Харьков – он и ближе всего к границе. До ближайшего Белгорода расстояние всего 40 минут по трассе. То, что не разрушили во Вторую Мировую довершил, казалось бы, «братский народ», с кем в 1940-х сражались за общую победу.
Потом будет много страшного – и престижные пригороды украинской столицы Буча и Ирпень, и практически полностью уничтоженный полумилионник Мариуполь с детьми, которые прятались в драмтеатре, и многочисленные обстрелы по всей Украине, в результате которых гибнут и мирные граждане страны. Сейчас к новостям с фронта уже привыкли.
Казахстанцы, ещё не отошедшие от шока Кантара, январских событий, в результате которых погибли сограждане, а улицы городов были разорены, испытали второй шок с начала года. Мир и постсоветское пространство стало наблюдать, как считают некоторые политологи, за финальным этапом распада империи под названием СССР.
Два лагеря
Основной раздел произошёл восемью годами ранее, о котором так долго и упорно оповещает российская пропаганда. Когда в 2014 году Россия аннексировала Крым «по волеизъявлению жителей» полуострова. Тогда Запад в лице самых развитых стран очень сильно напрягся, но плевок в адрес международного права сглотнул, ограничившись рядом санкций, которые тогда не были такими масштабными.
Россия жила и развивалась, пусть и рубль, а вместе с ним и тенге упали к основным мировым валютам почти в 2 раза. А мир поделился на 2 лагеря – «коллективный Запад», как его именуют в российских новостях, хотя в нём есть место и Южной Корее с Японией, Евросоюзу и США, и другой мир, где демократия не на первом месте.
Orda.kz поговорила с казахстанским политологом Газизом Абишевым о том, как изменилась ситуация с февраля 2022 года.
«Не думаю, что мировой порядок изменился каким-то существенным образом. В целом, коллективный Запад и НАТО, Китай, Арабские страны – все основные остались на тех же позициях относительно друг друга. Да, какое-то среднее влияние в виде роста напряжения наблюдается, но коренным образом порядок не изменился».
Но, кажется, что мир еще больше поляризировался. Происходящее в Украине серьезно разделило и российское общество, 75% которого сейчас поддерживает войну, но с ним и Казахстан. Опросы, подобные российским, в стране не проводятся, однако среди наших знакомых много таких сограждан. Они смотрят российские СМИ и часто ностальгируют по Советскому Союзу, в молодости все кажется прекрасным, даже очереди за колбасой и болгарские духи, которые удалось «достать». Одновременно многие казахстанцы задумались, а не станет ли Казахстан следующей мишенью для Путинского режима, который, судя по риторике, пытается восстановить СССР в прежних границах, как будто и не было 30 лет независимости.
Президент-дипломат
По стечению обстоятельств именно в это время у руля в стране оказался дипломат со стажем. Касым-Жомарт Токаев закончил МГИМО – лучший дипломатический ВУЗ Союза. С 1975 года работал в советской миссии в Сингапуре, затем Пекин, аппарат МИДа СССР в Москве, затем пост министра иностранных дел независимого Казахстана с перерывами вплоть до 2007 года. Внушительный опыт.
Та самая многовекторность политики, особенно сотрудничество между тремя мировыми державами – Россией, Китаем, США, в 2022-м пригодилась, кажется, как никогда. Москва пыталась и пытается втянуть Казахстан в украинский конфликт, сделать его подельником в кровавых делах. Весной было грубое обращение российского пропагандиста Кеосаяна, последнее внушение было в Минске, устами белорусского президента Лукашенко.
Летом весь Казахстан и не только запомнил парирование Токаева в ответ на вопрос супруги Кеосаяна, главы RT Маргариты Симоньян, которая на Петербургском экономическом форуме задала гостю вопрос о признании ДНР и ЛНР, и получила ответ о непризнании «квазигосударственных образований».
Ещё было огромное количество встреч, саммитов, переговоров, на которых Токаев неизменно подчеркивал, что Казахстан хочет общаться, торговать и дружить со всеми – и с Россией и с Западом.
Одним из знаковых событий казахстанской дипломатии стал первый зарубежный визит китайского лидера Си Цзиньпина в Астану. Он два года не покидал пределы Китая, находясь, как и вся его страна, на длительном карантине. Orda.kz подробно писала об этом.
О том, что Кремлю следует изменить риторику в отношении бывших республик СССР, Путину заявил даже вполне лояльный таджикский лидер Эмомали Рахмон, хотя на территории Таджикистана размещены российские военные части.
Читайте также
Президент Таджикистана попросил Путина не относиться к странам ЦА как к бывшему СССР
Усилилось сотрудничество с Турцией, которая пообещала поддерживать суверенитет Казахстана. И, кажется, страны всей Центральной Азии начали дрейфовать в сторону Анкары.
Глобальное изменение торговых связей
Одним из инструментов давления на Казахстан стал главный экспортный маршрут для казахстанской нефти, пролегающий через Россию – КТК. Его работе мешала стихия, экология, неполадки оборудования. Недавно нефтепровод тоже не качал нефть, все хранилища были заполнены. При этом Казахстан, а также партнёры по ЕАЭС, остаются едва ли не последней «форточкой» для поставок в Россию санкционных товаров, список которых оказался беспрецедентным во всей истории человечества. Даже у Ирана, который с 1980-го года находится в жёсткой конфронтации с Западом, он в несколько раз меньше.
В мировом измерении произошли глобальные изменения торговых и пассажирских маршрутов – небо над Украиной опустело от авиации, транзит через Россию многих товаров прекратился. Безусловно, это сказалось и на ценах в Казахстане: доставка грузов, которая раньше шла через северного соседа, а также ряд производств там закрылись, увеличилась цена для казахстанцев. Виной тому стали новые маршруты.
Одновременно в Астане и других столицах начали думать, как изменить торговые связи так, чтобы избежать ущерба. Так появилась идея создания Транскаспийского маршрута, который должен связать Китай и Европу в обход России, и будет пролегать через Казахстан.
Нефтедобывающие компании в Казахстане тестируют новые, хоть и не всегда выгодные маршруты транспортировки главного богатства – чёрного золота. Это будет большой толчок для порта Актау.